Определение зон действия крана
Для создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны: монтажную, зону обслуживания краном, зону возможного перемещения габаритов груза, опасную зону путей, зону работы подъемника, опасную зону дорог, опасную зону монтажа конструкций.
Монтажной зоной называют пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении монтируемых конструкций. Согласно СНиП Ш-4-80*, монтажную зону определяют наружными контурами здания плюс 7 м при высоте зданий до 20 м и 10м при высоте зданий от 20 до 100 м. На стройгенплане монтажную зону обозначают пунктирной линией (рис. 2.6,а), а на местности - хорошо видимыми предупредительными надписями и знаками.
Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Зону работы определяют для башенных кранов посредством нанесения на плане из крайних стоянок полуокружностей, радиус которых соответствует максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми линиями (рис. 2.6,6). Для стреловых кранов зону работы определяют радиусом, равным длине стрелы крана (рис. 2.6,в), и показывают по отдельным стоянкам.
Зоной перемещения габаритов груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяют расстоянием по горизонтали от зоны работы крана до максимально удаленного возможного места падения груза при его перемещении (рис. 2.6,г).
Зону перемещения груза обычно отдельно на плане не выделяют, она служит составляющей при расчете границ опасной зоны крана, которая суммирует все входящие в ее контур зоны.
Опасной зоной работы крана называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемным краном, а также вблизи строящегося здания, определяются горизонтальной проекцией на землю траектории наибольшего наружного габарита перемещаемого (падающего) груза (предмета), увеличенной на расчетное расстояние отлета груза (предмета). Минимальное расстояние отлета груза (предмета) принимается согласно табл. 2.2 (СНиП Ш-4-80* п.2.7).
На рис.2.7 даны схемы назначения и расчета зон для башенного или стрелового рельсового кранов, а на рис.2.8 приведена такая же схема для стрелового крана.
Участки подъездов и подходов, где могут находиться люди, не занятые работой, связанной с краном, маршруты транспортных средств или зоны работы других механизмов являются опасными и на стройгенплане должны быть выделены (заштрихованы).
Опасную зону монтажа конструкций наносят на стройгенплане при вертикальной привязке крана. Указанная зона появляется при монтаже сборных элементов на верхних этажах при невозможности соблюдения установленных правилами Госгортехнадзора минимальных расстояний: от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта - 2 м; от стрелы крана до ближайшего к крану элемента здания по горизонтали - 1м; от противовеса крана до максимально выступающего элемента здания - 0,4 м.
Наличие опасной зоны монтажа конструкций (рис. 2.9) предопределяет необходимость разработки специальных мероприятий, выдачи наряда-допуска на особо опасные работы, ограждения опасной зоны видимыми сигналами, составления инструкций, используемых в работе крановщиками и монтажниками.
При работе башенных кранов в стесненных условиях возникает необходимость в ограничении тех или иных движений крана (речь идет о повороте стрелы, изменении вылета стрелы, передвижении крана или грузовой тележки). Применяемые ограничения могут иметь принудительный или условный характер.
Принудительные ограничения выполняются установкой датчиков и концевых выключателей, производящих аварийное автоматическое отключение крана при достижении им заданного предела (рис. 2.10,а).
Условные ограничения рассчитаны на внимание и опыт крановщика, стропальщика и монтажника. Условные ограничения показывают на местности установкой видимых указателей сигналов: днем красных флажков, в темное время суток - красных гирлянд из ламп (рис.2.10,6).
Размещение сигналов с указанием способа их исполнения наносят на стройгенплан.
При расчете ограничений поворота стрелы необходимо учитывать ее тормозной путь. Для этого ограничители устанавливают так,
чтобы отключение поворота стрелы срабатывало на 2-3° раньше установленной зоны. Так, при ограничении поворота стрелы на 85° ограничитель должен быть установлен на 80° (85-2,5x2=80°).
Совместная работа нескольких монтажных механизмов в одной зоне, как правило, запрещается. В случае производственной необходимости совместная работа монтажного крана с другими строительными машинами и механизмами, в том числе и с другими кранами, может быть допущена при условии разработки мероприятий, обеспечивающих безопасные условия работы.
Обычным приемом в таком случае является разбивка здания на захватки или зоны, в пределах которых разрешается работа только одного механизма (башенного крана, автомобильного крана, подъемника, экскаватора и т.д.). Другой механизм в это время должен работать в следующей зоне или вынужден простаивать.
Специальные мероприятия, о которых шла речь выше, изобра-' жают графически и описывают в виде примечаний или пояснений к стройгенплану.
Глава 3. УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