Государственный земельный надзор

Организация осуществления государственного земельного

Надзора

Проведение государственного земельного надзора предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

Цель государственного земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Организация и проведение государственного земельного надзора осуществляются в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Требования к осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц по исполнению требований земельного законодательства установлены Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» и иными нормативными правовыми актами. Данные требования действующего законодательства в сфере земельного законодательства достаточны, объективны и доступны для исполнения собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земли.

Государственный земельный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок (плановых и внеплановых) в отношении юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей, граждан по соблюдению и исполнению требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и на всех категориях земель.

Мероприятия по государственному земельному надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам, гражданам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

При определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, должностными лицами Управления, осуществляющими государственный земельный надзор, учитывается соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускается необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых лиц.

Наложение административного взыскания за нарушение земельного законодательства не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений. Эти нормы отражают принцип и требование реального исполнения закона, обязанность любого гражданина, должностного или юридического лица, совершившего правонарушение и привлеченного к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.

Нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственного земельного надзора, а также обязательные требования, подлежащие проверке, размещены на сайте Управления.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Росреестр и его территориальные органы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и состоит из структурных подразделений аппарата, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного надзора (отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель по г. Челябинску, Сосновскому и Красноармейскому районам), и специалистов подразделений межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора (37 территориальных отделов Управления).

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в области государственного земельного надзора определены Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее - Положение о госземнадзоре).

В соответствии с указанным Положением о госземнадзоре Управление осуществляет государственный надзор за соблюдением:

■ выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

■ порядка переуступки права пользования землей;

■ выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

■ выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

■ порядка предоставления сведений о состоянии земель;

■ исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

■ выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) должностные лица Управления, осуществляющие государственный земельный надзор, при реализации своих полномочий составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

■ статьей 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности);

■ частью 1 статьи 7.2 КоАП РФ (уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков);

■ статьей 7.10 КоАП РФ (самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка);

■ статьей 7.34 КоАП РФ (нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность);

■ статьей 8.8 КоАП РФ (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения);

■ статьей 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль));

■ статьей 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора));

■ частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);

■ статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);

■ частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ) и др.

В соответствии со статьей 23.21 КоАП РФ главный государственный инспектор, заместители главного государственного инспектора Челябинской области по использованию и охране земель, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель Челябинской области рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьями 7.10, 7.34, 8.8 КоАП РФ.

Также в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном надзоре» Управление проводит анализ актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, на предмет их соответствия земельному законодательству Российской Федерации. В случае выявления актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не соответствующих требованиям земельного законодательства Российской Федерации, Управление направляет в указанные органы предложения о необходимости приведения актов в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации, а также информирует органы прокуратуры.

Порядок осуществления вышеперечисленных функций регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

■ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

■ Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

■ Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном надзоре».

■ Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 № 318.

■ Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

■ Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

■ Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

■ Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях».

■ Иные документы (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и др.).

Во исполнение статей 12, 13 и части 2 статьи 73 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях получения данных об осуществлении производственного земельного контроля на территории Челябинской области в 2013 году специалистами Управления Росреестра по Челябинской области была проведена работа по предоставлению собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков сведений о проведении производственного земельного контроля в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Наши рекомендации