Опоры деревянных мостов. Ледорезы
В балочных мостах под железную дорогу при пролетах до 3 м про
межуточные опоры состоят из одного поперечного ряда свай (рис. 8.4).
Средние четыре сваи называются коренными, так как они поддерживают
прогоны и передают вертикальные нагрузки на грунт. Две боковые сваи
называются откосными сваями. Наклонный элемент, одним концом упи
рающийся в откосную сваю, а вторым концом в коренную сваю, называет
ся укосиной, упирание укосины в насадку не допускается. Укосины вме
сте с откосными сваями служат для
придания опоре поперечной жесткости.
Для этой же цели могут служить на
клонные сваи. Сваи и укосины соеди
няются поперечными связями в виде
горизонтальных и наклонных схваток.
Опоры с наклонными сваями имеют
преимущества перед опорами с укоси
нами. Наклонные сваи повышают бо
ковую жесткость и воспринимают вер
тикальную нагрузку, поэтому число
свай в опоре с наклонными сваями
меньше, чем в опоре с укосинами. Но
Рис. 8.4. Схема промежуточной опо- забивка наклонных свай сложнее, чем
ры балочного деревянного моста: вертикальных. Диаметр и глубина за-
1 — укосина; 2 — горизонтальная бивки свай определяется расчетом, но
схватка; 3 — коренные сваи; 4 — от- при всех обстоятельствах глубина за-
косная свая; 5 — прогоны бивки не должна быть менее 4 м.
Устои служат для сопряжения моста с насыпью и состоят из поперечных рядов свай, соединенных в продольном направлении прогонами, горизонтальными схватками и подкосами. Поперечная жесткость устоя обеспечивается заделкой коренных свай в фунте конуса насыпи. Так как устой, кроме вертикальной нагрузки, воспринимает горизонтальное давление насыпи, подкосам придается восходящее направление в сторону насыпи; при высоте насыпи более 4 м добавляются подкосы обратного направления.
Конструкция деревянных опор зависит от размеров, устанавливаемых на них пролетных строений и местных условий. Наибольшее распространение получили рамно-свайные опоры, рамно-лежневые опоры, ряжевые опоры, клеточные опоры.
Рамно-свайные опоры состоят из свайного основания и рамной надстройки, опирающейся на насадки свай (рис. 8.5). Рамная надстройка состоит из четырех рам, расположенных поперек оси моста. Все рамы соединены горизонтальными и диагональными схватками. В подводной части для устойчивости опоры при глубине русла более 3 м сваи соединяются металлическими тяжами.
Рамно-лежневые опоры. Рамно-свайные и рамно-лежневые опоры (рис. 8.6) имеют одинаковую конструкцию и различаются лишь основаниями. В первом случае рамы устанавливаются на сваи, во втором на лежни, укладываемые непосредственно на грунт или каменное основание. Лежнями могут служить бревна, отесанные на два канта, а также шпалы и
Рис. 8.5. Конструкция рамно-свайной опоры: а — схема; б — конструкция; 1 — рамная надстройка; 2 — свайное основание;
H — высота рамной надстройки
Рис. 8.6. Конструкция рамно-лежневой опоры: а — схема; б — конструкция; 1 — лежни; 2 — рама; 3 — прогоны;
h — глубина котлована
брусья. Лежни соединяются с насадками скобами, число лежней определяется величиной вертикальной нагрузки и прочностью грунта.
При возведении рамно-свайных и рамно-лежневых опор применяются стандартные рамы одинаковой конструкции, но разной высоты — 2; 3; 4 и 5 м. Каждая стандартная рама состоит из двух вертикальных и двух наклонных стоек, верхней и нижней насадок, диагональных и горизонтальных схваток. Стойки соединяются с насадками при помощи металлических штырей и объемлющих хомутов. Из стандартных рам могут быть устроены опоры разной высоты под пролетные строения разных пролетов. Рамы собираются в стороне и устанавливаются в готовом виде.
Рамно-свайные и свайные опоры применяются тогда, когда грунт допускает забивку свай. В тех случаях, когда забивка свай по геологическим условиям невозможна, применяются рамно-лежневые опоры.
