Натягивание проводов
После раскатки и подъема на промежуточные опоры провода и тросы висят свободно и касаются земли в пролетах между опорами, поэтому их необходимо натянуть и закрепить на анкерных опорах. Натягивают провода и тросы между двумя анкерными опорами. Для этого закрепляют провод на первой анкерной опоре, натягивают его, а затем с помощью натяжной гирлянды изоляторов и натяжного зажима закрепляют па второй. Натягивают и закрепляют провода и тросы обычно в несколько этапов. Сначала провод вытягивают до определенного усилия, контролируемого динамометром, или до определенной стрелы провеса, контролируемой визированием. Затем на натянутом проводе у второй анкерной опоры отмечают место крепления натяжного зажима, спускают провод на землю, закрепляют на нем натяжной зажим с гирляндой изоляторов. После этого провод натягивают вторично и окончательно закрепляют на опоре.
Существует и другой метод раскатки и натяжки проводов - раскатка и натягивание под тяжением. В этом случае раскатка ведется с помощью тягового троса, заранее уложенного в ролики на опорах на всем участке и сцепленного с проводом, и специального комплекта машин (тормозных, тяговых и намоточных), устанавливаемых в начале и конце линии. Тяговый трос наматывается на барабан тяговой машиной с заданным усилием, торможение провода и тягового троса создается тормозной машиной. Раскатка под тяжением обеспечивает нужный габарит провода в течение всего времени раскатки. В России этот метод пока не нашел широкого распространения.
Для натягивания проводов и тросов на траверсе анкерной опоры устанавливают монтажный блок с таким расчетом, чтобы было удобно крепить натяжную гирлянду изоляторов к траверсе. Через монтажный блок пропускают тяговый трос, один конец которого крепят к тяговому механизму (например, к трактору), а второй - к проводу при помощи натяжного монтажного зажима МП или МК или соединительного чулка (захвата) СЧ. До начала натягивания по всей длине анкерного участка расставляют электролинейщиков, которые наблюдают за подъемом проводов в пролетах, удаляют зацепившиеся предметы, грязь и др., следят за прохождением соединительных зажимов и ремонтных муфт через раскаточные ролики, а также за дорогами и другими препятствиями, над которыми производится натягивание проводов. Между всеми работающими должна быть установлена надежная связь.
Направление движения трактора при натягивании должно совпадать с прямым продолжением анкерного пролета. Если по местным условиям нельзя сохранить это направление (овраги, сооружения и Др.), натягивание производят через добавочные отводные блоки. При этом длина тягового троса должна быть такой, чтобы обеспечить вытяжку проводов за один раз, без перецепки.
Усилие, с которым натягивают и закрепляют на опоре провод (трос), и его стрела провеса зависят от марки провода, длины пролета, района климатических условий и коэффициента запаса прочности, с которым провод должен работать на линии. Для определения этих параметров пользуются монтажными таблицами или монтажными кривыми, в которых для каждой марки проводов и климатических районов даны величины стрел провеса или напряжение материалапровода в зависимости от расстояния между опорами и температуры воздуха во время монтажа. Стрелы провеса провода входят в состав проектной документации в виде графиков, построенных для пяти значений температур: от +40 до —40° С для различной длины пролета.
Рис. 84. Определение стрелы провеса провода визированием:
1 - опоры, 2 - визировочные рейки, 3 - линия визирования, 4- гирлянда изоляторов, 5 - провод
Величину тяжения провода обычно определяют по стреле провеса провода или динамометром. Динамометр устанавливают между трактором и проводом. Этот метод используют редко, так как при длинных анкерных пролетах и возможных заеданиях провода в раскаточных роликах показания динамометра не гарантируют равномерного провеса провода во всех промежуточных пролетах, и он применяется при коротких анкерных пролетах, а также когда визуальный отсчет стрелы провеса затруднен.
Наиболее распространен метод определения тяжения провода замером стрелы провеса в пролете известной длины. Причем требуемую величину стрелы провеса определяют заранее по монтажным таблицам или кривым. Температуру провода принимают равной температуре окружающего воздуха. Величину стрелы провеса (с учетом длины подвесной гирлянды) отмеряют вниз по опоре от уровня крепления гирлянды и отмечают на стойках двух соседних опор, ограничивающих выбранный пролет, специальными визирными рейками (рис. 84).
Монтер, находясь па одной из опор во время натягивания, визирует стрелу провеса, т. е. подает сигнал остановки в тот момент, когда низшая точка провода совпадает с уровнем визирных реек. Для удобства визирования провод первоначально несколько перетягивают, поднимая выше визирной линии па 0,3—0,5 м; выдерживают в таком положении 3—5 мин, а затем опускают до линии визирования. Иногда перетянутый провод, вытягиваясь под действием собственного веса, сам «садится» на отметку.
При анкерных пролетах длиной менее 3 км визирование производят в двух промежуточных пролетах: дальнем и ближнем к трактору. При большей длине анкерного пролета визирование необходимо производить в каждой его трети. При горизонтальном расположении проводов первым визируют средний провод, а затем по рейке и среднему проводу - крайние. При вертикальном расположении проводов определение стрелы провеса начинают с верхнего провода.
