Понятие и виды земельных споров
ЗК РФ установил в ст. 64 судебный порядок разрешения споров. Установление такой нормы, с одной стороны, позволит в значительной мере исключить самоуправство властных органов; с другой – затянет во времени разрешение земельных споров. Согласно п.2. ст.60 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Земельные споры рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с их подведомственностью, установленной гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.
Земельное законодательство не исключает также и административный порядок разрешения споров. Так, земельные споры, если они отданы на разрешение административных органов одной из сторон до принятия дела к производству рассматриваются в административном порядке. Однако достаточно часто при административном порядке разрешения земельных споров исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления непосредственно сами выступают стороной спора, так как сами основания или изменения земельных отношений характеризуются властными распоряжениями этих же органов о землеотводе, изъятии земель, земельном контроле, землеустройстве. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Земельный спор – это доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия всех участников земельных отношений.
Предметом земельного спора может быть любая конфликтная ситуация, связанная с земельными участками, их границами, размерами, отводом, изъятием, платежами, правилами застройки, использования и т.д.
Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других землепользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их права и законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.
Земельные споры могут быть классифицированы по объекту, субъекту спора и другим основаниям. Условно их можно разделить на несколько категорий.
1. Споры, возникающие по поводу представления земельных участков. Они бывают следующих разновидностей:
а) по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Так, решения о предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, должны приниматься с учетом волеизъявления населения;
б) по поводу нарушения границ землепользователей при отводе земельных участков и в ходе самого землепользования.
2. Споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.
3. Споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним, о сервитутах на земельные участки, об обращении взыскания на заложенный земельный участок.
4. Споры о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий и учреждений.
5. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами. Специфика этих споров заключается в том, что ответчиками здесь, как правило, являются органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные правомочия.
6. Споры о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, сенокошения, выпаса скота.
7. Споры о признании неправомерными решения местной администрации по прекращению права собственности и иных прав на землю.
8. Споры по поводу решений местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого потребуется изъятие земельного участка.
9. Споры по разделу земельного участка как совместно нажитого супружеской парой недвижимого имущества.
10. Споры по возмещению убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей.