Социально-культурное обслуживание

Комплексность застройки территории города, заложенная генеральным планом, предусматривает одновременное развитие жилищного фонда и социальной сферы обслуживания. Среди объектов обслуживания населения особое место занимает сеть дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры и спорта.

Образование.

Детские дошкольные учреждения

В настоящее время в городе функционируют 32 детских дошкольных учреждения, проектная суммарная вместимость которых составляет 3135 мест. При условии оптимальной обеспеченности детей дошкольного возраста детскими садами (78% детей дошкольного возраста) обеспеченность населения города равна нормативному уровню.

Согласно прогнозу численности населения города, произойдет увеличение численности детей школьного и дошкольного возрастов. Соответственно потребуется большее количество детских дошкольных.

Генеральным планом предлагается размещение детских дошкольных учреждений в кварталах нового жилищного строительства:

- на первую очередь в кварталах нового жилищного строительства (на территориях внутри города) общей суммарной мощностью 1410 мест;

- на расчетный срок размещение на территории Юго-Восточной площадки двух детских садов суммарной мощностью 540 мест.

Общеобразовательные школы

На сегодняшний день в городе функционируют 14 общеобразовательных учреждений. Общая проектная вместимость общеобразовательных школ города составляет 11398 мест, где обучается 6866 учащихся. Таким образом, в настоящее время существует проблема перераспределения учащихся по школам (недогруженность школ).

Таким образом, обеспеченность данными учреждениями превышает нормативную потребность на 42,2%.

Однако, существующие школы распределены по территории поселка таким образом, что часть предлагаемой застройки остается за пределами их радиуса обслуживания (500м).

Генеральным планом предусмотрены следующие мероприятия:

- на I очередь реализации генерального плана строительств общеобразовательной школы на 550 учащихся в квартале 76а;

- на расчетный срок генерального плана строительство двух общеобразовательных школ на 600 и 1000 учащихся на территории Юго-Восточной площадки.

Так же, одним из мероприятий по развитию учреждений образования может стать перефункционирование существующих школ, функционирующих не на полную мощность (не более чем на 30%) под детские сады.

Спортивные учреждения

В настоящее время в городе функционируют спортивный комплекс «Юность», Дворец (мощностью 1000 посадочных мест) и стадион (на 5000 посадочных мест). На балансе НГДУ «Лениногорскнефть» функционирует бассейн площадью 450 кв.м. зеркала воды, а так же спортивный комплекс со спортивными залами суммарной площадью 1822 кв.м. пола.

Тем не менее, население города спортзалами общего пользования обеспечено на 19%. При нормативе обеспеченности населения спортивными залами 350 кв.м. площади зала на 1000 человек, Обеспеченность бассейнами, значительно ниже нормативной, и достигает лишь 9%, при нормативе 75 кв.м. зеркала воды на 1000 человек.

Генеральным планом г.Лениногорска предлагается размещение Спортивного комплекса с бассейном в квартале 79.

А так же согласно Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан, утвержденной Кабинетом министров Республики Татарстан, предусматриваются следующие мероприятия:

- строительство универсального спортивного зала с плоскостным сооружением (на территории стадиона, в кв.34);

- реконструкция и ремонт копмлекса трамплинов:

- строительство футбольного поля с искусственным покрытием для спортивной школы.

Учреждения здравоохранения

Больницы, поликлиники

Медицинское обслуживание населения г.Лениногорска осуществляется следующими учреждениями здравоохранения: больницами общей вместимостью на 623 койки, поликлиническими учреждениями общей мощностью 1580 посещений в смену.

На сегодняшний день обеспеченность населения стационарными лечебно-профилактическими учреждениями составляет 59,2 %, обеспеченность поликлиниками составляет 89,7% от нормативного показателя.

Таким образом, для полного обеспечения населения поселка по нормативам дополнительно необходимо строительство больниц общей мощностью на 420 коек и поликлиники на 163 посещения в смену.

Генеральным планом предлагается размещение поликлиники во встроено-пристроенных помещениях жилого дома.

А так же на расчетный срок генерального плана предлагается размещение больничного комплекса ориентировочно на 420 коек на территории Юго-Восточной площадки.

Станция СПМ

Мощность действующей станции скорой медицинской помощи составляет 8 автомобилей или 71,3 % от норматива. Таким образом, предлагается расширение существующей СПМ на 3 автомобиля.

Детская молочная кухня

Детская молочная кухня и раздаточный пункт детской молочной кухни в настоящее время не функционируют.

Расчетная емкость предприятий детской молочной кухни для прогнозируемого населения города к концу расчетного срока составит 2936 порций в сутки.

Таким образом, генеральным планом предлагается возобновление работы существующего раздаточного пункта ДМК, а так же его реконструкция и расширение. Расширение сети раздаточных пунктов молочной кухни возможно за счет размещения необходимых площадей на первых этажах во вновь строящихся жилых домах. Продукция будет закупаться в г.Зеленодольске.

Общественно – деловые объекты

В генеральном плане предусмотрены территории под строительство общественно-деловых объектов, в которых возможно разместить всю необходимую социальную инфраструктуру для населения города (торгово-развлекательные комплексы, магазины, предприятия общественного питания, гостиницы и т.п.).