Одновременное натягивание трех проводов с одинаковым тяжением в каждом проводе обычно выполняют при помощи несложного приспособления (рис. 85). Порядок работы при этом остается таким же, как и при натягивании по одному проводу. Особенно целесообразно производить одновременное натягивание проводов расщепленной фазы. При натягивании проводов расщепленной фазы по одному порядок отметки первого провода принимается тот же, что и одиночных проводов, а остальные провода отмечают по первому проводу на опоре или на земле.
Закрепление проводов на анкерных опорах. По сигналу визировщика монтер, находящийся на анкерной опоре, делает отметку па проводе в точке крепления натяжной гирлянды к траверсе. После этого трактор движением назад опускает провод во всем анкерном пролете на землю. От метки в сторону пролета по проводу откладывают длину натяжной гирлянды и монтируют натяжной зажим.
Натяжной клиновой зажим монтируют в такой последовательности. Разбирают зажим и проверяют исправность его деталей. Закрепляют провод в зажиме при помощи, клина, который загоняют в корпус легкими ударами молотка. Торец корпуса зажима должен находиться на отметке крепления зажима на проводе. Между клином и проводом укладывают прокладку из того же материала, что и провод.
Рис. 85. Приспособление для одновременного натягивания трех проводов: 1 - вспомогательный трос, 2— блок, 3 — обойма
Сцепляют зажим с ушком гирлянды изолятора, вставляя на место шпильку, шайбу и шплинт.
Зажимы типа «клин-коуш» монтируют так же, как клиновые, только монтируемый провод или трос вкладывают в зажим петлей, плотно обжимают вокруг двустороннего клина с помощью монтажного станка МИ-24 и закрепляют, надвигая корпус зажима на клин с проводом.
Натяжные болтовые зажимы перед монтажом разбирают и осматривают. Провод укладывают в корпус зажима на мягкую прокладку из алюминиевой ленты так, чтобы отметка места установки зажима оказалась у места выхода провода из зажима в пролет. Затем па провод сверху устанавливают первую со стороны .пролета нажимную плашку с подложенной под нее алюминиевой прокладкой, вставляют 11-образный болт и равномерно затягивают гайки. Затем устанавливают вторую нажимную плашку рядом с первой, потом третью и т. д. Последней устанавливают плашку со стороны петли. После установки плашек и болтов затягивают равномерно до отказа все гайки и ставят контргайки. Присоединяют болтовые зажимы к гирлянде так же, как клиновые. Болтовые натяжные зажимы устанавливают на проводе так, чтобы та часть зажима, на которой рас-
положены нажимные плашки, была обращена в сторону петли.
Натяжные прессуемые зажимы подготовляют к монтажу так же, как и соединительные прессуемые зажимы монтируют на стальные тросы так же, как стальные анкеры натяжных зажимов, а натяжные прессуемые зажимы для полых проводов — как алюминиевый корпус натяжного прессуемого зажима для сталеалюминиевых проводов. При этом внутрь полого провода вводят стальной вкладыш с проушиной (анкер).
Рис. 86. Монтаж натяжного прессуемого зажима:
а — конец провода, подготовленный для монтажа в сторону петли, б —то же, в сторону пролета, в — опрессование петлевой части зажима, г — надевание корпуса зажима на конец провода, д — опрессование стального анкера на стальном сердечнике провода, е — опрессование корпуса зажима на проводе (стрелками указано направление опрессования); 1 — проволочный бандаж, 2 — провод, 3— стальной сердечник провода, 4 — корпус зажима, 5 —стальной анкер
Если провода монтируют в петле анкерной опоры, не разрезая, то после установки одного натяжного зажима на провод устанавливают второй натяжной зажим с гирляндой изоляторов на расстоянии, равном длине петли. Вторые гирлянды поднимают одновременно с первыми и
крепят к траверсе анкерной опоры со стороны, противоположной натянутым 'проводам, а затем натягивают провода следующего анкерного пролета.
Грозозащитные тросы монтируют в таком же порядке, как и провода. Тросы крепят на опоре на троеостойке зажимом НКК. Если проектом предусмотрено изолирован-
Рис. 88. Крепление грозозащитного троса к опоре через изолятор: 1 - проушина тросостойки, 2 — скоба, 3 — серьга, 4 — изолятор, 5 — ушко, 6 — клин-коуш, 7 — трос, 8 — заземляющий зажим ЗПС
ное крепление, трос крепят к опоре через подвесной изолятор 4 (рис. 88). Концы троса 7 выпускают из клинового зажима 6 и крепят к металлической опоре или заземляющему спуску. Обычно на опорах сначала монтируют трос, а затем провода, так как соединение опор тросом делает их механически более надежными.
После закрепления проверяют стрелы провеса проводов и тросов. Фактическая стрела провеса провода не должна отличаться от проектной более чем на 5%. Разрегулировка проводов в расщепленной фазе допускается не более чем на 20% расстояния между отдельными проводами, а различных фаз относительно друг друга—до 10% проектного расстояния между ними. Если указанные расстояния превышены, должен быть выполнен перемонтаж проводов.