Каналы распределения в маркетинге, их преимущества и недостатки
Канал распределения – это все организации, через которые должен пройти товар с момента его изготовления и до момента его потребления.
Функции канала распределения: информационная функция, стимулирование сбыта, установление контактов, приведение товара в соответствие, проведение переговоров.
Распределение играет важную роль в доведении до потребителя любого товара или услуги. Канал распределения обеспечивает доступность товара или услуги через определенное число лиц и предприятий, дающих возможность потребления или использования данного товара или услуги потребителем либо предприятием. Предприятия или лица, содействующие движению товара по каналу распределения, называются посредниками. Посредник - любое промежуточное звено между изготовителем товара или услуги и пользователем. Распределение через посредников имеет как преимущества, так и недостатки.
Многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для осуществления прямого маркетинга, поэтому использование услуг посредников обеспечивает им прямую выгоду. Даже если производитель в состоянии создать собственные каналы сбыта, ему целесообразнее направить средства в свой бизнес. Если производство обеспечивает норму прибыли 20%, а в розничной торговле она составит всего лишь 10%, то предприятие-производитель не захочет самостоятельно заниматься розничной торговлей. Контакты, опыт, специализация, мобильность посредников делают эффективной их деятельность, которая выражается в обеспечении широкой доступности товара и доведении его до целевых рынков.
В канале распределения должны осуществляться функции всех групп, хотя не каждый субъект канала участвует в их осуществлении. Производитель товара может отказаться от посредника, но не от выполняемой им функции.
Когда речь идет о преимуществах, которые потребитель получает благодаря посреднику, это касается:
• момента получения товаров или услуг;
• места получения товаров или услуг;
• кондиций товаров или формы услуг;
• передачи прав владения на товар.
Основная проблема маркетинга заключается в выборе наиболее эффективного канала распределения.
Общие концепции планирования маркетинга.
Планирование — процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.
Под планированием маркетинга понимается логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана, т.е. это деятельность по разработке различных видов плана маркетинга.
Эта деятельность является элементом более общего понятия — системы планирования маркетинга, включающей помимо разработки плана маркетинга также его реализацию и контроль. Планирование маркетинга в разных организациях осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Так, диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта. На другом полюсе — план маркетинга, основанный на широчайшем рассмотрении стратегии бизнеса, что выливается в разработку интегрального плана, охватывающего все рынки и продукты. Отдельные организации, особенно малые предприятия, могут не иметь плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. Единственным плановым документом для таких организаций может быть бизнес-план, составленный или для организации в целом, или для отдельных направлений ее развития. В этом плане дается информация о рыночных сегментах и их емкости, рыночной доле; приводится характеристика потребителей и конкурентов, описываются барьеры проникновения на рынок; формулируются стратегии маркетинга; даются прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет с погодовой разбивкой.
В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило, долгосрочных планов и тактических (текущих), как правило, годовых и более детальных планов маркетинга. Стратегический план маркетинга направлен на решение бездетальной проработки стратегических задач маркетинговой деятельности применительно к компании в целом и к отдельным стратегическим хозяйственным единицам (СХЕ). Для подразделений СХЕ он не разрабатывается. В то же время отдельные позиции стратегического плана (затраты на маркетинг, объем продаж, доход, прибыль, рыночная доля и т.п.) доводятся до подразделений СХЕ и являются основой разработки текущих планов маркетинга.
Стратегический план маркетинга, как правило, разрабатываемый на 3-5 и более лет, описывает главные факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Таким образом, стратегический маркетинговый план характеризует сложившуюся маркетинговую ситуацию, описывает стратегии достижения поставленных целей и те мероприятия, реализация которых приводит к их достижению.
Стратегический план обычно пересматривается и уточняется ежегодно, на его основе разрабатывается годовой план, который детализирован в гораздо большей степени.