Направления территориального и пространственного развития. Мероприятия территориального планирования

Территориальные возможности развития г. Лениногорска значительно ограничены. С севера, северо-запада, юго-востока вплотную к границе города подступают лесной массив гослесфонда. С южной стороны ограничением для развития селитебной территории служит сложившаяся производственная зона и железнодорожная магистраль с развитым путевым хозяйством у железнодорожной станции Письмянка. В северо-восточном направлении развитие жилых территорий ограничено речкой Камышла с очень крутым и высоким левым берегом, перепад вертикальных отметок которого достигает 100 метров. В восточном направлении по дороге на г. Бугульма расположены достаточно крупные производственные и коммунальные объекты, обладающие значительными санитарно-защитными зонами, что ограничивает развитие города в данном направлении. В Юго-западном направлении, развитие селитебных территории ограничивает кладбище, санитарно-защитная зона от которой составляет 300 метров.

Также существенные ограничения на застройку города накладывает разработка Ромашкинского нефтяного месторождения. Действующие нефтяные скважины расположены, в основном, по периметру существующей застройки, санитарно-защитные зоны от нефтяных скважин составляет 300 метров.

В генеральном плане сохранено сложившееся деление селитебной территории города на три планировочных района: Центральный, Восточный и Южный.

Жилищное строительство на I очередь реализации генерального плана намечено в существующих границах города.

В целях дальнейшего развития и наиболее компактного размещения селитебных территорий города, генеральным планом предлагается строительство многоэтажного жилья в южном направлении от Центрального планировочного района.

Необходимость нового жилищного строительства в Южном планировочном районе вызвана наличием высвобождающихся территорий после сноса существующего ветхого жилого фонда, а также необходимостью улучшения планировочной структуры данного района.

Учитывая расположение железнодорожной станции Письмянка в южной части города, строительство новой жилой застройки улучшит восприятие города жителями и гостями города, прибывающими в г. Лениногорск по железной дороге.

В настоящее время уже идет процесс постепенного замещения усадебной застройки, расположенной вдоль ул. Чайковского на многоэтажную застройку в Южном планировочном районе, а также предлагается строительство жилой застройки на территории занятой в настоящее время коллективными садами.

Поэтому, на I очередь реализации генерального плана намечено многоэтажное жилищное строительство на данных территориях.

Кроме того, в Южном планировочном районе предлагается формирование двух кварталов усадебной застройки: по ул. Короленко и ул. Разина. Строительство многоэтажной и усадебной жилой застройки на I очередь реализации генерального плана проектом предлагается на территории коллективных садоводческих товариществ в западном направлении от Центрального планировочного района, при условии проведения мероприятий по сокращению закрытию кладбища, а также в районе Камышла.

В восточном планировочном районе предлагается размещение кварталов усадебной застройки после выноса базы Треста Татремстрой и ООО «Техтрансвтормет» по ул. Октябрьская, а также УПК по ул. Высоковольтная.

На расчетный срок реализации генерального плана, ввиду отсутствия свободных территорий для нового жилищного строительства, предлагается освоение территорий в юго-восточном направлении из состава земель Письмянского поселения (Юго-Восточный жилой район). В соответствии с №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статья 10 п.13 «Территория поселения не может входить в состав другого поселения». Исходя из этого положения, проектом предлагается включение в границы города нового Юго-Восточного района с фрагментом существующей объездной дороги и автомагистрали, по которой осуществляется въезд в данный жилой район.

Генеральным планом предусматривается дальнейшее развитие сложившихся, а также формирование новых комплексов и общественных центров обслуживания районного и городского значения, как на территории существующего города, так и в районах нового жилищного строительства.

Общегородской общественный центр проектом предлагается разместить в геометрическом центре города на пересечении улиц Тукая и Чайковского. В состав общественного центра должны войти наиболее значимые объекты общегородского значения: административные, культурно-развлекательного, спортивного и торгового назначения.

С целью улучшения культурно-бытового обслуживания населения Восточного планировочного района генпланом предлагается формирование общественного центра по ул. Строительная.

Общественный центр с парком отдыха формируется в новом Юго-Восточном планировочном районе.

Проектируемая система зеленых насаждений общего пользования подчинена идеи архитектурно-планировочной и объемно-пространственной организации территории города в целом.

В городе на сегодняшний день достаточно хорошо организовано озеленение Центрального планировочного района, включающего в себя скверы, бульвары с выходом на благоустроенный водный ланшафт (приречные территории с каскадом прудов) и лесопарковую зону.

С целью дальнейшего развития городского озеленения проектом предлагается:

- благоустройство территорий вдоль р. Камышла в западном направлении от Центрального планировочного района;

- создание парковой зоны, примыкающей к территории объектов обслуживания вдоль проектируемой районной магистрали, соединяющей ж/д вокзал с Центральным планировочным районом;

- создание парка, примыкающего к проектируемому общественному центру Западного планировочного района;

- формирование зоны отдыха на базе лесного массива в Южном планировочном районе;

- Парк проектируемого Юго-Восточного жилого района, связанный бульварами с озелененными территориями вдоль речки.

В систему городского озеленения включены территории промрайонов и их санитарно-защитных зон.

Генеральным планом предусмотрена реорганизация территорий ряда промышленных предприятий, вывод экологически вредных производственных объектов из селитебных районов.

Для развития промышленных, коммунально-складских предприятий, на период расчетного срока генерального плана предлагается использование свободных участков, имеющихся в существующих производственных зонах в связи с недостаточной эффективностью использования данных территорий.

В настоящее время некоторые пищевые производства, такие как маслосырзавод ЗАО «Торос-Молоко», склады продуктовых товаров, торгово-производственный комплекс «Шифа», тепличное хозяйство, находятся в санитарно-защитных зонах предприятий, что противоречит требованиям санитарных норм.

Проектом предлагается вынос пищевых производств на территории, прилегающие к Юго-Восточному жилому району, с учетом санитарного разрыва от вновь проектируемого жилья.

Наши рекомендации