Ряжевые опоры (рис. 8.7) сооружаются на грунтах, не допускающих забивки свай (скальные, галечные с включением валунов и др.), в случаях срочности работ и при отсутствии копрового оборудования. Ряж представляет собой деревянный сруб из бревен или брусьев, имеющий стенки, днище и перегородки, разделяющие ряж на вертикальные отсеки. Ряж устанавливается на предварительно спланированное по его периметру дно реки и на всю высоту загружается камнем.
Каменное заполнение обеспечивает устойчивость ряжа. Ряжевым быкам с верховой и низовой стороны придается заостренная форма, чтобы уменьшить сопротивление течению воды и облегчить пропуск ледохо-190
Рис. 8.7. Ряжевая опора: 1 — ряж; 2 — рамная опора; 3 — вырубка в лапу
да. Размеры ряжа в плане определяются допускаемым давлением на грунт и условием устойчивости. Стены ряжей рубятся из бревен диаметром 22—26 см, днище ряжа делается из бревен, которые врубаются в стены ряжа между вторым и третьим венцом. На водотоках с сильным ледоходом заостренная часть ряжа с верховой стороны и боковые стенки обшиваются металлическими листами.
Клеточные опоры (рис. 8.8) применяются, как правило, в срочных и исключительных случаях. При сооружении клеточных опор шпалы укладываются горизонтальными рядами. Шпалы смежных рядов скрепляются между собой скобами по 1—2 штуки на каждую шпалу. При назначении высоты шпальной опоры следует учитывать ее осадку в период эксплуатации (около 2,5 см на 1 м высоты).
Рис. 8.8. Клеточные опоры: а — бык; б — устои |
Число шпал в рядах принимается в зависимости от нагрузки, передающейся на опору, каждый последующий ряд укладывается перпендикулярно предыдущему. При удовлетворительных грунтах шпальные опоры возводятся непосредственно на грунте после
планировки соответствующего участка. При слабых грунтах и в затопляемых местах под шпальную опору делается каменная подставка, а в незатопляемых местах — песчаная.
Ледорезы. Для защиты опор от ударов льда перед ними с верховой стороны реки устраивают ледорезы, которые разламывают большие льдины на мелкие части и направляют их в пролеты моста (рис. 8.9, а, б). Для предохранения опор и расположенных на них пролетных строений от сотрясения при ударе льдин ледорезы не соединяются с опорами, а располагаются перед каждой из них на расстоянии 1,5—4 м выше по течению.
Рис. 8.9. Ледорезы: а — плоский; б — шатровый |
На реках с особенно сильным ледоходом впереди моста на расстоянии 30—50 м ставится второй ряд ледорезов, называемых аванпостными, они принимают на себя удары больших ледяных полей и раскалывают их на части. Конструкция и основные размеры ледорезов назначаются в зависимости от силы ледохода, ширины защищаемых ледорезами опор и горизонтов ледохода. При средних ледоходах и узких (в один ряд свай) опорах
устраиваются плоские ледорезы, состоящие из одного-двух рядов свай с укрепленным на них наклонным режущим ребром ледореза. Для обеспечения жесткости ледореза между сваями ставятся подкосы и схватки.
Наклон режущего ребра ледореза принимается в пределах от 1:1,5 до 1:2. Льдина, встречая на своем пути наклонный нож ледореза, под влиянием силы инерции поднимается по нему и разламывается под действием собственного веса. Поэтому верх режущего ребра ледореза должен возвышаться над горизонтом самого высокого ледохода не менее чем на 1,0—1,5 м, чтобы льдина, поднимаясь по ребру, не могла перескочить его и повредить опору. Нижний конец режущего ребра ледореза должен располагаться ниже горизонта самого низкого ледохода не менее чем на 0,5— 1,0 м. Для защиты широких опор применяют шатровые ледорезы, устраиваемые из трех рядов свай. Между собой ряды свай соединяются наклонными насадками и раскрепляются подкосами и схватками. Режущее ребро ледореза укрепляется металлом. Наклонные и боковые грани ледореза обшиваются листовым железом. Ширина шатровых ледорезов назначается в зависимости от их высоты и мощности ледохода, но не менее ширины опоры. В тех случаях, когда дно реки не допускает забивки свай, применяют ряжевые ледорезы.