Годовой план маркетинга описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий год. Годовой план маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков. Таким образом, годовой план маркетинга действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга и включает в свой состав решение вопросов в следующих областях:
1. Маркетинговые исследования.
2. Продуктовая политика.
3. Ценовая политика.
4. Товарораспределительная политика.
5. Коммуникационная политика.
Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Задачи стратегического планирования
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
* повышение контролируемой доли рынка
* предвидение требований потребителя
* выпуск продукции более высокого качества
* обеспечение согласованных сроков поставок
* установление уровня цен с учетом условий конкуренции
* поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
* разработка общих целей;
* определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
* определение путей и средств их достижения;
* контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Планы и контроль маркетинга
Основная задача момента: обеспечить потребителю максимально благоприятные условия обслуживания.
Классификация:
1. По длительности:
-краткосрочные (до 1 года)
-среднесрочные (2-5 лет)
-долгосрочные (5-15лет)
2. По масштабу:
-отдельный маркетинговый план
-интегрированный (все представляется/ план)
-общехозяйственный план
3. По методу разработки:
-снизу вверх
-сверху вниз
Цель контроля: своевременное принятие решений в случае отклонений от параметров.
Основными средствами является:
-анализ возможности сбыта
-анализ доли рынка
-анализ соотношений между затратами и сбыта и наблюдений за отношением клиента
3 типа маркетингово контроля:
1. Контроль за выполнением годовых планов
2. Контроль прибыльности
3. Стратегический контроль
План фирмы включает в себя:
-план маркетинговой деятельности
-план производства
-финансовый план
-план исследовательских разработок
-план кадровой деятельности
Существуют следующие виды планов маркетинговой деятельности:
-отдельный маркетинговый план для каждого маркетингового продукта
-единый интегральный план, охватывающий все главные продукты
-случай, когда маркетинговый план является частью широкого бизнес-плана
Стратегия ценообразования
Основными факторами, влияющими на ценообразование в условиях рынка, является спрос, конкуренция и издержки.
1)Фактор спроса:
· Вкусы, привычки;
· Доходы;
· Наличие аналогичных товаров на рынке;
· Степень внедрения товаров.
2) Фактор конкуренции:
· Количество фирм;
· Знание цен на товары конкурента;
· Аналогичные импортные товары и услуги.
3) Фактор издержек:
· Издержки производства в маркетинге с отдельными надбавками.
В настоящее время в строительстве применяются, следующие методы определяются договорные цены:
1. Базисно-компенсационный метод представляет собой состояние сметной документации с использованием имеющихся сметных норм, при этом окончательная стоимость стройки формируется исходя из тактических затрат и может быть ограничена только после завершения строительства, при этом стоимость определяется в 2 этапа:
1) Проектирование и заключение договора в базисном уровне с ориентированным прогнозом удорожания базисной стоимости.
2) По окончанию строительства производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на пером этапе.
2. Ресурсный метод – калькулирование в текущих и прогнозируемых ценах элементарных затрат, необходимых для реализации проекта.
Калькулирование предстоящих издержек производства ведется на основе выраженных натуральными измерительными потребностями материальных ресурсов, включая данные о расстояниях и способы их доставки, расходах электроэнергии на технологические цели также время использования машин и затраты труда работников.
3. Индексный метод – дается базовая цена рассчитанная по ценникам 1991 г. или 1984 г. и умножается на индекс цен отражающих сегодняшний уровень цен.
4. Ресурсно-индексный метод – в качестве базовой цены берется цена, рассчитанная на день расчета, а затем умножается на индекс текущих цен (прогнозы).
Рекламная деятельность.
Этапы рекламной деятельности
1. Определение цели рекламы
2. Принятие решения о рекламном обращении
3. Выбор средств распространения рекламы
4. Разработка рекламного бюджета
5. Оценка эффективности рекламной деятельности
Цели рекламы определяются принятой на предприятии маркетинговой и коммуникационной политикой. Цели предприятия относятся к двум группам:
- цели в области сбыта, направленные на получение ощутимого прироста объемов продаж или побудить потребителя к приобретению товара.
