Деловая игра «Качества и умения лидера»

Фигуры

Показывается ряд заштрихованных геометрических фигур. Дети делятся на 3 группы: 1 - запоминает фигуры и описывает их второй, 2 - рисует, 3 - интересуется у первой и контролирует действия второй.

Платоновская игра

Участникам предлагается иерархическая лестница рабовладельческого государства (Платон. «Государство»): мудрецы - воины - ремесленники - зелоты. Всем участникам предлагается занять место в иерархической лестнице (желательно вертикальной): 1 раз - по мнению окружающих, 2 переход - по своим собственным устремлениям.

Глаза в глаза

Группа делится по парам. Задача: в течение 1 минуты глядя в глаза партеру определить его душевное состояние.

Портрет моего друга

Каждый из членов группы рисует портрет своего друга (знакомого), сидящего в кругу. Карточки мешаются. Задача членов группы: узнать свой портрет, определить какие качества подмечены на портрете, отношение художника к нарисованному.

Веревка

Группе 4-5 человек выдается веревка, связанная в кольцо. Задача: с закрытыми глазами по команде ведущего, держась за веревку растянуть ее в квадрат, треугольник, ромб, овал...

Воздушный шар

«Вы экипаж воздушного шара, терпящего бедствие. Среди вас есть: капитан, штурман, пассажир, заяц. Что бы уберечься от падения необходимо избавиться от части лишнего груза. Первым за борт может отправиться «заяц», последним - капитан. Распределите роли между членами вашей группы» (Кто распределяет? Кто какую роль выбирает?).

Стулья

Команда сидит на стульях в кругу молча. Задача: без звуков с закрытыми глазами одновременно встать всей группе, обойти стулья и снова сесть.

Анабиоз

Играют 2 человека: реаниматор и замороженный. Реаниматор не имеет права говорить, издавать звуки, прикасаться (только взгляд, мимика, жесты). Задача реаниматора - расшевелить замороженного, Задача замороженного не поддаться.

Дискуссия

В кругу 3 человека: 1 - глухонемой (общается только жестами, зрением, пантомимой. Не слышит, что ему говорят, не произносит звуки), 2 - глухой и паралитик (может только говорить и видеть. Не слышит, не может двигаться), 3 - слепой и немой (может слышать и показывать). Задача для троих: договориться о встрече в 19.00 в парке им. Горького рядом с эстрадой.

· «Строительство автомобиля» (Кто строит? Кто выбирает какую роль?)

· «Круг доверия». Сидя в кругу, каждый член группы называя по имени всех остальных сообщает, что бы он доверил этому человеку.

· Живая социометрия

· Социометрия - 2. Каждый член группы должен построить всех остальных в линию от максимума к минимуму по любому принципу. Принцип (критерий) сообщается в конце

· «Коллективное сновидение»

· Рассказ о человеке по его фотографии

· Пальцы (встает столько, сколько выкинуто пальцев)

· Большая семейная фотография

· «Ассоциации»

· Волшебная палочка (Я тебя превращаю, потому, что)

· «Режим молчания» (любая деятельность в течение 30 минут в режиме молчания: только жесты, пантомима, в крайнем случае - записки)

· стулья с буквами «А», «Б», «В». Задаются вопросы с 3 вариантами ответов. Задача успеть занять стул с буквой правильного ответа (буквы незаметно можно менять)

· «5х5» (5 ответов на вопрос «Кто я?»; 5 профессиональных целей, 5 своих положительных качеств, 5 ассоциаций к слову «лидер»)

· «Юлий Цезарь». Одновременное выполнение 3 действий: съесть кусок хлеба, писать письмо любимой маме, петь песню. Конкурс на время, оценивается результат

· имя - интонация. Назвать всех членов группы по именам, вкладывая в каждое имя интонацию - отношение к члену группы

· «Объявление о знакомстве» (самореклама)

· Изображение пантомимой преодоление личных трудностей

ИГРЫ:

«Менеджер»

До начала игры каждому из участников присваивается индивидуальный номер, выбирается экспертный совет из числа руководителей программы, старших детей.

