Система дорожного водоотвода

Система дорожного водоотвода состоит из ряда сооружений и отдельных конструктивных мероприятий, предназначенных для предотвращения переувлажнения земляного полотна. Они служат для перехвата и отвода воды, поступающей к земляному полотну, или для преграждения доступа ее в верхнюю часть земляного полотна. В результате их действия должен быть обеспечен постоянный благоприятный режим влажности грунтовых оснований дорожных одежд.

Для защиты земляного полотна трассы от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна необходимо предусмотреть систему поверхностного водоотвода. Это включает в себя устройство канав, быстротоков, лотков, испарительных бассейнов и т. д. Дно канав должно иметь продольный уклон не менее пяти промиллей. Наибольший продольный уклон водоотводных устройств следует определять в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канав с учётом допускаемой скорости течения. Если же нет возможности обеспечения допустимых уклонов, то нужно предусмотреть быстротоки, перепады и водобойные колодцы.

Для отвода воды от земляного полотна служат боковые, водоотводные, нагорные и осушительные канавы (рис. 15.1).

система дорожного водоотвода - student2.ru

Рис. 15.1. Виды различных водоотводных канав:
а - канавы, совмещенные с боковыми резервами; б - трапецеидальные и треугольные боковые канавы; в - нагорные канавы у выемок;
1 - кювет-резерв; 2 - берма; 3 - резерв; 4 - банкет; 5 - нагорная канава; 6 - отвал

ИСПАРИТЕЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ.

ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА

Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰ и в исключительных случаях - не менее 3‰.

Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании водоотводных канав и кюветов следует принимать для дорог I и II категорий 2‰, HI категории - 3‰, IV и V категорий - 4%, а при проектировании водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог следует принимать для дорог I и II категорий - 1‰, III категории - 2‰, IV и V категорий - 3‰.

Наибольший продольный уклон водоотводных устройств следует определять в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы.

На местности с поперечным уклоном менее 20‰ при высоте насыпи менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы следует проектировать с двух сторон земляного полотна.

Испарительные бассейны разрешается предусматривать в IV и V дорожно-климатических зонах. В качестве испарительных бассейнов допускается использовать местные понижения, выработанные карьеры и резервы глубиной не более 0,4 м. На участках, где под испарительный бассейн используется резерв, следует предусматривать насыпь с бермой.

Грунтовые и поверхностные воды, которые могут влиять на прочность и устойчивость земляного полотна или на условия производства работ, следует перехватывать или понижать дренажными устройствами.

Высоту насыпей и оградительных дамб у средних и больших мостов и на подходах к ним, а также насыпей на поймах следует назначать с таким расчетом, чтобы бровка земляного полотна возвышалась не менее чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм - не менее чем на 0,25 м над расчетным горизонтом воды с учетом подпора и высоты волны с набегом ее на откос.

Бровка земляного полотна на подходах к малым мостами трубам должна возвышаться над расчетным горизонтом воды, с учетом подпора, не менее чем на 0,5 м при безнапорном режиме работы сооружения и не менее чем на 1 м при напорном и полунапорном режимах.

Вероятность превышения паводка при проектировании насыпи на подходах к мостам следует принимать для дорог 1-III категорий - 1 %, IV и V категорий - 2%, а на подходах к трубам следует принимать для дорог I категории - 1 %, II и III категорий -2%, IV и V категорий - 3%.

ОБЩЕЕ

Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

При проектирование А/Д встречаются два принципиально отличных случаев выбора направления трассы:

1 Принцип: Проектирование больших автомобильных дорог, и основные промежуточные пункты назначаются из общих государственных, административных, культурных и оборонных соображений.

Эти дороги используется для дальних перевозок.

2. Принцип: Проектирование дорог промышленных и с/х районов, связывающих между собой ряд пунктов возникновения и потребления грузов, а так же проектирование путей (подъездных) от промышленных предприятиях. При необходимости связать 2 населенного пункта, наиболее целесообразно прокладывать дорогу по соединяющей ей прямой линией (воздушной линией)

Выбор трассы дороги, предопределяет ее протяжение, расположение всех капитальных дорожных сооружений, стоимость выполнения строительных работ и показателем работы дороги с последующей эксплуатации.

При выборе направления дороги, следует располагать ее на местности таким образом, чтобы воздействие природных факторов на дорогу, наименее осложнения ее строительства и последующую эксплуатацию.

При учете влияния на дорогу топографических, геологических гидрогеологических условий, необходимо рассматривать динамику действующих природных процессов и те перемены к-ые произойдут после постройки дороги. Из

Наши рекомендации