Опасные метеорологические явления и процессы.

Погодные явления, которые ставят под угрозу жизнь человека или наносят значительный экономический ущерб, принято считать опасными. К опасным явлениям погоды относятся туманы, метели, грозы, град.

12. Истоки планирования и строительства городов как отрасли знаний.

Истоки архитектуры и градостроительства как отрасли знаний Города как место обитания людей существуют с глубокой древности, с ними связана вся история человеческой цивилизации. Города являются объектом изучения многих наук. Они исследуются географами, историками, социологами, экологами, градостроителями и т. д. В связи с этим единого понятия «город» в науке не существует, так как каждое направление по-своему определяет «город» и изучает его с точки зрения своих интересов. Изучение и проектирование городов, управление их пространственно- территориальным развитием требуют на современном этапе интеграционных подходов, объединяющих взгляды различных наук. Важнейшей задачей и целевой функцией города является обеспечение благоприятных условий для развития всех сторон жизнедеятельности проживающего в нем населения, повышения качества его жизни. С разделения труда начиналась человеческая культура. С упорядоченного разделения людей относительно производства начиналась цивилизация. Поскольку цивилизация, как явствует из латинского корня слова civilis, означает именно городскую форму культуры, городское поселение сразу же предстает перед нами как единое в своей расчлененности целое.Из массы плотно застроенных жилых кварталов, разделенных узкими и извилистыми улочками древних городов или прямыми улицами в городах, строившихся с V века до нашей эры словно вырезались пустые пространства площадей, служивших местами собраний или местами торговли или того и другого опеременно.5 В 11 веке до нашей эры с подлинно римским размахом начинается строительство городов-колоний, и единство и разнообразие внутри его обретает типовой характер. Две главные улицы, проходя от ворот до ворот, делят прямоугольник города на четыре части – по образцу членения римского военного лагеря. Близ пересечения главных улиц, там, где в лагере стояла палатка командующего и штабные палатки с плацем перед ними, возникает общественная площадь – форум. К форуму обращены главный храм города и здание суда. Между жилыми кварталами нет существенных различий. Кстати, самим словом “квартал” мы обязаны такому древнеримскому городу: кварталом первоначально именовалась четверть, образованная пересечением главных улиц. Так было везде: от Шотландии на севере до Эфиопии на юге. Только сам Рим, из-за своей древности и величины, был устроен гораздо хаотичнее. Многоступенчатая организация господства и подчинения, свойственная феодальному обществу, не могла не отразиться в структуре городского устройства. Прежде чем быть полноправным горожанином Флоренции или Кельна, каждый его житель должен был стать членом ремесленного цеха или купеческой гильдии. Город оказывался тем самым сложной ассоциацией цехов и гильдий, члены которых, как правило, селились рядом. В условиях соперничества цехов, нередко приводившего к стычкам, такое соседство было и безопаснее и удобнее. Цех имел свой устав и свое знамя, цех поддерживал вдов и сирот своих сочленов, цех выставлял отряд военного ополчения и был ответствен за оборону участка стены или башни, за поддержание их в порядке. В дни многочисленных церковных праздников цех выступал в торжественной процессии как единое целое, регулярно созывал собрание своих членов в специальной постройке. Единство условий порождало и тождество городской структуры. В Новгороде и Пскове вплоть до их подчинения Москве при Иване III и окончательного разгрома при Иване Грозном принцип упорядочения территории ничем не отличался от западноевропейских городов. Детинец-кремль с главным собором и вечевой площадью; “концы”, из которых сложился город и на которые он продолжал традиционно члениться; улицы. Улица избирала своего “уличанского старосту”,6 “конец” выбирал своего “кончанского старосту” – социальная структура отражалась в пространственном порядке города как в зеркале. Планы всех старинных городов напоминают срезы на древесном стволе: Большие бульвары Парижа или кольцевая улица Ринг в Вене – все это следы исчезнувшей упорядоченности, с ходом истории утратившей смысл. Что же внес в упорядоченность города капитализм? То, что он и мог внести – поступательную классовую дифференциацию городской территории, неустойчивость социального статуса, престижность городских районов, хаотическое неустанное движение. Сначала богатый центр противостоял нищим окраинам, где земля была дешева, где поэтому вырастали все новые фабрики и селились пролетарии. К концу прошлого века теснота, сгущение транспорта, нехватка зелени и чистой воды, все большая стоимость ремонта ветшавших зданий вызвали “эмиграцию” зажиточных горожан в пригород, за промышленное кольцо. Всю первую половину нашего века когда-то аристократические районы, вроде нью- йоркского Гарлема, превращались в трущобы, куда вытеснялась беднота с окраин, перестраивавшихся заново для горожан среднего достатка. Наконец, уже в 60-е годы нашего века начинается обратная волна: старые, обесценившиеся кварталы центра сносятся целиком или полностью реконструируются, а городская беднота вытесняется из них в периферийные районы бывшего центра, в свою очередь, превращающиеся в новые трущобы. Весь процесс обновления центров, вместе с заменой их населения, именуется элегантным словом “джентрификация”, то есть облагораживание. Против такого “облагораживания” ведут неустанную борьбу леводемократические силы, но, несмотря на отдельные успехи, исход борьбы в целом предрешен господствующими экономическими условиями. Итак, перед нами другая устойчивая, несмотря на подвижность элементов, структура членения и упорядоченности города, отражающая социальный порядок: богатые районы, средние, бедные и нищие. Все в целом объединено системой деловых центров и некоторым количеством общественных озелененных пространств.7 Колониальный размах раннего империализма привел к возникновению еще одного типа расчлененности и упорядоченности. В Дели, Каире или Сингапуре рядом, противостоя один другому, выросли “европейский” и “туземный” города, разделенные гладью реки или широкой полосой зелени. На удаленности настаивали – на всякий случай – командующие колониальных войск. Давно уже обрели независимость города бывших колоний, но их структура “помнит” о драматической истории борьбы за независимость. К сожалению, в одном месте, в ЮАР, этого рода зловещая упорядоченность все еще остается реальностью; город – для белых, пригородные поселки, напоминающие концлагеря,– для цветных. Прошлое мстит настоящему, и в городах бывших колониальных держав возникли теперь собственные “гетто” цветного населения, границы которых в целом совпадают с границами районов наибольшей нищеты. А что в России? Общий ход эволюции был таким же, как и на Западе, но затянувшаяся история крепостничества и относительная слабость буржуазии не дали здесь созреть капиталистическому городу в его классической форме. Буржуазный центр и здесь противостоял пролетарским окраинам, но те сохранили скорее полудеревенский, слободской характер. С другой стороны, жадность домовладельцев, собиравших с бедноты куда больший доход, чем с богатых квартиросъемщиков, привела к тому, что задние дворы и полуподвалы и в самом центре были переполнены беднотой. Когда грянула революция, когда потом годы гражданской войны, разрухи, первых шагов индустриализации почти не оставляли средств для нового строительства, качественная перестройка социальной структуры города произошла политическим образом – за счет перераспределения жилого фонда. Жители окраин, обитатели подвалов влились в бывший буржуазный центр. Старому типу расчлененности города пришел конец. Новый тип упорядоченности никем не был запланирован. Он возник сам собой, благодаря практике финансирования нового жилищного строительства через ведомственные структуры. Едва наметившемуся единству города начал грозить распад на отдельные “городки”, создавшиеся разными промышленными8 предприятиями.