1. Задание для всех участников: закончить предложение «Руководить людьми, значит...». Выбирается 5 участников, давших наиболее полные ответы.

2. Задание для 5 чел. Каждый из участников пишет на листе бумаги предполагаемое штатное расписание своего учреждения (обувная фабрика, телекомпания, сауна, ресторан, банк), напротив должности ставится № предполагаемого претендента на эту вакансию. Штатное расписание сопоставляется с реальными желаниями претендентов. По количеству совпадений отбирается 3 игрока.

3. Мини-совещание трудового коллектива, определение концепции деятельности предприятия, составление наброска бизнес-плана.

4. Задание для 3 чел. «Вы отдыхаете на Багамских островах. Связь не работает. Напишите инструкцию для своего коллектива». После написания инструкции «менеджеру» разрешается передать коллективу только по 2 слова из каждого предложения инструкции. Задача коллектива: восстановить полный текст. Победителем считается игрок, чей коллектив восстановил инструкцию наиболее полно.

«Общежитие»

Задача группы: «Вы приехали ни Тихоокеанский курорт. В гостинице, где вы остановились, имеется 2 двухместных, 2 трехместных, ..... четырехместных номера. Ваша задача расселить всех членов группы. Первыми заселяются 2-х и 3-х местные номера»

«Оратор»

Перед началом игры объясняются примеры невербального реагирования

1. Выборы 1 оратора - добровольца. Задача: произнести речь на любую тему. Оратора просят покинуть аудиторию

2. Между членами группы распределяются роли: сторонники, противники, нейтралы, переменные. Задача группе: во время произнесения речи при помощи невербальных методов реагировать в соответствии со своей ролью

3. По итогам выступления оратор составляет свой список по ролям. Отдельно награждаются игроки, наиболее точно отразившие свои эмоции.

Игра «Раз, два, три»

Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит: «Раз, два, три» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Игроки должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.

Игра «Веревочка»

Для проведения игры нужна веревка, концы которой должны быть завязаны, образуя кольцо. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы: как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник.

Деловая игра «Лидер»

Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо найти 10 определений, характеризующих, на их взгляд, лидера. Далее группа знакомит остальных со своим мнением. В ходе организованного общего обсуждения группа составляет портрет-характеристику лидера.

Дискуссия «Команда лидера»

Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие – может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители «команды лидера»? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге обеспечивает эффективность работы группы?

Дискуссия «Лидерство»

Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств.

Деловая игра «Рецепт»

Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить «рецепт»: как стать лидером. «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен «технологией приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления лидера.

Игра «Хочу все знать»

Лидерам дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например:

- сколько пуговиц всего на одежде членов группы,

- общий рост в сантиметрах всех членов группы,

- общий возраст всех членов группы.

- список хобби ленов группы.

Игра «Перестройка»

Группе дается задание построиться по каким либо определенным признакам, на время (засекает ведущий). Например: по цвету глаз (от светлых к темным); по номерам квартир (от 0 до…); по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.

Игра «Ощущения»

Участники становятся в одну линию (в затылок). Человек стоящий сзади, без слов, прикасаясь к стоящему перед ним игроку, передает какое либо чувство тот передает следующему и т.д. Игрок, который стоит самым первым, должен сказать, что за чувство дошло до него. Затем стоящий в конце становится в начало, а тот, кто стоял первым становится последним.

Счет от 0 до 10

Играющие закрыв глаза, должны сосчитать от 0 до 10, при этом каждую новую цифру говорит только один человек. Если какую либо цифру произнесли несколько человек, все начинается с начала.

Игра «Веревочка»

Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник и т.д.

«ЧЕМОДАН ЛИДЕРА»

Тренинговые упражнения

«Салфетка»

Цель: знакомство друг с другом.

Возьмите столько салфеток, сколько хочется. Назовите свое имя и столько своих хороших качеств, сколько взяли салфеток.

«Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количества человек в группе. Названное количество участников встает. Участники не должны совещаться. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности.

Обсуждение: почему сначала не поучалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

«Перекинь мяч»

Цель: активизация группы, сплочение.

Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников – 10 человек. Им дается небольшой мяч и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть мяч друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Упражнение повторяется 3-4 раза. Ведущий просит выполнять задание как можно быстрее. В конце упражнения ведущий просит продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду.

Обсуждение: почему сначала не поучалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

«Вавилонская башня»

Цель: активизация и сплочение группы.

Время: 15 минут.

Инвентарь: цветные маркеры, ватман, индивидуальные задания.

Участники делятся на две команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например,

- «Башня должна иметь 10 этажей»;

- «Вся башня имеет коричневый контур»;

- «Над башней развивается синий флаг»;

- «В башне всего 6 окон».

Все индивидуальные задания должны быть выполнены. Участникам запрещено разговаривать и вообще использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Обсуждение: трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

«Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Участники, стоя лицом друг к другу, образуют два круга: внутренний и внешний. Ведущий дает команды, которые выполняются молча участниками образовавшихся пар. После выполнения команды внешний круг делает шаг вправо.

Варианты команд:

- поздороваться с помощью рук;

- побороться руками;

- помириться руками;

- выразить поддержку с помощью рук;

- пожалеть руками;

- выразить радость;

- пожелать удачи;

- попрощаться руками.

Обсуждение: что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как вы думаете, на что было направлено это упражнение?

«Построение круга»

Цель: умение налаживать контакт невербальным способом.

Время: 10 минут.

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению. По условному сигналу ведущего все останавливаются в том месте, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь (можно трогать друг друга руками). Когда все занимают свои места, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.

Обсуждение: что дает это упражнение? Почему идеальный круг не получился сразу?

«Корабль»

Цель: собрать из отдельных элементов единое целое.

Все участники делятся на 2 команды, каждой из которых дается определенный набор элементов. Задача: собрать единую картинку (участники не знают, что собрать общую картину они могут, только если объединить элементы обеих команд).

Обсуждение: было ли сложным упражнение? Если было, то когда возникали трудности? Что понравилось? Что показалось интересным?

«Рефлексия»

Участникам нужно ответить на несколько вопросов:

- Я узнал(а), что…

- Я был(а) разочарован(а) тем, что…

- Я был(а) удивлен(а) тем, что…

- Мне комфортно работать

· в парах;

· в подгруппах;

· в кругу

- Мне запомнилось…

- Мне было трудно…

- Мне было легко…

«Продавцы и покупатели»

Группа делится поровну на подгруппы – «продавцы» и «покупатели». Обе подгруппы инструктируются ведущим независимо друг от друга (одна из подгрупп на время инструкции выходит в коридор).

«Продавцам» объявляется, что их задача – во что бы то ни стало продать свитер, но при этом его цена при продаже должна быть намного больше начальной (например, не 500, а 3000 рублей). «Покупателям» объясняется, что их задача – во что бы то ни стало приобрести свитер, но максимально понизив цену. «Торговля» идет в парах.

«Сплетня»

Все игроки, кроме одного, выходят из комнаты. Они не должны слышать, что происходит в комнате. Оставшемуся игроку ведущий рассказывает историю…

«Был я как-то в одном музее. Чего там только не было. Прекрасные статуи, чудесные картины. Я прошел множество залов, пока не увидел самую прекрасную картину. На ней был изображен юноша лет 25-ти в красивом красном камзоле и голубых панталонах. На ногах у него были высокие сапоги-ботфорты, а на голове шляпа с перьями. В руках он держал скипетр и державу. Наверное, это был король. Юноша сидел в красивом позолоченном кресле. А вокруг него было множество маленьких худых собачек породы левретка. Я был в восторге от этой картины, и долго стоял, любуясь ею, пока служащий музея не подошел ко мне и не сказал, что музей закрывается.»

Игрок, которому рассказали эту историю, должен повторить ее слово в слово следующему игроку, приглашенному в комнату, а тот в свою очередь следующему.

«Рисование одним карандашом»

Два человека кладут перед собой один лист бумаги и берутся за одну ручку (карандаш) так, чтобы удобно было рисовать. Задание: молча, ни о чем предварительно не договариваясь, не переговариваясь в ходе упражнения, нарисовать картину и написать ее название. При этом оба человека одновременно держат карандаш и рисуют.

