Учет товаров в буфете и мелкорозничной сети

К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Это торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.Таким образом, мелкорозничная торговля, являясь разновидностью розничной торговли, тем не менее может представлять собой отдельный вид деятельности Оприходование продукции кухни в буфеты, магазины и другую розничную сеть производится по накладным или дневным заборным листам; оприходование товаров, поступающих из кладовых, производится по накладным; оприходование продуктов, полуфабрикатов и товаров, поступающих от предприятий - заготовочных и других поставщиков, производится по товарно-транспортным накладным, счетам и другим документам.
Все приходно-расходные документы материально ответственным лицом (бригадой) сдаются в бухгалтерию при товарном отчете в сроки, установленные руководителем (собственником) предприятия, но не реже одного раза в пять дней. Товары и изделия кухни, находящиеся в мелкорозничной сети, учитываются суммарно по цене приобретения с добавлением единого показателя наценок насчете 41 «Товары» субсчет 2 «Товары в розничной торговле».Приходно-расходные документы собственника киоска или иного объекта мелкорозничной торговли хранятся у собственника и предъявляются государственным контролирующим органам по их требованию.

Основными записями, оформляемыми при организации мелкорозничной торговли в общественном питании, являются следующие:-при списании продуктов и товаров из кладовой в производство Д-т 20 – К-т 41-1

оприходованных в мелкорозничной сети Д-т 41/2 – К-т 41/1

Отражена разница между стоимостью сырья (продуктов) и товаров по учетным ценам кладовой и учетным ценам получателя Д-т 41/1 – К-т 42 Отражена стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, когда их учетная цена на производстве (кухне) и в мелкорозничной сети совпадает Д-т 41/2 – К-т 20

Отпуск и реализация произведенных изделий кухни, а также списание сырья по продажным ценам с материально ответственных лиц отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
Д-т 20-9 – К-т 41-1 – на стоимость сырья, продуктов, товаров, поступивших на производство;
Д-т 20-9 – К-т 42-1 – на сумму наценки общественного питания;
Д-т 20-9 – К-т 42-3 – на сумму НДС по поступившему сырью, продуктам, товарам;
Д-т 90-2 – К-т 20-9 – списание стоимости сырья, продуктов, израсходованных на выпуск готовой продукции;
Д-т 41-2 – К-т 20-9 – на стоимость отпущенной продукции филиалам, буфетам и мелкорозничной сети по продажным ценам;
Д-т 42-1 – К-т 20-9 – на сумму наценки на собственную продукцию, отпущенную филиалам, буфетам, мелкорозничной сети с пониженной наценочной категорией;
Д-т 42-3 – К-т 20-9 – на сумму НДС по собственной продукции, отпущенной филиалам, буфетам, мелкорозничной сети с пониженной наценочной категорией.
20 Учет выручки от реализации готовой продукции в общепите. Формирование и учет прибыли(убытка) от реализации товаров и собственной продукции

Изготовив продукцию, организация общественного питания приступает к следующему процессу, процессу ее реализации. Товарооборот в общественном питании состоит фактически из двух частей: одна часть в денежном выражении отражает объем реализации конечному потребителю своей готовой продукции, вторая – объем реализации покупных товаров. Конечно, основную часть в обороте общественного питания составляет обеденная и другая продукция собственного производства, покупные товары являются лишь дополнительным ассортиментом к собственной продукции.

Так как реализация продукции осуществляется конечному потребителю, и, как правило, за наличный расчет, то реализация продукции собственного производства и покупных товаров в организации общественного питания представляет собой розничный товарооборот.

Учет продаж готовой продукции и покупных товаров осуществляется на счете 90 «Продажи» субсчет «Выручка».

Финансовый результат определяется в общественном питании двумя видами: обычным способом при учете продуктов (сырья) по покупным ценам и расчетом реализованного наложения (как в розничной торговле) в случае использования продажных цен в качестве учетных.

Если организация общественного питания ведет учет по покупным ценам и самостоятельно устанавливает продажную цену готовой продукции, то валовой доход определяется как разница между суммами реализованного товара по продажным ценам и приобретенного по покупным ценам.

