Изменение плотности застройки.
Разнообразие сложившейся застройки российских городов, ее планировочные, архитектурные и конструктивные особенности влияют на характер реконструктивных мероприятий. Не менее важно и влияние природно-экологических условий.
Сложившаяся застройка характеризуется местоположением на городской территории, особенностями планировочных решений, этажностью, плотностью застройки, удельным весом старой застройки. В старых городах особое значение имеет историко-архитектурная ценность застройки, т.е. территории памятников и исторически значимого городского ландшафта.
Городская застройка и ее окружение созданы для жизнедеятельности людей. Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические требования.
Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически не разрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города.
Непрерывный процесс сохранения, обновления и приспособления застройки к меняющимся требованиям является неотъемлемой частью развития современного города.
Существуют два аспекта термина «городская среда»:
· как совокупности условий жизнедеятельности (т.е. состояние атмосферы, уровень шума, электромагнитное загрязнение, свето-цветовая среда, восприятие архитектуры)
· как учет воздействия ближайшего окружения при проектировании переустройства здания
Категории исторической ценности здания и сооружения:
1. памятник архитектуры, истории, культуры
2. здания из ближайшего окружения памятника архитектуры и пр., составляющие фон для его восприятия
3. здания и сооружения из состава рядовой застройки в районах и на магистралях, имеющих историческую ценность.
Зачастую приведённые реконструкции нецелесообразны:
• при использовании здания, расположенного в зоне санитарной вредности или загазованности автотранспортом;
• при недостаточной освещенности, инсоляции или не соответствующих нормам санитарных разрывах до ближайших зданий;
• при отсутствии пожарных проездов и невозможности их организации;
• при отсутствии у здания дворовой территории;
• при уровне шума более 30 дБ;
• при невозможности организовать для жильцов нормальную систему отдыха и бытового обслуживания из-за значительной удаленности здания от учреждений обслуживания, остановок общественного транспорта
Группы территорий города:
1-я группа - застройка вдоль магистралей общегородского центра
2-я группа - территория с преимущественно исторической застройкой
3-я группа - крупные селитебные зоны за пределами центральной части города
4-я группа - жилые районы, сложившиеся в соседстве с промышленными зонами, а также на периферии центральной зоны
Благоустройство.
Необходимость переустройства городских улиц и площадей определяется, прежде всего, развитием транспорта.
Возникает настоятельная необходимость:
• расширять существующие улицы;
• прокладывать новые улицы;
• устраивать объездные пути для транзитного междугородного транспорта;
• расширять площади;
• менять транспортные схемы, чтобы упорядочить движение транспорта в городе.
Обшей чертой переустройства городских улиц и площадей является непременное выполнение следующих условий:
1) переустройство выполняется по единому проекту для всей улицы или площади, предусматривающему ее развитие в соответствии с генеральным планом города;
2) работы могут выполняться по отдельным очередям в зависимости от значимости того или иного участка реконструируемой улицы, от наличия финансовых средств, вкладываемых городом, а также с учетом действительного технического состояния существующей застройки;
3) проектирование работ должно выполняться комплексно, с одновременным решением транспортных , градостроительных , инженерно-строительных задач, развитием городских коммуникаций , благоустройством, озеленением и улучшением архитектурно-художественного облика улицы или площади .
Лекция 7.
Массовая городская застройка 1950-60гг, ее особенности, социальная, архитектурно-планировочная и экономическая актуальность ее реконструкции.
Еще в 20е годы началось формирование новых градостроительных принцпипов, когда вместо доходных домов, рабочих казарм начали строить жилые кварталы, одновременно занимаясь поисками новых элементов социально-культурного обслуживания и взаимосвязью их с жилищем. В проектах жилых комплексов, поселков предусматривалось строительство школ, дошкольных учреждений и т.д.
Микрорайоны начали занимать территорию 5-6 га. Стали появляться детские сады, школы. Развивается система магистральных городских улиц.
Недостатки. Школы были рассчитаны на несколько кварталов. Дошкольные и школьные здания занимали всю территорию дворов. Не возможность размещения всего спектра учреждений из-за низкой плотности населения. Частая уличная сеть составляла от площади жилого района 20-25%.
Дальнейшие поиски привели к большему укрупнению кварталов и группы кварталов. Не было значительных перемен в организации застройки. Застройка имела периметральный вид и групповой. Была плохо развита система культурно-бытового обслуживания. Домостроение перешло на индустриальные темпы развития. Стали появляться первый крупноблочные и крупнопанельные дома.
Главной структурой в строительстве стал микрорайон – первичный элемент инфраструктуры города. Увеличивается количество обслуживающих учреждений, до которых можно дойти пешком. Плотность жилого фонда зависит от этажности, поэтому необходимо строить дома высокой этажности. Детские сады-ясли должны находиться до 500 метров или 10-15 минут. При этажности 9 и выше этажей численность населения возрастала до 16-18 тысяч.
Структуру микрорайона составляют следующие элементы:
Система учреждений повседневного обслуживания.
Удобство транспортных и пешеходных связей.
Благоприятные условия для быта и отдыха.
Территория должна быть рационально использована.