Другие виды деревянных мостов
Эстакадные мосты. Отличительной особенностью всякой эстакады является однообразная высота опор и одинаковые пролеты, что позволяет стандартизировать почти все элементы. Деревянные эстакадные мосты состоят из рамно-свайных или рамно-лежневых опор и одинаковой величины прогонов (обычно до 3 м). Эстакадные мосты имеют сборную конструкцию и рассчитаны на изготовление стандартных элементов из пиленого леса с простыми соединениями без врубок (рис. 8.11). Сборные эстакадные мосты обладают целым ря-194
Рис. 8.11. Схема эстакадного моста
дом преимуществ по сравнению с обыкновенными мостами, так как позволяют производить заготовку на заводах или полигонах с предварительной пропиткой и сушкой древесины и с применением шаблонов для механизированной обработки элементов. Опоры для эстакадных мостов применяются рамно-свайные.
Балочно-подкосные мосты. В балочно-подкосных мостах при одинаковом сечении прогонов удается значительно увеличить расстояние между опорами по сравнению с простыми балочными мостами (в 2—3 раза) за счет создания подкосами промежуточных опор. Одновременно введение в систему подкосов приводит к усложнению конструкции, требующей большого количества врубок и тщательной подготовки элементов на месте. Кроме того, при передаче усилия с подкоса на опору возникает горизонтальная составляющая, распор, для восприятия которого необходимо ставить горизонтальные элементы — затяжки или усиливать опоры. Различаются следующие системы деревянных мостов: ригельно-подкосные, треугольно-подкосные и комбинированные системы. Ригельно-подкосные системы служат для перекрытия пролетов от 8 до 12 м. В треугольно-подкосных системах прогоны поддерживаются в середине пролета двумя подкосами, нижние концы которых упираются в опоры; применяются для пролетов до 12 м. Комбинированные под-косные мосты, имеющие 4—6 подкосов в пролете, могут служить для перекрытия пролетов от 12 до 20 м.
Пакетные пролетные строения состоят из бревен или брусьев, объединенных в пакеты. Пакеты, в которых элементы соединены с помощью болтов и поперечных накладок, называются простыми, в них бревна или брусья работают на изгиб раздельно.
Пакеты, в которых составляющие их бревна или брусья включены в совместную работу с помощью шпонок, колодок и других средств, на-195
зываются составными. Пакеты устанавливаются под каждую рельсовую нить (в пакете может быть от 3 до 9 бревен) и объединяются между собой в пакетное пролетное строение.
Клееные и клеефанерные пролетные строения чаще применяют на автодорожных мостах, но их можно применять и на железнодорожных мостах (рис. 8.12).
Клееные конструкции изготавливаются из пиломатериалов, склеенных атмосферостойкими, водо- и биостойкими синтетическими клеями,
Рис. 8.12. Сечения клееных и клеефанерных балок и стыки их элементов: а, б, в, г — поперечные сечения клееных балок; д, е — сечения нижних и верхних поясов балок; ж, з, и, к, л — устройство стыков и досок в клееных конструкциях; 1 — доски; 2 — бакелизированная фанера; 3, 4 — доски поясов
обладающими высокой прочностью и долговечностью. Это фенольные, резорциновые и фенольно-резорциновые клеи.
Толщина досок для клееных конструкций не должно превышать 3,3 см для главных балок и 4,3 см для остальных элементов. В клееных конструкциях наряду с обычной древесиной применяется бакелиризо-ванная фанера, изготовленная из тонких слоев березовой древесины (шпона), склеенных водостойким клеем. Используя этот материал в сочетании с пиломатериалами, можно получить более легкие балки, называемые клеефанерными.
Для изготовления клееных конструкций используются и жесткие древеснослоистые пластики (ДСП).
Мосты с решетчатыми фермами. Фермы Гау—Журавского с ездой поверху и понизу применяют для пролетов от 20 до 50 м. Решетка ферм крестовая, пояса и раскосы из круглого или пиленого леса, тяжи из круглой стали.
Постройка деревянных мостов
Работы по изготовлению прогонов, насадок и поперечин заключаются в отеске круглых бревен на два канта, разметке, перепиливании и сверлении отверстий для болтов. Процесс установки элементов на готовые опоры состоит из следующих основных работ: подмащивания, укладки прогонов, поперечин и рельсового пути. Укладка прогонов может производиться надвижкой их в пролет с насыпи вдоль моста, подъемкой краном или вручную по наклонным слегам.
Сваи погружаются в грунт копрами не менее чем на 4 м ниже дна реки. Сваи забиваются вертикально, отклонение допускается не более 1/30 длины наземной части сваи; при больших отклонениях свая выдергивается и забивается снова. После забивки головы свай срезаются строго перпендикулярно их оси на уровне проектной отметки с запасом 2—3 см на осадку сваи. Установка готовых пролетных строений в зависимости от их веса, конструкции и местных условий производится самоходным или консольным краном (рис. 8.13). Работа по установке пролетных строений на опоры заключается в подвешивании пролетных строений к крану, подаче крана вместе с пролетным строением к месту установки, опускании пролетного строения на опоры, освобождении пролетного строения от строп.
Подмости, их назначение и характеристика. Подмости устраивают для различных этапов строительства моста: бетонирования монолитных конструкций, установки готовых сборных элементов мостов в проектное положение.
Рис. 8.13. Установка пролетного строения на опоры консольным краном: 1 — консоль крана; 2 — пролетное строение; 3 — опора
Деревянные подмости представляют собой простейшие конструкции деревянных мостов и могут быть стоечного, подкосного и ригельно-подкосного типов. Стоечные подмости выполняются с расстоянием между опорами 2—3 м, а подкосные и ригельно-подкосные — до 6—9 м. Верхняя часть подмостей, устраиваемая для бетонирования, представляет собой плотный настил из досок, которые служат опалубкой низа главных балок. В подмостях предусматриваются устройства для рас-кружаливания. При расположении подмостей на сухом месте при достаточно плотном грунте основания подмостей устраиваются лежневого типа. В слабых грунтах для подмостей речных пролетов применяют свайные опоры.
Разновидностью поддерживающих сооружений для изготовления арочных конструкций являются кружала. Кружала — это те же подмости, только верхняя часть их очерчена по кривой свода или арки. К кружалам предъявляются повышенные требования по точности изготовления и жесткости их конструкций, так как даже незначительное отклонение оси арок от заданного проектного положения может вызвать повышение напряжений в отдельных сечениях конструкций. Кружала конструктивно делятся на две части: нижнюю — подмости и верхнюю, состоящую из кружальных ферм. Между ними располагаются приборы для раскружаливания. Кружала представляют собой сложные инженерные конструкции, их расчет, проектирование и особенно возведение требуют высокой квалифицированности исполнения. Для уменьшения расхода пиломатериалов и снижения трудоемкости деревянные кружала заменяются инвентарными металлическими.
Конструкция кружал и приборы для раскружаливания даны в гл. 5.
Глава 9 ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