- цели в области коммуникаций, направлены на передачу определенных идей, формирование имиджа предприятия, что способствует уровню сбыта товара в долгосрочном периоде. Выделяют следующие типичные цели рекламы:
информативная, напоминающая, убеждающая.
Выделяют 5 стилей рекламного обращения:
1. Официально-деловой
2. Научно-профессиональный
3. Публицистический
4. Литературно-разговорный
5. Фамильярно-разговорный
Выбор средств рекламы осуществляется с целью выявления наиболее эффективного с точки зрения затрат пути доведения желаемого числа рекламных обращений до целевой аудитории.
Разработка рекламного бюджета. Выделяют четыре, наиболее распространенных вида разработки рекламного бюджета:
1. Остаточный - средства предприятия распределяются по основным статьям, остаточные - направляются на рекламу
2. Распределение бюджета по конкурентному паритету, суть такого распределения, исходя из суммы определяемой конкурент.
3. Процент от объема продаж
4. Исходя из целей и задач.
Определение эффективности рекламной деятельности. Различаю экономическую рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных элементов рекламы на сознание человека. Экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить какой эффект дала реклама можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Для выявления эффекта рекламы анализирую оперативные и бухгалтерские данные. Психологическая эффективность определяется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатления, степенью привлечения внимания. Эффективность психологического воздействия рекламы можно определить путем наблюдений, экспериментов, опросов.
№68.Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента. Маркетинговое исследование и его результаты служат эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требований конечного потребителя. Маркетинговые исследования структурно включают два главных направления - это исследование характеристик рынка и исследование внутренних действительных и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы. Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены руководству для принятия предпринимательских решений в целом, и маркетинговых решений в частности, которые связаны с неопределенностью поведения субъектов маркетинговой системы, а их принятие сопровождается, как правило, риском.Проведение маркетинговых исследований как раз и связано с необходимостью уменьшения риска осуществляемой предпринимательской деятельности.Практика показала необходимость разделения функций отдельных отделов и служб в целях выделения специализированной службы по организации маркетинговой деятельности, на которую в первую очередь возлагаются задачи по проведению маркетинговых исследований и разработке маркетинговых программ.
№69.Основной анализ рыночных возможностей конкретной строительной фирмы, предполагает проведение масштабных маркетинговых исследований, с обязательным включением в них изучения спроса на данную строительную продукцию. Также исследования должны включать конъюнктуру рынка, изучение микросреды и макросреды маркетинга, а также общий анализ уровня конкуренции на доступных рынках подходящих строительной компании. После проведения предварительных маркетинговых исследований, должен осуществляться отбор главных рынков, что само собой предполагает немедленное их сегментирование, разработку тактики и стратегии маркетинга с целью завоевание своей ниши на современном рынке.
Спрос на конечную строительную продукцию на инвестиционно-строительном рынке формирует совершенно специфичный ее потребитель – институт заказчика, которого нет в промышленности. При разработке своей стратегии поведения или выборе своего главного партнера маркетинговой службе необходимо знать финансовую состоятельность инвестора-заказчика на перспективу.
№70.Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение. И любой из перечисленных параметров может быть основой для сегментирования рынка. Под сегментацией рынка строительной продукции понимают процесс выделения групп потребителей, одинаковым образом реагирующих на одни и те же побудительные стимулы маркетинга. Классификационными признаками сегментации рынка являются:
1)степень охвата (макро- и микросегменты рынка);
2) глубина проникновения (усилия фирмы сосредотачиваются на отдельном товаре – глубокая сегментация, унификация потребностей различных групп покупателей – широкая сегментация);
3) сегментация по стадиям маркетинга (предварительная предшествует созданию фирмы, окончательная – часть плана маркетинга).
4) сегментация рынка по назначению, по потребителям (потребительские, продуктовые, конкурентные сегменты).