Реализованные продукты (товары) списываются в дебет субсчета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» по покупной цене с кредита счета 41 «Товары». Расходы, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», приходящиеся на проданные товары, также относятся в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж». Если организация является плательщиком налога на добавленную стоимость, производится начисление данного налога. Сумма начисленного НДС также относится на дебет 90 «Продажи» субсчет «НДС» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборота по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат. Этот финансовый результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Если организация общепита использует в качестве учетных цен продажные цены, то по кредиту счета 42 «Торговая наценка» учитываются суммы торговых скидок и надбавок на продукты питания и товары, находящиеся в кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по продажным ценам.

Скидки устанавливаются поставщиками на возможные потери товаров. Фактически, при использовании организацией общественного питания продажных цен в качестве учетных, торговая наценка и является источником дохода.

При учете продуктов и товаров по продажным ценам валовой доход называется реализованным наложением и образуется он после реализации продукции общепита и товаров.

При использовании продажных цен, списание сырья, израсходованного на изготовление реализованной продукции, и реализованных буфетом продуктов и товаров отражается, как и в первом случае, проводками:

Торговую наценку, относящуюся к реализованной продукции и товарам, определяют расчетным путем. На практике существует несколько способов определения торговой наценки, однако, наиболее распространенным является расчет по среднему проценту реализованного наложения.

Особенность определения среднего процента реализованного наложения вытекает из формулы товарного баланса в общественном питании, который включает показатели реализации продукции, а также остатки продуктов и товаров на конец месяца по трем подразделениям предприятия общественного питания: в кладовой (субсчет 41.1 «Товары на складах»), в производстве (счет 20 «Основное производство») и в буфетах (субсчет 41.2 «Товары в розничной торговле»).

Пользуясь средним процентом, можно определить, какая торговая наценка относится к реализованной продукции. Для этого используют формулу расчета валового дохода:

В= ср. процент х РП/100, где В - валовой доход; РП – реализованная продукция.

21. Инвент. продуктов на произ-ве (кухне). Инвен-ция – это проверка имущ-ва и обяз.-в путем подсчета, обмера, взвеш-ния. Она явл. способом уточнения пок-лей учета и последующего контроля за сохранностью иму-ва орг-ции. В завис. От степени охвата разл. Полную инвент. - охват. все виды активов и фин.обяз-в. Частичн. инвент. – охват. один или неск.видов активов или обяз. Инвент. могут быть: планов. и внезапными. Перед начало инвент. осущ. подготов. мероприятия. Мат.цен-ти рассортировывают и укладыв. по наимен-нию., сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указ. кол-ва, массы или меры проверяемых цен-тей. Инвент. начинается с проверки кассы. Затем МОЛ произ-в представл. комиссии отчет о движении продуктов и тары на кухне и дают расписку о том, что все поступ. цен-ти оприх, выб.цен-ти списаны в расход, а прих. и расх.док-ты вкл. в отчет. Провед. Инвент. ведется кол-но – сум. учете. К моменту инвент. могут оставаться необраб.сырье, полуфаб., гот. изд. по наимн., кол-ву, учет.цене. Остатки полуфаб, гот.изд. пересчит. по нормам, предусм. калькуляции. Инвент. в буфетах –при инвент. к товарному отчету МОЛ долж.быть приложены первые экз. док-тов, кот. оформлено получение гот.изд. На ден.выручку, сдаваем. в кассу пред-тия, должны иметься квитанц. к прих. кас.ордеру, а сумма выручки должна соответ. показаниям денежн. суммирующих счетчиков контр.-кассовых машин. Член инвен.комиссии, проверяет прих-расх.операции буфета на основ. Док-тов, сданных с отчетами МОЛ кладовой, кухни, кассы. Инвент. продуктов и тары в кладовых –инвент. проводят не реже одного раза в квартал. До проведения инвент. комиссия обяз. опломбировать подсобные помещ., подвалы и др.места хранения, имеющие отд. Выходы, проверить правил.-ть весоизмерительных приборов, а также получить у кладовщика посл. товарный отчет с прилож-ми к нему прих. и расх. док-ми и взять у него подписку о том, что все имеющиеся у него док-ты вкл. в отчет. Данные о фактич. Наличии ТМЦ записывают в инвент.опись. Каждая стр.описи заканчив. Указанием прописью числа порядковых номеров ТМЦ и общего итога кол-ва нат.показ. и подписыв. всеми членами комиссии.

Наши рекомендации