Жилищный фонд и культурно-бытовое обслуживание населения

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.(ст.19 ЖК РФ)

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и2настоящей части.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В основу организации культурно-бытового обслуживания населения концептуально положена ступенчатая система, которая согласно теории заключается в следующем. Выделяют три типа населенных пунктов: неперспективные, перспективные и развитые. Учреждения культурно-бытового обслуживания по режиму использования подразделяют на учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования. Жители населенных пунктов, отнесенных к неперспективным, должны обслуживаться учреждениями повседневного использования. Населенные пункты, отнесенные к перспективным и их жители обслуживаются учреждениями повседневного и периодического использования. В развитых населенных пунктах, городах, крупных селах, как правило, уже существуют все три типа учреждений обслуживания, нерешенным вопросом в этих случаях остается их достаточность и размещение по структурно-планировочным единицам разного уровня.

Общие условия размещения общественных зданий исходят из необходимости обеспечения жителей каждого населенного пункта, квартала, жилого района услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 минут. Услуги первой необходимости представляют учреждения повседневного пользования: детские сады, ясли, школы, аптеки, медицинские пункты, отделения связи, клубы с передвижной библиотекой, продовольственные магазины, сбербанки, ремонтно-эксплуатационные участки, открытые плоскостные спортивные сооружения и другие учреждения. Они должны размещаться в каждом микрорайоне. Радиус обслуживания ими населения – не более 500 метров. При больших радиусах доступности для обеспечения обслуживания необходимо предусматривать передвижные средства и сооружения, предоставляя для них соответствующие площадки. Детский сад, ясли, школу, раздаточный пункт молочной кухни, аптеки, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, отделения связи размещают на пути движения населения в производственную зону или в середине кварталов с небольшой плотностью населения. Медицинские учреждения размещают в месте, удобном для обслуживания работников производственной зоны и жителей населенного пункта. Торговый центр, административное здание лучше расположить на главной площади общественного центра, клуб – на площади общественного центра или в зоне отдыха, баню, прачечную, хлебопекарню, пожарное депо – в санитарно-защитной зоне между жилой и производственной зоной.

Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселков или в жилом районе города. Здесь помимо учреждений повседневного обслуживания следует создавать предприятия периодического пользования (административный центр, сберегательный банк, торговый центр, комбинат бытового обслуживания, гостиница, столовая, медицинский пункт, аптека, дом культуры). Учреждения периодического пользования (1 раз в неделю) это прачечные, химчистки, поликлиники, парикмахерские, универмаги, музыкальные и художественные школы, библиотеки, кинотеатры, спортивные комплексы, кафе и другие. Они располагаются в каждом жилом районе в пределах 2 – 3 остановок от жилья, не более 15 минут.

Учреждения эпизодического пользования (1 – 2 раза в месяц) это административно – деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, галереи, крупные универмаги, дома быта, рестораны, парки, районные дома культуры, специализированные больницы, поликлиники, и другие. Они располагаются обычно в общегородском центре, а частично в пригородной зоне, обслуживают население всего населенного пункта. Доступность от жилого района до учреждения должна определяться затратами времени 30 – 50 минут на общественном транспорте. Размещение учреждений обслуживания и их количество определяется на основе строительных норм и правил.
Радиусы обслуживания учреждениями и предприятиями культурно-бытового назначения показаны в таблице 16.

Таблица 16 – Радиусы обслуживания учреждениями культурно—бытового назначения

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
Раздаточные пункты молочной кухни
Аптеки
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения
Отделения связи
Филиалы сберегательного банка
Общеобразовательные школы
Поликлиники и их филиалы
Физкультурно-спортивные центры жилых районов

39.Транспортно-планировочная организация городского пространства.

В современном городе одним из важнейших критериев оценки архитектурно-планировочной структуры выступают временные показатели, отражающие затраты времени на поездки, на сферу обслуживания, получения информации и т.д. Обеспечение этих качеств достигается через транспортно-планировочную организацию городского пространства. В ее задачу входят: обеспечение хороших пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между собой; организация этих связей с наименьшими возможными затратами времени и комфортом; гарантия безопасности дорожного движения. Решение этих задач может быть получено следующими средствами:

· оптимального взаимного расположения всех основных центров тяготения (функциональных зон города);

· формирования единой системы магистральных улиц и дорог;

· взаимной согласованности планировочной организации и транспортной системы города;

· рационального выбора видов общественного транспорта.

Улично-дорожная сеть – важнейшая система, объединяющая город в целостный функционально-планировочный комплекс. Она состоит из сети местных и магистральных улиц и в совокупности с инженерными системами образует градостроительный каркас всей территории города.

Планировочные системы городских дорог определяются сетью магистральных улиц и площадей, обобщенно разновидности таких систем, можно свести к условным схемам планировки (рис. 1): радиальной, радиально-кольцевой, прямоугольной или шахматной, треугольной, прямоугольно-диагональной, комбинированной или свободной. В процессе развития городов, расширения их территории и усложнения структурной организации происходит изменение начальной структуры путем включения новых элементов других схем.

Для градостроительной оценки транспортной системы используют следующие показатели.

Коэффициент непрямолинейности магистрали от точки А до точки Б – это отношение фактического расстояния от токи А до точки Б к длине отрезка прямой, соединяющего эти точки. Увеличение значения коэффициента показывает, что средняя дальность поездки пассажиров возрастает, и увеличивается пробег городского общественного транспорта.

Средневзвешенные значения коэффициента непрямолинейности имеют значения: радиальная система – 1,380; прямоугольная – 1,273; треугольная – 1,090 (А.Х Зильберталь).

Жилищный фонд и культурно-бытовое обслуживание населения - student2.ru

Рис. 1. Системы планировки городских уличных сетей:

а) радиальная; б) радиально-кольцевая; в) прямоугольная (шахматная); г) треугольная; д) прямоугольно-диагональная; е) комбинированная; ж) свободная.

Пропускная способность городской уличной сети определяется пропускной способностью ее лимитирующих элементов. Пропускная способность радиальной системы оценивается как неблагоприятная, т.к. все передвижения, в каком бы направлении они не производились, проходят через центр, в котором пересекаются все радиусы. Эта центральная точка лимитирует пропускную способность всей системы.

Пропускная способность радиально-кольцевой системы лучше радиальной благодаря кольцевым магистралям, которые разгружают центральный узел. Но в крупных и крупнейших городах центральное пересечение радиальных направлений, несмотря на разгружающую роль колец, не достаточно эффективно и пропускная способность центра оказывается недостаточной, лимитирующей общую пропускную способность всей системы магистралей, например, Москва.

Прямоугольная система магистралей характеризуется наибольшей пропускной способностью, во всех ее центрах пересекается только две улицы. Но так же, как и радиально-кольцевая система в крупных и крупнейших городах ее эффективность недостаточна, например, Нью-Йорк. По пропускной способности треугольная система занимает промежуточное значение между радиально-кольцевой и прямоугольной системами, но ее преимущество заключается в том, что она не имеет центрального узла.

Основной частью транспортной системы города служит городской пассажирский транспорт. Главный показатель работы пассажирского транспорта это – затраты времени на передвижения включая пешеходные подходы. Сегодня для крупных и крупнейших городов нормативный показатель составляет 40 минут для 80 – 90% пассажиров; в остальных городах – 30 мин.

Наши рекомендации