Прогноз развития хозяйственного комплекса
На современном этапе в целом Токсовское городское поселение располагает недостаточной развитой градообразующей базой. При отсутствии промышленного производства основу экономики составляет сфера услуг, где преобладает торговля и отрасли бюджетной сферы (здравоохранение, образование, управление и проч.).
При этом два предприятия на территории муниципального образования являются градообразующими по отношению к д. Рапполово и д. Кавголово – ФГУП «Питомник лабораторных животных РАМН» и ЗАО «Племенной завод «Ручьи», соответственно.
Основные параметры социально-экономического развития поселения определены в соответствии с общей стратегией развития территории Всеволожского муниципального района, заложенной в «Программе социально-экономического развития Всеволожского муниципального района до 2020 года» (в условиях отсутствия утвержденной программы социально-экономического развития поселения).
Проектом генерального плана принят оптимальный (системный) сценарий развития территории, являющийся приоритетным для территории всего Всеволожского муниципального района.
Оптимальный сценарий развития территории требует проведения сдерживающей градостроительной политики относительно объёмов жилищно-гражданского и производственного строительства в пользу рекреационного и природоохранного направления.
Основной потенциал развития Токсовского городского поселения заключается в его богатых природных рекреационных ресурсах, традициях спортивно-оздоровительного туризма в сочетании с выгодным расположением в зоне Санкт-Петербургской агломерации.
В связи с этим, в перспективе основу социально-экономического развития поселения составит сфера услуг, где центральное место будет занимать туристско-рекреационная деятельность.
Туристско-рекреационный комплекс является одним из приоритетных видов использования территории Всеволожского муниципального района, согласно «Программе социально-экономического развития Всеволожского муниципального района до 2020 года» в рамках оптимального сценария развития территории.
На современном этапе богатый туристско-рекреационный потенциал территории используется крайне неэффективно – преобладает неорганизованный отдых, многочисленные спортивно-оздоровительные базы функционируют не в полном режиме, предоставляя ограниченный набор услуг.
В трудовом балансе это выражается невысокой занятостью по самому перспективному виду экономической деятельности муниципального образования – туристско-рекреационной деятельности (порядка 100 человек).
Решающим значением для Токсовского городского поселения станет развитие спортивного туризма, со строительством федеральных спортивных объектов на севере г.п. Токсово:
многофункционального спортивного комплекса «Токсово»;
федерального тренировочного центра Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.
Создание таких объектов неизбежно повлечет за собой значительные капитальные вложения в развитие инфраструктуры поселения, сферы обслуживания, досуга и развлечений, что как мультипликативный эффект даст стимул для развития дополнительных объектов туристско-рекреационной деятельности:
многофункциональный спортивно-туристической комплекс (западная часть г.п. Токсово);
культурно-туристический центр (юго-восточная часть п. Новое Токсово).
Результатом реализации всех мероприятий станет формирование сектора туристической деятельности различных направлений. Туристско-рекреационная деятельность приобретет градообразующую функцию. Прогнозируется, что в перспективе число занятых в сфере рекреации и туризма составит примерно 1,09 тыс. чел.
При значительной востребованности территории для постоянного и сезонного проживания со стороны жителей Санкт-Петербурга Токсовское городское поселение получает преимущества за счет высокого уровня платежеспособности приезжающего населения, стимулирующего общий уровень деловой активности, развитие сферы услуг.
Планировочные решения Генерального плана учитывают высокую потребность в территориях для развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
Развитие промышленного производства в поселении ограничено ввиду главенствующей рекреационной и природоохранной функции территории. В г.п. Токсово выделены отдельные площадки (вдоль железной дороги и на въезде у автомобильной дороги) для развития малого предпринимательства в сферах производства требующих установление санитарно-защитных зон не более 50 метров.
В производственных зонах возможно создание производств, связанных с туристической деятельностью, например, производства сувенирной продукции, спортинвентаря.
Развитие сельскохозяйственного производства также ограничено незначительными площадями сельскохозяйственных угодий и опережающим спросом на территории для жилищного строительства.