Упражнение можно выполнять несколько раз, каждый раз формируя пары заново.

Обсуждение: кто рисовал больше? Было ли согласие или противодействие при рисовании? Как происходило понимание?

«Слепой круг»

Участники закрывают глаза и начинают молча перемещаться по комнате, держа руки в защитной позе.

По команде ведущего участники должны образовать круг, встав друг за другом, положив руки на плечи соседа спереди. Затем каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи, голову соседа спереди, чтобы впоследствии суметь узнать его. Ведущий в это время может записать имена участников в том порядке, в котором они располагаются.

Затем по команде ведущего участники расходятся и передвигаются по комнате. Далее ведущий просит участников еще раз образовать круг, но именно в той последовательности, в какой они стояли первый раз. Причем ведущий не препятствует разговорам участников.

Когда группа решит, что задание выполнено, то ведущий разрешает открыть участникам глаза. Ведущий рассказывает группе, правильно ли выполнено задание, и сколько времени потребовалось на решение задачи. После выполнения упражнения группа анализирует свои действия.

«Качели»

Цель: установление доверительных отношений.

Для выполнения этого упражнения нужны 8 человек: 1 человек- качается, а 7 - качают. Тот, кого качают, ложится на пол, руки прижимает к бедрам. Трое участников садятся с правой стороны от него, трое - с левой, а один держит голову. Человека осторожно поднимают до уровня пояса и качают его.

После выполнения упражнения производится анализ.

«Шарики»

Цель: снятие напряжения, развитие взаимопонимания, взаимодействия.

Материалы: воздушные шарики.

Группа разбивается на мини-группы (от 3 до 5 человек). Группы распределяются по помещению так, чтобы не мешать друг другу при выполнении заданий. Каждая группа получает воздушный шар. Задача группы: удержать воздушный шар в воздухе без помощи рук.

Ведущий может усложнить задание, назвав ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (локоть, голова, колени, правое плечо, и т.д.).

И последнее задание: удержать шар в воздухе, не используя части тела. Это задание можно выполнить, если одновременно дуть на шарик.

«Слепой футбол»

Цель: установление сотрудничества и доверия в группе.

Материалы: повязки на глаза, мячи.

Группа делится на 2 равные команды. Каждая команда делится на пары. Один партнер становится «игроком», а другой - «тренером». «Игрок» надевает на глаза повязку. Перед игрой можно устроить тренировку, чтобы каждый «игрок» мог привыкнуть к голосу своего «тренера».

До начала игры ведущий оглашает правила:

- только «игрок» может касаться мяча;

- «игроки» передвигаются по полю, выставив руки перед собой ладонями наружу;

- ни «тренер», ни «игрок» не могут касаться друг друга умышленно;

- если мяч выбывает с территории площадки, то ведущий сам возвращает его в игру;

- запрещены дальние и сильные броски мяча;

- «игроки» не должны быть обуты в тяжелую обувь;

- на поле нет ворот.

После проведения тренировки обе команды выстраиваются в одну линию. Ведущий свистком дает сигнал к началу игры и бросает на середину поля мяч (или 2-3 мяча). Через 5 минут партнеры меняются ролями.

В конце игры происходит обсуждение.

«Скованные одной цепью»

На земле чертятся две параллельные линии на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вся группа встает в шеренгу у одной линии.

Задание: группа должна пройти расстояние от одной линии до другой, не разрывая контакт у щиколотки. Если контакт нарушен, вся группа возвращается в исходное положение.

После выполнения задания проводится анализ.

«Бартер»

Материалы: 3 листа цветного картона, разрезанные одинаковым образом на несколько произвольных частей.

Группа делится на 3 команды. Цветные кусочки картона перемешиваются и распределяются среди всех участников произвольным образом. Каждая группа садится за стол. Задача каждой группы - сложить кусочки одного цвета в целый лист. Чтобы получить недостающие кусочки, команда снаряжает двух посредников, которые будут производить обмен с посредниками других команд. Посредником может быть любой желающий. Каждая группа решает самостоятельно, какой цвет она будет собирать. Каждая группа может ставить любые условия по обмену имеющихся у нее кусочков. Группа, которая первая собрала кусочки одного цвета в полный лист, считается победителем.

