Модели, применяемые в организации строительства
До настоящего времени основной моделью управляемых систем служат простые графические методы в виде графиков Ганта- календарные линейные графики, на которых в масштабах времени показывают последовательность и сроки выполнения работ. Применяемые циклограммы отражают ход работ в виде наклонных линий в системе координат и являются, по существу, разновидностью линейного графика.
Как отмечалось выше, к моделям предъявляются взаимопротиворечивые требования - простоты и адекватности.
Линейный график прост в исполнении и наглядно показывает ход работы. Однако здесь динамическая система строительства представлена статической схемой, которая в лучшем случае может только отобразить положение на объекте, сложившееся в какой-то определенный момент. Линейный график не может отобразить сложность моделируемого в нем процесса, модель не адекватна оригиналу, форма модели вступает в противоречие с ее содержанием.
У сетевой модели намного меньше недостатков, чем у линейных графиков.
В основе сетевого планирования лежит теория графов – раздел современной математики, сформировавшийся в качестве самостоятельного в послевоенный период.
Графом называют геометрическую фигуру, состоящую из конечного или бесконечного множества точек и соединяющих эти точки линий (см. рис. 9.1). В графе различают точки, называемые вершинами графа, и соединяющие их линии. Эти линии носят название ребер, если они не ориентированы (см. рис. 9.1, а), и дуг, когда линии имеют направление (см. рис. 9.1, б). В сетевой модели применяют ориентированные графы, т. е. фигуры, состоящие из вершин и дуг
Примерами применения графов могут служить различные карты, схемы, диаграммы и т. п. Вершинами в этих случаях являются населенные пункты (в географических картах), источники электроснабжения и потребители (в электрических схемах), объемы ресурсов, количество рабочей силы (в графиках-диаграммах).
В строительстве при построении сетевых графиков принят способ изображения, при котором как в ориентированном графе дугами обозначаются работы, а вершинами — результаты выполнения этих работ. Результаты работ называют событиями.
Первая попытка использовать сетевую модель для целей планирования хода работ и контроля относится к 1956 г., когда крупными компаниями «Дюпон» и др. (США) был разработан метод под названием «Метод критического пути» (МКП). Основой послужили исследования М. Уокера и Д. Келли - младшего вопроса о возможности
применения математических методов для лучшего решения типических задач календарного планирования.
В нашей стране начало работ по. изучению и разработке системы СП У, несколько отличной от МКП и ПЕРТ, относится к 1962 г. Первые опыты по внедрению СПУ в Советском Союзе были начаты в 1964 г. Вскоре СГ были успешно применены при строительстве ряда объектов энергетического, химического, а затем жилищного строительства.
СГ были положены в основу системы сетевого планирования и управления производством (СПУ) как при традиционных методах управлении, так и в качестве математической основы планирования в автоматизированных системах.
В настоящее время методы сетевого планирования и управления (СПУ) широко используются в планировании и управлении строительного производства
Вопрос № 53. Варианты привязки монтажных кранов на стройгенплане.
Размещение (привязка) монтажных кранов к подъемников при проектировании СГП необходимо для определения возможности монтажа выбранным механизмом и безопасных условий производства работ. В процессе привязки выявляют факторы влияния действия устанавливаемого крана на работу механизмов, расположенным на смежных участках, а также на другие элементы строительного хозяйства. Только тщательный учет взаимного влияния расположения кранов, подъемников, объектных складов и дорог позволяет правильно установить кран.
Привязку механизма выполняют в следующем порядке:
1) определяют расчетные параметры и подбирают кран;
2) производят поперечную и продольную привязку крана и не, крановых путей с уточнением конструкции подкрановых путей;
3) рассчитывают зоны действия крана;
4) выявляют условия работы и при необходимости вводят ограничения в зону действия крана.
Практически невозможно подобрать кран, у которого все параметры соответствовали бы заданным. Обычно близок к расчетным один из параметров крана, а остальные приходится принимать с определенной избыточностью. Для выбора крана производят технико-экономическое сравнение вариантов, а затем осуществляют окончательную горизонтальную и вертикальную привязка крана и определяют безопасные условия производства работ.
ПРИВЯЗКА МОНТАЖНЫХ КРАНОВ
Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов. Установку башенных и рельсовых стреловых кранов (кранов нулевого цикла) у зданий и сооружений производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием :-. краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют согласно рис. 12.1, а по формуле
где В — минимальное расстояние от оси подкрановых потей до наружной грани сооружения, м; R пов — радиус поворотной платформы (или другой выступающей части крана), принимают по паспортным данным крана или справочниках:, м: l,tp — безопасное расстояние — минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т. п., принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте более 2 м.
Установку кранов башенных и рельсовых вблизи котлованов и траншей, не имеющих специальных крепленийдля предупреждения оползания грунта, производят исходя из глубины выемки и характеристики грунта. При устройстве подкранового пути у неукрепленного котлована, траншеи и другой выемки глубиной h наименьшее расстояние по горизонтали от основания откоса (края для котлована) до нижнего края балластной призмы /б должно
соответствовать согласно СН 78—79 следующим размерам (рис. 12.1, б):
для песчаных и супесчаных грунтов
/б>или равно1,5h+0,4 (12.2)
глинистых и суглинистых грунтов
/б>или равно+0,4 (12.3)
где /б - расстояние от основания откоса до нижнего края балластной призмы, м; h — глубина котлована, траншеи, выемки и т. п., м.
Для уточнения расстояния от края балластной призмы до оси рельса /б может быть использована формула
/б =(hб +0.05)m+0,2-r-0.5 /шп (12.4)
где hб — высота слоя балласта, м, зависящая от вида балласта и
по данным табл. 12.1); m — уклон боковых сторон балластной призмы, равный для песка 1:2, для щебня и
гравия 1:1,5; 0,2 — минимально допустимое расстояние от конца шпалы до откоса балластной призмы, м; 1ил, — длина шпалы, м.
Установку самоходных кранов вблизи котлованов и траншей производят исходя из тех же соображений, но наименьшие расстояния принимают в соответствии со СНиП Ш-4—80 и Правилами* по данным табл. 12.2. (рис. 12.2).
При работе без опор это расстояние принимают до ближайшей оси колеса, а при работе с выносными опорами — до оси опор. Расчет обеспечивает расположение строительных машин за пределами призмы обрушения. На его основании обозначают на плане ось движения крана (подкрановых путей).