Основным сельскохозяйственным товаропроизводителем в поселении является ЗАО «Племенной завод «Ручьи», имеющее животноводческий комплекс в д. Кавголово. Расширение существующей площадки предприятия возможно только без увеличения санитарно-защитной зоны, из-за близкого расположения существующей жилой застройки.
Ввиду распространения городского образа жизни сектор малых форм хозяйствования не развит – зарегистрировано единственное личное подсобное хозяйство в д. Кавголово, в котором содержатся 3 фуражные коровы.
Своеобразной функцией территории поселения является инвестиционно-строительная деятельность, которая реализуется в строительстве коттеджных и дачных посёлков, в том числе для коммерческой продажи. Развитие территории поселения по оптимальному (системному) сценарию позволит сохранить оптимальный баланс земель разных категорий, уменьшить долю застраиваемых территорий, увеличить долю особо охраняемых территорий.
Малое предпринимательство
Важную роль в развитии экономического потенциала поселения должно играть развитие малого бизнеса, который способен обеспечить создание дополнительных рабочих мест, формирование оптимальной структуры экономического комплекса и насыщение рынка товарами и услугами.
Малое предпринимательство в Токсовском городском поселении развито слабо. В настоящее время на территории городского поселения данная сфера представлена в основном индивидуальными предпринимателями, осуществляющими преимущественно торговую деятельность.
Малое предпринимательство способно выступить одним из важнейших факторов реализации как текущих, так и перспективных планов социально-экономического развития. Создание условий развития малого бизнеса – одно из приоритетных направлений социально-экономической политики администрации района, так как малое предпринимательство является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения.
Для развития экономической базы Токсовского городского поселения необходимо активизировать механизмы поддержки малого предпринимательства, в первую очередь в приоритетных для поселения видах экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 06.02.2009 г. № 18 «О долгосрочной целевой программе «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009–2013 годы», первоочередная поддержка на областном уровне оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития: бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура, социальная защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, производство, информационно-коммуникационные технологии, туризм.
В Токсовском городском поселении в перспективе необходимо добиваться изменений в структуре малого бизнеса в сторону увеличения доли предприятий, работающих в сфере предоставления различных видов услуг, в том числе услуг бытового и социального обслуживания населения (здравоохранения, образования, а также в сфере потребительского рынка, общественного питания), ЖКХ. Важнейшим для поселения направлением является внедрение малого бизнеса в сферу развития спортивных и развлекательных учреждений, а также сферу развития туристско-рекреационных услуг.
В рамках национального проекта по развитию АПК перспективным является развитие малого предпринимательства (личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства) в сельском хозяйстве и развитии смежных и обслуживающих производств.
Для формирования устойчивой экономической базы поселения необходимо выделение территорий для развития малых и средних производств (с уточнением площади и границ участков при наличии конкретных проектов), расположение которых преимущественно будет планироваться в пределах черты населенных пунктов, исключение могут составлять производственные объекты агропромышленной специализации, а также объекты туристско-рекреационной инфраструктуры и придорожного сервиса. Потребности развития производственной деятельности в пределах населенных пунктов учтены при выделении перспективных границ всех населенных пунктов поселения.
При выборе инвестиционных площадок для малого предпринимательства учитываются территориальные особенности и приоритетная экономическая специализация муниципального образования. Определение приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства и отбор конкретных проектов осуществляется с учетом наиболее важных социально-экономических задач развития территории на уровне местного самоуправления муниципального района (на Межведомственной комиссии по размещению производительных сил).
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства (на которых расположены или предполагается размещение объектов имущественного комплекса субъектов малого и среднего предпринимательства), определяется на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом приоритетных для муниципального образования направлений хозяйственной деятельности. В соответствии с частю 10 статьи 3 федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, претендующим на получение земельных участков, а также вопросы определения сроков предоставления земельных участков для строительства, начисления арендной платы и стоимости продажи участков, порядок организации и проведения аукционов определяются органами местного самоуправления.