После выполнения задания всеми группами проводится обсуждение.

«Картина»

Материалы: большой лист бумаги, тюбик клея, 10 листов цветной бумаги.

Группа делится на команды по 4 человека. Один из них становится директором, трое остальных - слепыми художниками. Художники могут творить только с закрытыми глазами. Директор может смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться.

Задание для команды - создать коллективное произведение. Необходимые элементы для картины нужно не вырезать ножницами, а отрывать от листов руками.

Для выполнения задания - у команды есть 30 минут. Команда сама принимает решение, сколько времени она тратит на планирование, а сколько - на сам процесс. Через 30 минут все команды собираются вместе и демонстрируют свои произведения. Затем происходит обсуждение внутри команд, затем во всей группе.

«Костюм из газеты»

Материалы: старая толстая газета, клеящий карандаш, 5 английских булавок.

Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:

- «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться;

- «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться;

- «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.

Время выполнения задания - 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, прикрывающий как можно большую площадь его одежды, и достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме.

Газету нельзя резать ножницами, можно только рвать руками. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. По возможности, команды не должны видеть друг друга в процессе изготовления костюма. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм. После этого проводится обсуждение.

«Остров сокровищ»

Цель: развитие навыков взаимодействия.

Материалы: листы бумаги, ручки или карандаши на каждого участника.

Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. Они договариваются, кто из них «первый», кто «второй». «Первый» участник рисует план острова сокровищ, ландшафт, особые места, и обязательно то место, где находится сокровище. Одновременно он рассказывает «второму», что он в свою очередь должен рисовать на своем листе, чтобы получить точную копия первого плана.

На выполнение этого задания дается 10 минут. После этого проводится обсуждение работы в парах. Затем пары демонстрируют свои рисунки, и группа делает выводы по итогам эксперимента.

«5 секунд»

Участники садятся в круг. Им запрещено разговаривать друг с другом. Каждый участник в любое время может встать, но стоять дольше 5 секунд не разрешается, затем игрок снова садится.

Задача группы состоит в том, чтобы в каждый момент времени стояло ровно 5 игроков

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Материалы: фломастеры, бумага.

Участники садятся в круг. Одному из участников дается лист бумаги и фломастер. Предлагается нарисовать прекрасный рисунок. После этого рисунок передается соседу справа. Тот в течение 30 секунд делает из полученного рисунка «ужасный» рисунок и передает его следующему. Следующий участник в свою очередь делает «прекрасный» рисунок. Так проходит весь круг, пока рисунок не вернется к хозяину. Далее проводится обсуждение.

«Артобстрел»

Цель: снятие напряжения, развитие доверительных отношений.

Материалы: мягкие метательные снаряды (мягкие мячики, игрушки).

Участники разбиваются на пары. Две пары участников располагаются друг напротив друга. Один из партнеров становится «снайпером», надевает повязку и берет мягкие снаряды. Второй партнер становится его «тренером». «Тренеру» не разрешается прикасаться ни к снарядам, ни к своему партнеру. «Снайпер» может бросать снаряды, подбирать их. «Тренер» руководит его действиями и старается, чтобы в напарника при этом не попали мячом.

У каждой пары есть цель - попасть мячом в «снайпера» из другой команды. Когда это происходит, игра останавливается, и партнеры меняются ролями.

«Узелки»

Цель: развитие навыков взаимодействия.

Участники становятся в круг. Ведущий подает руку любому, стоящему напротив, но не соседу. Тот, подает вторую руку другому члену группы, так образуется цепочка. Последний участник подает свободную руку ведущему, и круг замыкается.

Дальше команда должна придумать стратегию, как «распутаться», не размыкая рук, чтобы снова получился круг. Во время обсуждения нельзя производить никаких действий.

Как только решение принято, группа молча выполняет задание.

Упражнение «Моя минутка»

Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Лидеру нужно и то, и другое. Прошу всех сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и по моему сигналу начать отсчитывать 1 минуту.

