Система культурно-бытового обслуживания и зоны общественно-деловой застройки
Развитие современного постиндустриального общества неотъемлемо связано с развитием системы культурно-бытового обслуживания как составной части сферы нематериального производства. Современное состояние сферы услуг, предоставляемых населению – отражение качества и условий жилой среды.
Сегодня система культурно-бытового обслуживания Токсовского городского поселения не удовлетворяет современным потребностям общества, так как наблюдается острая нехватка общедоступных учреждений для проведения культурных мероприятий, занятий спортом детей и взрослых, дополнительного образования детей.
Цель проекта – удовлетворение потребности населения Токсовского городского поселения в учреждениях обслуживания с учетом прогнозируемых характеристик социально-экономического развития и согласно существующим социальным нормативам.
Нормирование и определение проектом потребности* в объектах культурно-бытового обслуживания в первую очередь касается социально значимых бюджетно-зависимых отраслей сферы обслуживания (образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, искусства, физкультуры и спорта). Емкость ненормируемых видов, таких как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, формируется под влиянием сбалансированного спроса и предложения, потребность в них в проекте определяется для расчета выделения необходимых территорий общественно-деловых зон.
Основные направления формирования и развития системы культурно-бытового обслуживания в Токсовском городском поселении на перспективу определяются особенностями положения его в системе расселения, его функциональной ролью. Непосредственная близость и достаточно удобная транспортная доступность до Санкт-Петербурга позволяют прогнозировать, что как в настоящее время, так и в перспективе жители муниципального образования будут пользоваться объектами эпизодического спроса Санкт-Петербурга – уникальными учебными заведениями, учреждениями культуры мирового значения, медицинскими учреждениями высокого класса.
В то же время для жителей Санкт-Петербурга Токсовское городское поселение останется чрезвычайно привлекательным с точки зрения рекреационного использования как для кратковременного отдыха (загородные прогулки), сезонного проживания (садово-дачные кооперативы), так и для активного отдыха в специализированных спортивных, туристических и прочих рекреационных центрах поселения.
В системе межселенного обслуживания на базе г.п. Токсово должен быть сформирован комплекс объектов периодического спроса** (подчеркнуты объекты, отсутствующие на современном этапе):
административно-управленческие организации, отделения связи, милиции, банков, юридические и нотариальные конторы, жилищно-коммунальные службы,
объекты дополнительного образования детей,
учреждения клубного типа, центральная библиотека,
участковая больница, поликлиники для взрослых и детей, подстанция скорой помощи, аптеки,
центр социальной помощи семье и детям,
стадионы, спортивные комплексы,бассейны, детские спортивные школы,
торговые центры, предприятия торговли, ярмарки, предприятия общественного питания.
предприятия бытового обслуживания, прачечные-химчистки самообслуживания, бани, пожарные депо, общественные туалеты
Помимо этого, на территории Токсовского городского поселения сегодня и в перспективе будут размещаться спортивные, туристические, рекреационные и прочие виды обслуживания не только местного населения, но и населения Санкт-Петербурга.
В д. Рапполово и п. Новое Токсово, с учетом прогнозного увеличения численности населения, должны располагаться объекты повседневного спроса:
отделение связи, банка, предприятия ЖКХ, опорный пункт охраны порядка,
учреждения общего и дошкольного образования,
объекты культуры клубного типа, филиалы библиотек,
фельдшерско-акушерские пункты, аптеки,
стадион, спортивный зал,
магазины продовольственных и промышленных товаров повседневного спроса, пункты общественного питания,
предприятия бытового обслуживания, приемные пункты прачечных-химчисток, бани.
В д. Кавголово необходимо размещение объектов первой необходимости – объектов торговли, спортивных площадок. Основные услуги объектов повседневного спроса жители д. Кавголово смогут получать в д. Рапполово, расположенной в 2,5 км.
Обслуживание жителей д. Аудио будет полностью обеспечено за счет объектов, расположенных в г.п. Токсово.
Значительное влияние на проектирование системы социальной инфраструктуры в Токсовском городском поселении оказывает наличие большого контингента сезонного населения. Дополнительный спрос со стороны сезонного населения вызывает необходимость расширения учреждений культурно-бытового обслуживания. Предоставление услуг возможно на платных условиях.
В соответствии со Схемой территориального планирования Всеволожского муниципального района Ленинградской области предлагается увеличение нормативной ёмкости учреждений образования, культуры, спорта за счет 20% охвата сезонного населения, проживающего в жилых функциональных зонах (учтено в расчетах – см. таблицу 5.2). Дополнительная потребность также возникает в объектах потребительского рынка.
В сферу полномочий Токсовского городского поселения в рамках организации культурно-бытового обслуживания согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит:
- организация библиотечного обслуживания населения,
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры,
- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта,
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения,
- создание музеев поселения.
При этом организация дошкольного, общего и дополнительного образования, организация оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях – находится в полномочиях Всеволожского муниципального района.
Таким образом, расчеты по развитию системы образования, здравоохранения, социальной защиты в Токсовском городском поселении носят рекомендательный характер и утверждаются на уровне Схемы территориального планирования Всеволожского муниципального района. В Генеральном плане Токсовского городского поселения данные расчеты выполнены как неотъемлемая часть прогноза развития системы культурно-бытового обслуживания, а также определены возможные площадки размещения объектов образования, здравоохранения, культуры на территории муниципального образования.
Учреждения образования:
В системе общего образования работают детские сады, школы, школы искусств, дома детского творчества и другие учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение высокого уровня образованности детей и подростков.
В структуру системы образования Токсовского городского поселения входят следующие муниципальные объекты местного (районного) значения:
- МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19» г.п. Токсово (лицензионная мощность – 180 мест, амортизационный износ здания 26%),
- МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» д. Рапполово (80 мест, 51%)
- МОУ «Токсовская средняя общеобразовательная школа» г.п. Токсово (762 места, 68%)
- МОУ «Лехтусинская начальная общеобразовательная школа» – военный городок Лехтуси (построенная на внебюджетные средства Космических войск в 2006 г.).
Также на территории военного городка Лехтуси расположен детский сад, находящийся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
На сегодня население Токсовского городского поселения полностью обеспечено учреждениями общего образования, вместе с этим отмечается нехватка мест в учреждениях дошкольного образования, в том числе с учётом сезонного населения, проживающего в жилых функциональных зонах в населенных пунктах Токсовского городского поселения.
Важным минусом системы образования в Токсовском городском поселении является отсутствие полноценного учреждения дополнительного образования, расположенного в отдельно стоящем здании.
На перспективу увеличение численности населения муниципального образования потребует нового строительства учреждений общего образования на территории Токсовского городского поселения.
Важный аспект при размещении новых школ и детских садов – соблюдение нормативно требуемых радиусов пешеходной доступности в зависимости от типа застройки (300–500 метров для детских садов, 500-750 метров для школ). Так в условиях развития индивидуального жилищного строительства детские дошкольные учреждения должны быть небольшой вместимости и максимально приближены к месту проживания.