Построение продольного и поперечных профилей автодороги

Профиль строят на миллиметровой бумаге по отметкам, вычисленным в журнале технического нивелирования (приложение 3). Горизонтальный и вертикальный масштаб профиля зависит от вида сооружений, характера рельефа местности и других условий. В нашем примере приняты следующие масштабы:

- горизонтальный 1: 2000,

- вертикальный 1: 200.

Порядок построения профилей следующий:

1.Простроить профильную сетку согласно приложения 5. Ширина граф указана в табл.1

2. В масштабе 1: 2000 отложить все пикеты и плюсовые точки в графе расстояний. Если между пикетами есть плюсовые точки, то указывают расстояние от пикета до плюсовой точки, либо между плюсовыми точками. Например, между ПК4 и ПК5 находятся плюсовые точки +25 и +45. Расстояние +25 и +45 откладывают от 4-го пикета, а на профиле подписывают расстояния 25, 20 и 55, сумма которых равна 100м.

Таблица 1

№ граф Цвет туши для заполнения графы Размеры граф, мм Заполнение граф
Ситуация вычерчивается по условным знакам. Магистраль и стрелки - красным План трассы
Черный Грунты
Красный Уклоны проектной линии
Красный Проектные отметки
Черный Отметки земли
Черный Расстояния
Красный Пикеты, прямые, кривые
Черный Километры

3.Над пикетами и плюсовыми точками в графе отметки земли выписывают их значения, округлив их до сотых долей метра.

4. Выбирают отметку условного горизонта кратную 10м таким образом, чтобы точка профиля, с наименьшей отметкой, находилась выше профильной сетки на 4-5см. За линию условного горизонта принимают верхнюю линию профильной сетки. Оцифровывают ординату в соответствии с вертикальным масштабом через 1см.

5. От линии условного горизонта в масштабе 1: 200 на перпендикулярных к ней откладывают фактические (черные) отметки всех пикетов и промежуточных точек. Например, в приложении 5 для ПК0 откладываем от линии условного горизонта отметку, уменьшенную на отметку условного горизонта, т.е. 99.57- 80.00 = 19.57м. Для ПК1 откладываем разность 100.27 -80.00 = 20.27м и т.д. Точки, полученные в результате построения, соединяют между собой прямыми линиями и таким образом получают профиль местности. От точек профиля до линии условного горизонта проводят ординаты. По данным промера глубин (табл.2) строят поперечный профиль р. Вала.

Таблица 2

Ведомость промера глубин р. Вала по створу от ПК4+25 до ПК4+45

Наименование точек Глубина (до 0,1м) Отметка (до 0,1м)
ПК 4+25 +30 +35 +40 ПК 4+45 0,0 3,7 4,6 2,1 0,0  


6. В соответствии с пикетажным журналом заполняют графу ”план трассы ”. Для заполнения этой графы посередине ее проводят линию и, пользуясь данными пикетажного журнала, наносят контуры местности.

7. Над продольным профилем или справа от него строят поперечные профили. Горизонтальный и вертикальный масштабы принимают одинаковыми 1: 500. Поперечные профили строят по тем же правилам, что и продольный профиль. Наименование граф и их размеры приведены в табл.3

Таблица 3

№ Граф Цвет туши для заполнения графы Размеры граф, мм Заполнение граф
черный Расстояния
черный отметки поверхности земли
красный проектные

9. Пользуясь пикетажным обозначением начала и конца кривой, приведенном в пикетажном журнале, заполняют графу ”прямые и кривые ”. Сначала по пикетажу наносят положение пикетов. Около этих пикетов выписывают расстояния до ближайших пикетов слева и справа. Сумма внутренних расстояний является контрольным числом длины кривой. От начала каждой кривой до ее конца проводят условные дуги. Если трасса поворачивает вправо, то дугу проводят крутизной вверх, если влево, то вниз. Около дуг или внутри их выписывают все элементы кривой из пикетажного журнала. Отрезки прямых линий на профиле между концами предшествующей кривой и началом последующей кривой называют прямыми вставками. Над серединой каждой прямой вставки надписывают румб, а под ней – ее длину. Контролем расстояний служит сумма всех прямых вставок и кривых, которая должна быть равна длине всей трассы. Румб исходной линии получают привязкой оси трассы к пунктам имеющейся геодезической сети или определяют по буссоли. В нашем примере румб исходной линии задает преподаватель. Румбы остальных вставок вычисляют непосредственно по углам поворота трассы. Рекомендуется сначала вычислить дирекционные углы (магнитные азимуты) прямых вставок, пользуясь правилом: дирекционный угол следующей прямой вставки равен дирекционному углу предыдущей прямой вставки плюс правый угол поворота или минус левый угол, а затем перейти к румбу.



Наши рекомендации