13. Территориальное планирование: определение, назначение, цели и задачи.

Территориальное планированиепланирование развития территорий, в том числе для установленияфункциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства длягосударственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территорий муниципального района исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:

· обеспечения устойчивого развития района;

· формирования благоприятной среды жизнедеятельности;

· сохранения объектов исторического и культурного наследия, уникальных природных объектов для настоящего и будущего поколений;

· развития и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· оптимизация использования земельных ресурсов.

Задачи территориального планирования

Задачи пространственного развития:

- создание благоприятной среды для жизни населения и условий для устойчивого перспективного развития на основе учета экономических и экологических факторов;

- обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- обеспечение экологической безопасности развития района;

- повышение инвестиционной привлекательности района с целью обеспечения занятости населения и повышения уровня дохода;

- совершенствование внешних транспортных связей как основы укрепления и диверсификации экономической сферы.

Задачи по развитию и размещению объектов капитального строительства:

- обеспечение условий для предоставления качественного общедоступного образования населения за счет реконструкции действующих и строительства новых объектов образования;

- обеспечение условий для предоставления медицинских услуг за счет строительства объектов здравоохранения;

- создание условий для организации досуга населения и развития культурной среды на основе реконструкции и строительства культурно-досуговых учреждений;

- создание условий населению района для развития физической культуры и спорта за счет строительства объектов физической культуры и спорта.

Задачи по развитию транспортной инфраструктуры:

- обеспечение качественного транспортного обслуживания населения за счет совершенствования транспортных связей на основе создания новых и модернизация существующих объектов транспортной инфраструктуры;

- совершенствование внешних транспортных связей;

- совершенствование качества внутренних транспортных связей;.