Сегментация рынка строительной продукции по потребителям является определяющей. Основные признаки сегментации:
Перечисленные признаки сегментации рынка строительной продукции проявляют себя в тесной взаимосвязи. Установление экономически целесообразных сегментов подчиняется определённым правилам:
между потребителями должны быть различия (заказчики гражданского и промышленного строительства);
каждый сегмент должен быть ограничен (потребители имеют сходство по определенным параметрам: доходам, социальному происхождению);
строительная фирма должна определить требования потребителей.
выбранные сегменты должны быть большими для обеспечения доходности.
Реальное место на рынке выявляется с помощью выбора целевого сегмента.
Критерии сегментации на рынке строительной продукции должны удовлетворять следующим требованиям:
возможность качественного и количественного измерения в процессе маркетинговых исследований рынка;
отражать дифференциацию потребителей по основным признакам сегментации рынка;
выявлять различия в структурах рынка, позволяющие определить границы рыночных сегментов.
Заключительная стадия сегментации – позицирование строительной продукции на выбранном рыночном сегменте.
№71.Товар (услуга) – всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, лица, места, организации, идеи. Строительная продукция в системе маркетинга может рассматриваться как товар по замыслу его содержания (проект), товар в реальном исполнении (готовый объект), товар в виде строительных услуг подрядчика, товар в виде сопровождения строительной продукции. Товар по замыслу, с точки зрения маркетинга, это необходимость выявления нужды потребителя. Продавать нужно не свойства товара, а выгоды от него. Уровнем качества исполнения, архитектурными, технологическими решениями характеризуется строительная продукция как товар в реальном исполнении. Интересы покупателя можно подкрепить предоставлением кредита, гарантийным обслуживанием кредита, гарантийным обслуживанием технологического оборудования, рассрочкой платежа, эксплутационным сопровождением, доставкой изготовителем строительных конструкций и материалов. В данном случае строительная продукция рассматривается как товар сопровождающейся дополнительными услугами. Строительную продукцию в маркетинге как товар представляет собой всё, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости. Отличие строительной продукции как товара по отношению ко всем видами товаров массового и серийного производства требует иного подхода к изучению проблем рынка. К особенностям строительной продукции как товара относятся:
Неподвижность, стационарность, как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации;
Жизненный цикл продолжителен;
Высокая капиталоемкость ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости;
Учитываются запросы индивидуальных потребителей;
Ограниченная конкуренция на рынке недвижимости;
Формирование товарной стратегии:
Дня осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Стратегические решения по товару являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии предприятия. Это связано с тем, что товар служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли.Товарная стратегия – это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом. Задачи разработки товарной стратегии могут быть различны:
удовлетворение запросов потребителей
оптимальное использование технологических знании и опыта фирмы
оптимизация финансовых результатов фирмы
завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующих товаров и диверсификации сфер деятельности.
Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных, задач, связанных с:
оптимизацией структуры предлагаемых товаров вообще, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла
разработкой и внедрением на рынок новых товаров
обеспечением качества и конкурентоспособности товаров
принятием решений, связанных с рыночной атрибутикой товаров
Товарную стратегию невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия, специфики внешней маркетинговой среды. Существенное влияние на маркетинговую товарную стратегию оказывает жизненный цикл товаров.
№73.Любая фирма, вступающая на рынок или планирующая это сделать, прежде всего сталкивается с препятствием, которое заставляет ее четко подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. Это препятствие – другие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты. Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.Взаимоотношения между ними определяют понятием «конкуренция».Конкуренция– борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции. Конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут непосредственно управляться организацией. Конкуренция выделилась в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Конкурентоспособность отдельной фирмы, то есть способность соответствовать требованиям конкурентной среды, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность. Таким образом конкурентоспособность экономики страны складывается из конкурентоспособностей входящих в нее экономических субъектов. Таким образом анализ конкурентоспособности фирмы выходит за рамки рабочей функции предприятия.
