Основные системы деревянных мостов

Выбор системы моста, его конструкция зависят от конкретных усло­вий, главные из которых: сооружаемый пролет, высота моста, расчетная нагрузка, характер пересекаемого препятствия, срок службы. Наиболее широко распространены деревянные мосты балочной системы.

При небольших пролетах применяют простые балочные мосты. Для увеличения пролета между опорами и уменьшения количества опор

используют различные подкосные системы. Такие мосты бывают: одно-подкосными или двухподкосными. Пролеты от 15 до 40 м под желез­ную дорогу и до 50 м под автомобильную перекрывают деревянными пролетными строениями с фермами Гау—Журавского. Система двух-раскосной фермы для деревянных мостов была предложена в 40-х гг. XIX в. американским инженером Гау. В этой ферме все элементы, за исключением подвесок, состоят из деревянных брусьев, подвески — из стальных тяжей. Выдающийся русский инженер и ученый Д.И. Журав-ский разработал метод расчета этих ферм и внес ряд существенных из­менений в их конструкцию. Ферма получила наименование ферма Гау—Журавского. Эти фермы широко применялись до 30-х гг. XX в. и во время Великой Отечественной войны.

Конструкция деревянных мостов. Деревянный балочный мост со­стоит из мостового полотна, деревянных прогонов и опор. Железнодо­рожные мосты с деревянными прогонами имеют пролеты 2—3 м, авто­дорожные — 5—10 м (рис. 8.2, 8.3).

Прогоны, поддерживающие мостовое полотно и перекрывающие пролеты моста, состоят из круглых бревен, стесанных на два канта. Число бревен в прогоне зависит от величины пролета и расчетной на­грузки. Бревна в прогонах под каждой рельсовой нитью располагаются в один (при трех бревнах) или два (при четырех или шести бревнах) яруса.

Бревна прогонов стыкуются впритык, стыки располагаются враз­бежку, для усиления места стыкования нижних прогонов применяются подбалки. Бревна прогонов стягиваются с подбалками болтами. С попе­речинами и с насадкой прогоны соединяются врубками и болтами. На­садки служат для обеспечения равномерного опирания прогонов на опоры.


Основные системы деревянных мостов - student2.ru

Основные системы деревянных мостов - student2.ru

Основные системы деревянных мостов - student2.ru

WwWv
Щщ^

Основные системы деревянных мостов - student2.ru

Рис. 8.2. Основные схемы деревянных мостов: а — простая балочная система; б — двухполюсный мост; в — одноподкосный

мост


Основные системы деревянных мостов - student2.ru

Рис. 8.3. Конструкция балочного моста из круглого леса:

1 — сваи; 2 — насадки; 3 — прогоны; 4 — подбалка; 5 — поперечины;

6 — закладной щит; 7 — горизонтальная схватка; 8 — диагональная схватка; ПР — отметка подошвы рельса



Сопряжение насадки со сваями осуществляется металлическими шты­рями диаметром 22—25 мм, забиваемыми через насадку в торец сваи; крайние сваи стягиваются с насадкой болтами.

На прогоны укладываются поперечины, к которым крепятся рабочие рельсы и охранные приспособления. Для поддержания балластной при­змы и части насыпи от обрушения и предотвращения соприкосновения концов прогонов и насадки с грунтом насыпи устраивается закладной щит из пластин или бревен, который поддерживается сваями длиной около 4 м, забиваемыми в тело насыпи и грунт. Для предохранения про­гонов от загнивания расстояние между щитом и концами прогонов дол­жно быть около 10 см. Конус насыпи до закладного щита укрепляется каменным мощением или одерновкой.

Наши рекомендации