Задачи по развитию инженерной инфраструктуры:

- организация предоставления качественных услуг населению за счет развития инженерных систем, по следующим направлениям;

- создание новых и реконструкция существующих базовых объектов инженерной инфраструктуры.

Задачи по охране окружающей среды:

- обеспечение благоприятной экологической ситуации для населения района;

- снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;

- охрана атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель, недр, почв, лесов, растительности и животного мира;

- обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Задачи по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- организация мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация мероприятий по снижению риска от воздействия последствий чрезвычайных ситуаций.

14. Планировочная организация в территориальном планировании.

Планировочная организация в градостроительстве

В отечественной теории градостроительства планировочную структуру принято рассматривать как выражение территориально-пространственных отношений между элементами (частями) градостроительных систем, отражающих тем самым строение самой системы. То есть планировочная структура характеризует городской организм в единстве взаимосвязи различных его частей и элементов.

Планировочная организация выполняется на основе планировочной структуры города и включает в себя следующие планировочные элементы:

1) планировочный район;

2) планировочный микрорайон;

3) планировочный квартал;

4) земельно-имущественный комплекс.

Планировочный район включает территории с определенным функциональным назначением, границы которых определяются красными линиями, границами промышленных территорий, границами населенных пунктов и границей города.

Планировочный микрорайон включает в себя территории с определенным функциональным назначением. При определении границ планировочных микрорайонов на незастроенных территориях учитываются положения генерального плана города и документации по планировке территории.

Планировочный квартал включает территории, ограниченные жилыми улицами, границами земельных участков промышленных предприятий и другими обоснованными границами. Планировочный квартал – это основной модульный элемент планировочной организации территории города.

Планировочный земельно-имущественный комплекс формируется на территориях кварталов в тех случаях, когда несколько сформированных земельных участков объединены одним земельным участком, обеспечивающим их нормальное функционирование и предназначенным для совместного пользования владельцами объектов капитального строительства, расположенных на этих земельных участках. Земельно-имущественные комплексы, как правило, формируются на территориях кварталов жилой застройки, строительство которых осуществлялось по комплексным проектам, предусматривающим благоустройство дворовых территорий с учетом обслуживания нескольких жилых домов.

При формировании планировочной структуры границы всех планировочных элементов должны проходить по красным линиям или другим линиям градостроительного регулирования. В случае если такие линии не утверждены, допускается установление условной границы. При утверждении соответствующей линии градостроительного регулирования, граница планировочного элемента должна быть уточнена.

Процесс формирования плана города зависит от многих факторов: наличия естественных водоемов (море, озеро, река); рельефных условий местности (сложный пересеченный рельеф, овражистость); развития добывающей промышленности на базе местных полезных ископаемых; наличия целебных минеральных источников и т. п. В результате воздействия какого-либо одного или нескольких из этих факторов план города может приобретать ту или иную форму.

Преобладание одного из факторов, влияющих на формирование планировочной структуры, или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры города: компактный, расчлененный, рассредоточенный и линейный.

Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.

Главные достоинства – компактная форма плана, хорошая доступность центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения.

Преимущества этого типа планировочной структуры могут быть реализованы в полной мере лишь при ограниченных размерах поселения. Расчлененный тип возникает при пресечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. При расчлененном размещении городской застройки или при значительном отдалении основного промышленного района от селитебной зоны ведущую композиционную роль в пространственном объединении отделенных частей и разобщенных функциональных зон города могут играть обширные межгородские рекреационные территории.

Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение рассредоточенного типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например, добывающая промышленность) или природно-климатические условиями. Линейную структуру получили города, расположенные на затененных участках прибрежной полосы морей и больших рек, горных долин и т.п. Преимущества линейных структур - экономия затрат времени на передвижения и близость застройки к природному окружению - сохраняются и с ростом линейных градостроительных образований.

К основным планировочным элементам города относят:

· Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.

· Здания административно-общественных учреждений и учреждений и

· предприятий культурно-бытового обслуживания населения.

· Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего

· пользования.

· Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.

· Промышленные предприятия.

· Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного,

· автодорожного.

· Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского

· транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и

· теплоэлектроцентрали, газовые заводы.

· Кладбища и крематории.

· Водоемы естественные и искусственные.

· Санитарно-защитные зоны.

При любой планировочной структуре города выразительность его облика обусловливается характером объединения отдельных его частей системой транспортных магистралей, которая может быть радиальной, радиально-кольцевой, веерной (лучевой), прямоугольной, свободной и комбинированной, в которой могут сочетаться любые из них.

Наши рекомендации