Результат от 57 до 63 свидетельствует о высокой работоспособности.

Сегодня мы погорим о том кто такой лидер, какими он обладает качествами, и о стилях работы лидера.

Деление на группы

Посмотрите на стены. На них висят солнышки разного цвета. Пожалуйста, подойдите к той цветной фигуре, которая в данный момент отвечает вашему эмоциональному состоянию.

Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействие:

- оранжевый – помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность;

- зеленый – позволяет успокоиться, отдохнуть;

- голубой – вызывает ощущение прохлады.

Вы определились с выбором фигуры, и у нас образовались группы. Вы сейчас рядом с тем, кто чувствует себя примерно так же, как и вы. Поэтому вам легче будет найти общий язык. (Всех участников рассаживают в круги.)

Представьте, что вы в «Майке лидера». Представили? Какого она цвета, и что на ней будет написано или нарисовано, решите вы сами. Вам дается 2 минуты. (Участникам занятия раздаются части от майки (два рукава и подол майки), фломастеры.)

Итак, объясните выбор цвета, что написано или нарисовано и почему?

У нас на стенде - одна большая бесцветная «Майка лидера». Давайте соберем ее детали и придадим ей цвет. (Собирается общая «Майка лидера» путем наклеивания деталей на трафарет «Майки». В результате в середине получается галстук.)

Лидер – это человек способный повести за собой, побудить интерес к делу. А какими качествами должен обладать Лидер? Подумайте и в течение 2 минут выберите 3 самых главных качества.

Качества: активность, инициативность, общительность, наблюдательность, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность и др.

Игровая минутка

На столе лежат предметы. Выберите 3 любых предмета. А теперь, используя эти предметы, придумайте игру.

Как вы сами уже могли убедиться на личном опыте, чтобы организовать дело, лидеры, в том числе и вы, пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие предпочитают уговаривать, третьи – увлекать собственным примером, четвертые – прежде чем начать дело, обсуждают его с другими.

Частое повторение одних и тех же приемов, способов воздействия отражает стили работы лидера. (Ребятам называются стили, и предлагается рассказать о них, основываясь лишь на названии.)

- «Разящие стрелы» – руководитель единолично принимает решения, настойчиво добивается его выполнения.

- «Плывущий плот» - плывет по течению.

- «Снующий челнок» - мечется, уговаривает.

- «Возвращающийся бумеранг» - предлагает вариант, выслушивает мнения, совещается.

(Группы получают карточки с одним из стилей, на оборотной стороне написано задание:

А) какие, по – вашему, качества присущи данному лидеру;

Б) какие способы вовлечения людей в организуемую им деятельность он использует;

В) каковы положительные и отрицательные стороны данного стиля.

(Раздаются «Майки лидера», на рукавах которых выделено место под вариант ответа А и Б, на подоле В. Время 5 минут.)

После выполнения задания проводится защита своей «Майки лидера».

Подведение итогов

Вы сами раскрыли как положительные, так и отрицательные стороны каждого из стилей. Конечно, нужно учитывать, при каких обстоятельствах один способ может принести успех, а какой подведет.

Успех лидера – организатора во много зависит от того, каков его авторитет в коллективе, какие он устанавливает взаимоотношения, как использует права, предоставленные ему.

Давайте подведем итог:

- что запомнили?

- чему научились?

А теперь подойдите к солнышку вашего настроения. Оставьте на нем автограф и название вашей группы.

Фигуры

Показывается ряд заштрихованных геометрических фигур. Дети делятся на 3 группы: 1 - запоминает фигуры и описывает их второй, 2 - рисует, 3 - интересуется у первой и контролирует действия второй.

Платоновская игра

Участникам предлагается иерархическая лестница рабовладельческого государства (Платон. «Государство»): мудрецы - воины - ремесленники - зелоты. Всем участникам предлагается занять место в иерархической лестнице (желательно вертикальной): 1 раз - по мнению окружающих, 2 переход - по своим собственным устремлениям.

Глаза в глаза

Группа делится по парам. Задача: в течение 1 минуты глядя в глаза партеру определить его душевное состояние.