№74.Все факторы, влияющие на производственно-хозяйственный процесс, разделяют на внешние и внутренние. Основные факторы внутренней среды — технология, техника, организация строительного производства, персонал организации — вносят вклад в формирование развития предприятия. Технология — это сочетание квалифицированных навыков, машин и оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Совершенствование технологии органически связано с развитием и совершенствованием техники производства и в целом относительно к области научно-технического прогресса. Люди — центральный фактор на предприятии, поскольку они обладают индивидуальными способностями. Следовательно, предлагая работу, необходимо учитывать личные качества человека, его способности к ее выполнению. Человек может быть не только способным, но и одаренным, и его талант необходимо направить на его предрасположенность к данной работе.
Внешние факторы накладываются на развитие предприятия окружающей общественно-политической средой. Среди них следует выделить стратегические и локальные факторы. В качестве Стратегических внешних факторов обеспечения нормального функционирования предприятия выступают законодательная база и экономическая политика, включающая разгосударствление и приватизацию, демонополизацию, конкуренцию и т. д.Немаловажная роль внешних факторов несколько иного рода, но напрямую зависящих от стратегических. Эта группа так называемых Локальных факторов: Материальная база (размер инвестиций), имидж фирмы, наличие связей, стратегическое планирование, включающее стратегию маркетинга, стратегию рекламы, стратегию управления и т. д.Внешние факторы, воздействующие на устойчивое развитие предприятия, делятся на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия составляют: ресурсное обеспечение, воздействие конкурентов и потребителей, правовое обеспечение, инфляция, информационное обеспечение. Факторы внешней среды косвенного воздействия, которые составляют политическая стабильность, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и др., обычно не влияют немедленно на операции предприятия, но учитывать их необходимо в управленческих решениях.
Формы и виды рекламы
Реклама – это явление, в котором тесно переплетаются наука, творческий расчет и интуиция.По форме существования рекламу можно разделить на зрительную, слуховую и зрительно-слуховую. К зрительной рекламе относится газетно-журнальная, печатная, световая, оформительская реклама, а также реклама в электронных средствах массовой коммуникации. Слуховая реклама включает радиорекламу, устные сообщения и объявления. К зрительно-слуховой рекламе относится теле-, кино- и видеореклама, а также демонстрация образцов, сопровождаемая текстом. Соответственно различаются каналы распространения рекламы: печатная реклама, радиореклама, теле- и кинореклама, наружная реклама (знаки, указатели, щиты), реклама на транспорте, прямая почтовая рассылка, выставки и др. Предметом рекламных обращений могут являться товары (потребительские и промышленные), услуги, идеи и люди (в основном в политической рекламе).
Рекламу можно классифицировать по целевому назначению: реклама товаров или услуг, способствующая улучшению сбыта; реклама идей; коммерческая реклама, направленная на получение прибыли в ближайшем или отдаленном будущем; некоммерческая реклама, не ставящая своей целью получение прибыли (например, реклама благотворительных фондов, религиозных или политических организаций); реклама-действие, побуждающая клиента к совершению определенного поступка, покупки и т.д. (специальные купоны, дающие право на скидку при покупке товара, заказы по почте); реклама образа товара, рассчитанная на возбуждение интереса к данной марке, категории товаров, фирме и др
Наружная реклама.
Наружной рекламой называют любую рекламу, расположенную в городе: на стенах и крышах домов, на стендах, щитах и растяжках, в метро и на и транспорте. Такой способ распространения рекламы считается относительно недорогим, к тому же охватывает большое количество людей по географическому признаку.
Виды рекламы:
Щиты. Растяжки. Указатели. Вывески –Штендеры – раскладные конструкции с названием фирмы, телефоном и списком предоставляемых услуг. Выставляются непосредственно рядом со зданием компании.
Пневмофигуры – это объемные надувные фигуры. Бывают любой формы. Липкая аппликация – плакат, стикер. Городские конструкции – реклама размещается на будках, урнах, остановках.