Особенности лизинговых отношений в строительной отрасли
Строительство, всегда являвшееся основой материального производства и развития социально-культурной сферы, требует отдельного рассмотрения. В условиях отсутствия бюджетных средств и резко обострившейся проблемы сбыта новой строительной техники, одним из основных способов активизации инвестиционных процессов в этой отрасли экономики является лизинг. По предварительной оценке, на обновление и техническое перевооружение парка машин в строительстве потребуется в ближайшие 3-4 года 6,8 трлн. руб. инвестиционных ресурсов (с учетом переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.1997 г.).
Перспективность лизинга и его производственная функция обуславливается все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита. Лизинг – один из наиболее распространенных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перемещения с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства.
Федеральной программой развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 годы, принятой Правительством РФ на основе прогнозов министерств и ведомств, предусмотрено проведение конкретных мероприятий по созданию лизинговых компаний и организации финансирования. Все расчеты по программе выполнены в ценах на 01.07.1995 года, которые приняты в качестве базовых.
Подпрограммой развития лизинга в строительстве предусматривается создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний и единого лизингового банковского консорциума, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом, в том числе: в Московской, Тульской, Самарской, Свердловской, Волгоградской и Читинской областях.
Реализация проектов позволит осуществить структурную перестройку производственной базы строительства, а также задействовать производственные мощности и новейшие технологии конверсионных предприятий.
Необходимость развития лизинговой деятельности в строительно-дорожном комплексе обусловлена следующими основными причинами:
высокая степень физического и морального износа основных средств всех видов транспорта, оцениваемая не менее чем 35-40%; на автотранспорте подлежит списанию из-за угрозы небезопасной эксплуатации не менее трети машин;
значительное снижение инвестиционных возможностей предприятий, обусловленное инфляционными факторами, снижением спроса на перевозки и соответствующих доходов, неплатежеспособностью заказчиков;
высокой и постоянно растущей стоимостью транспортных средств, машин и механизмов, контейнеров, погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, необходимых для оказания перевозочных услуг.
Крайне острым является положение с обновлением парка строительных машин и оборудования, автотранспортных средств. В последние годы наметилась угрожающая тенденция к снижению количества реально работающего транспорта на объектах. Обеспечение строительных предприятий техникой по лизингу позволило бы ослабить остроту ситуации.
На сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Его широкое распространение на Западе и почин успешного внедрения на российской почве обусловлены тем, что по сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит, ссуда и т.д.) лизинг имеет ряд преимуществ, рассмотренных выше.
Однако лизинговая деятельность в сфере строительства находится на начальном этапе, и дальнейшее развитие ее будет зависеть как от экономической и политической ситуации в стране, так и хорошего знания руководителями и специалистами строительных организаций, предприятий и других структур сущности и преимуществ финансового механизма.