Портрет моего друга

Каждый из членов группы рисует портрет своего друга (знакомого), сидящего в кругу. Карточки мешаются. Задача членов группы: узнать свой портрет, определить какие качества подмечены на портрете, отношение художника к нарисованному.

Веревка

Группе 4-5 человек выдается веревка, связанная в кольцо. Задача: с закрытыми глазами по команде ведущего, держась за веревку растянуть ее в квадрат, треугольник, ромб, овал...

Воздушный шар

«Вы экипаж воздушного шара, терпящего бедствие. Среди вас есть: капитан, штурман, пассажир, заяц. Что бы уберечься от падения необходимо избавиться от части лишнего груза. Первым за борт может отправиться «заяц», последним - капитан. Распределите роли между членами вашей группы» (Кто распределяет? Кто какую роль выбирает?).

Стулья

Команда сидит на стульях в кругу молча. Задача: без звуков с закрытыми глазами одновременно встать всей группе, обойти стулья и снова сесть.

Анабиоз

Играют 2 человека: реаниматор и замороженный. Реаниматор не имеет права говорить, издавать звуки, прикасаться (только взгляд, мимика, жесты). Задача реаниматора - расшевелить замороженного, Задача замороженного не поддаться.

Дискуссия

В кругу 3 человека: 1 - глухонемой (общается только жестами, зрением, пантомимой. Не слышит, что ему говорят, не произносит звуки), 2 - глухой и паралитик (может только говорить и видеть. Не слышит, не может двигаться), 3 - слепой и немой (может слышать и показывать). Задача для троих: договориться о встрече в 19.00 в парке им. Горького рядом с эстрадой.

· «Строительство автомобиля» (Кто строит? Кто выбирает какую роль?)

· «Круг доверия». Сидя в кругу, каждый член группы называя по имени всех остальных сообщает, что бы он доверил этому человеку.

· Живая социометрия

· Социометрия - 2. Каждый член группы должен построить всех остальных в линию от максимума к минимуму по любому принципу. Принцип (критерий) сообщается в конце

· «Коллективное сновидение»

· Рассказ о человеке по его фотографии

· Пальцы (встает столько, сколько выкинуто пальцев)

· Большая семейная фотография

· «Ассоциации»

· Волшебная палочка (Я тебя превращаю, потому, что)

· «Режим молчания» (любая деятельность в течение 30 минут в режиме молчания: только жесты, пантомима, в крайнем случае - записки)

· стулья с буквами «А», «Б», «В». Задаются вопросы с 3 вариантами ответов. Задача успеть занять стул с буквой правильного ответа (буквы незаметно можно менять)

· «5х5» (5 ответов на вопрос «Кто я?»; 5 профессиональных целей, 5 своих положительных качеств, 5 ассоциаций к слову «лидер»)

· «Юлий Цезарь». Одновременное выполнение 3 действий: съесть кусок хлеба, писать письмо любимой маме, петь песню. Конкурс на время, оценивается результат

· имя - интонация. Назвать всех членов группы по именам, вкладывая в каждое имя интонацию - отношение к члену группы

· «Объявление о знакомстве» (самореклама)

· Изображение пантомимой преодоление личных трудностей

ИГРЫ:

«Менеджер»

До начала игры каждому из участников присваивается индивидуальный номер, выбирается экспертный совет из числа руководителей программы, старших детей.

1. Задание для всех участников: закончить предложение «Руководить людьми, значит...». Выбирается 5 участников, давших наиболее полные ответы.

2. Задание для 5 чел. Каждый из участников пишет на листе бумаги предполагаемое штатное расписание своего учреждения (обувная фабрика, телекомпания, сауна, ресторан, банк), напротив должности ставится № предполагаемого претендента на эту вакансию. Штатное расписание сопоставляется с реальными желаниями претендентов. По количеству совпадений отбирается 3 игрока.

3. Мини-совещание трудового коллектива, определение концепции деятельности предприятия, составление наброска бизнес-плана.

4. Задание для 3 чел. «Вы отдыхаете на Багамских островах. Связь не работает. Напишите инструкцию для своего коллектива». После написания инструкции «менеджеру» разрешается

Наши рекомендации