Трудовые ресурсы
По данным районного отдела статистики в Токсовском городском поселении официально создано около 2 тысяч рабочих мест. Уровень безработицы в поселении невысок, так как население муниципального образования традиционно задействовано на емком рынке труда Санкт-Петербурга. Около 70% трудоспособного населения ежедневно включено в поток маятниковой трудовой миграции.
В структуре занятости основная доля приходится на бюджетные организации образования, здравоохранения, управления. Значительный процент занятого населения работает в сфере потребительского рынка.
При этом рынок труда поселения отличается значительной открытостью – основная доля трудоспособного населения занята на предприятиях и организациях Санкт-Петербурга.
Оценочный объем ежедневной маятниковой миграции – около 2,0 тысяч человек.
В перспективе в поселении имеется потенциал к увеличению общего числа рабочих на 1,97 тыс., в основном за счет сферы услуг.
Рост качества жизни населения будет сопровождаться развитием сферы обслуживания – бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Ориентировочные прогнозные показатели развития рынка труда (отраслевая структура занятости и баланс трудовых ресурсов) представлены в таблицах 2.3.2-1 и 2.3.2-2.
Таблица 2.3.2-1 – Прогноз отраслевой структуры занятости (на территории городского поселения), тыс. чел./%
2012 г. | 2020 г. | 2030 г. | |||||
Материальное производство | 0,25 | 13,6 % | 0,25 | 8,9 % | 0,30 | 7,9% | |
1.1 | промышленность | 0,10 | 3,56 % | 0,15 | 3,94% | ||
1.2 | сельское хозяйство | 0,2 | 10,9 % | 0,10 | 3,56 % | 0,10 | 2,62% |
1.3 | транспорт и связь | 0,05 | 2,7 % | 0,05 | 1,78 % | 0,05 | 1,32% |
Нематериальное производство | 1,59 | 86,4 % | 2,56 | 91,1 % | 3,51 | 92,1% | |
2.1 | торговля, общественное питание, бытовое обслуживание | 0,15 | 8,2 % | 0,50 | 17,79 % | 0,80 | 21% |
2.2 | бюджетные сферы - управление, здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство | 1,32 | 71,7 % | 1,50 | 53,38 % | 1,60 | 42% |
2.3 | рекреация, туризм, спорт | 0,1 | 5,4 % | 0,55 | 19,57 % | 1,09 | 28,6% |
2.4 | прочее | 0,02 | 1,1 % | 0,01 | 0,36 % | 0,02 | 0,52% |
ИТОГО рабочих мест на территории поселения | 1,84 | 100,0 % | 2,81 | 100 % | 3,81 | 100 % |
Таблица 2.3.2-2 – Баланс трудовых ресурсов, тыс. чел./%
№ п/п | 2009 год | 2020г | 2030г | ||||
все население | 6,80 | 100,0% | 8,0 | 100% | 9,0 | 100% | |
Самодеятельное население | 3,92 | 57,6% | 4,42 | 55,3% | 4,83 | 53,7% | |
1.1 | Работающие на территории поселения | 1,84 | 27,1% | 2,76 | 34,5% | 3,72 | 41,3% |
1.2 | сальдо трудовой миграции (въезд-выезд) | 1,80 | 26,5% | 1,00 | 12,5% | 0,80 | 8,9% |
1.3 | безработные | 0,28 | 4,1% | 0,66 | 8,3% | 0,31 | 3,5% |
Несамодеятельное население | 2,88 | 42,4% | 3,58 | 44,8% | 4,17 | 46,3% | |
2.1 | Дети до 16 лет | 0,82 | 12,0% | 0,96 | 12,0% | 1,17 | 13,0% |
2.2 | Лица в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства | 0,10 | 1,5% | 0,16 | 2,00% | 0,18 | 2,00% |
2.3 | Неработающие инвалиды и пенсионеры в трудоспособном возрасте | 0,10 | 1,5% | 0,15 | 1,9% | 0,15 | 1,7% |
2.4 | Неработающие пенсионеры | 1,77 | 26,0% | 2,16 | 27,0% | 2,52 | 28,0% |
2.5 | Лица, занятые в домашнем хозяйстве | 0,10 | 1,5% | 0,15 | 1,9% | 0,15 | 1,7% |