Изменение плотности застройки.

Разнообразие сложившейся застройки российских городов, ее планировочные, архитектурные и конструктивные особенности влияют на характер реконструктивных мероприятий. Не менее важно и влияние природно-экологических условий.

Сложившаяся застройка характеризуется местоположением на городской территории, особенностями планировочных решений, этажностью, плотностью застройки, удельным весом старой застройки. В старых городах особое значение имеет историко-архитектурная ценность застройки, т.е. территории памятников и исторически значимого городского ландшафта.

Городская застройка и ее окружение созданы для жизнедеятельности людей. Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические требования.

Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически не разрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города.

Непрерывный процесс сохранения, обновления и приспособления застройки к меняющимся требованиям является неотъемлемой частью развития современного города.

Существуют два аспекта термина «городская среда»:

· как совокупности условий жизнедеятельности (т.е. состояние атмосферы, уровень шума, электромагнитное загрязнение, свето-цветовая среда, восприятие архитектуры)

· как учет воздействия ближайшего окружения при проектировании переустройства здания

Категории исторической ценности здания и сооружения:

1. памятник архитектуры, истории, культуры

2. здания из ближайшего окружения памятника архитектуры и пр., составляющие фон для его восприятия

3. здания и сооружения из состава рядовой застройки в районах и на магистралях, имеющих историческую ценность.

Зачастую приведённые реконструкции нецелесообразны:

• при использовании здания, расположенного в зоне санитарной вредности или загазованности автотранспортом;

• при недостаточной освещенности, инсоляции или не соответствующих нормам санитарных разрывах до ближайших зданий;

• при отсутствии пожарных проездов и невозможности их организации;

• при отсутствии у здания дворовой территории;

• при уровне шума более 30 дБ;

• при невозможности организовать для жильцов нормальную систему отдыха и бытового обслуживания из-за значительной удаленности здания от учреждений обслуживания, остановок общественного транспорта

Группы территорий города:

1-я группа - застройка вдоль магистралей общегородского центра

2-я группа - территория с преимущественно исторической застройкой

3-я группа - крупные селитебные зоны за пределами центральной части города

4-я группа - жилые районы, сложившиеся в соседстве с промышленными зонами, а также на периферии центральной зоны

Благоустройство.

Необходимость переустройства городских улиц и площадей определяется, прежде всего, развитием транспорта.

Возникает настоятельная необходимость:

• расширять существующие улицы;

• прокладывать новые улицы;

• устраивать объездные пути для транзитного междугородного транспорта;

• расширять площади;

• менять транспортные схемы, чтобы упорядочить движение транспорта в городе.

Обшей чертой переустройства городских улиц и площадей является непременное выполнение следующих условий:

1) переустройство выполняется по единому проекту для всей улицы или площади, предусматривающему ее развитие в соответствии с генеральным планом города;

2) работы могут выполняться по отдельным очередям в зависимости от значимости того или иного участка реконструируемой улицы, от наличия финансовых средств, вкладываемых городом, а также с учетом действительного технического состояния существующей застройки;

3) проектирование работ должно выполняться комплексно, с одновременным решением транспортных , градостроительных , инженерно-строительных задач, развитием городских коммуникаций , благоустройством, озеленением и улучшением архитектурно-художественного облика улицы или площади .

Лекция 7.

Массовая городская застройка 1950-60гг, ее особенности, социальная, архитектурно-планировочная и экономическая актуальность ее реконструкции.

Еще в 20е годы началось формирование новых градостроительных принцпипов, когда вместо доходных домов, рабочих казарм начали строить жилые кварталы, одновременно занимаясь поисками новых элементов социально-культурного обслуживания и взаимосвязью их с жилищем. В проектах жилых комплексов, поселков предусматривалось строительство школ, дошкольных учреждений и т.д.

Микрорайоны начали занимать территорию 5-6 га. Стали появляться детские сады, школы. Развивается система магистральных городских улиц.

Недостатки. Школы были рассчитаны на несколько кварталов. Дошкольные и школьные здания занимали всю территорию дворов. Не возможность размещения всего спектра учреждений из-за низкой плотности населения. Частая уличная сеть составляла от площади жилого района 20-25%.

Дальнейшие поиски привели к большему укрупнению кварталов и группы кварталов. Не было значительных перемен в организации застройки. Застройка имела периметральный вид и групповой. Была плохо развита система культурно-бытового обслуживания. Домостроение перешло на индустриальные темпы развития. Стали появляться первый крупноблочные и крупнопанельные дома.

Главной структурой в строительстве стал микрорайон – первичный элемент инфраструктуры города. Увеличивается количество обслуживающих учреждений, до которых можно дойти пешком. Плотность жилого фонда зависит от этажности, поэтому необходимо строить дома высокой этажности. Детские сады-ясли должны находиться до 500 метров или 10-15 минут. При этажности 9 и выше этажей численность населения возрастала до 16-18 тысяч.

Структуру микрорайона составляют следующие элементы:

Система учреждений повседневного обслуживания.

Удобство транспортных и пешеходных связей.

Благоприятные условия для быта и отдыха.

Территория должна быть рационально использована.

Наши рекомендации