Виды организационных структур управления и основные должностные обязанности прораба, мастера.

В каждой организации, в т. ч. и строит., реализацию поставленных целей, задач, осущ. исполнители разных уровней, разной квалификации, разной степени подготовленности к работе в новых условиях. Между ними в процессе деятельности устанавл. определённые информац., производствен­ные, финанс., соц. и др. функц. связи, которые характериз. организационную це­лостность и структуру системы управл. Т.о., совокупн. всех организационных элементов и звеньев, упорядоченная в соответствии с их местом и решаемыми задачами, - это и есть конфигурация системы управления или орга­низационная структура управления (ОСУ).

В наст. время в управл. строй. производством, в зависимости от характера связей между структурными подразде­лениями, различают 4 типа организационных структур: линей­ную, линейно-штабную, функциональную, матричную.

Линейная организацияуправл. явл. простейшей органи­зац.структурой. Она характериз. тем, что все ф-ции управл. сосредоточ. у руководителя. Ему подчин. все работники. В этом случае число линейных руковод. (звеньев управления) в основном совпад. с числом объектов управления. В линейно-штабной структуреуправл. руководитель в сво­ем подчинении имеет специалистов по ф-циям. Эти специалисты решений не принимают, они готовят соотв. инфо. для принятия решения руководителя. Штаб­ные службы не облад. правами принятия решений. Они явл. консультативными в пределах данных ф-ций и не вступают в противоречие с принципом единоначалия в управлении, но помо­гают разгрузить линейного руководителя. Такая структура прим. в управл. строй. и проектными предприятиями. В функциональной организационнойструктуре управл. один орган управл. отвечает за планирование, др.- за материаль­но-технич. обеспечение, третий - за руководство производ­ством и ЭММ. Матричнаяорганизац.я структура управл. построена на принципе одновременного управл. по вертикали и по горизон­тали. Ее основу образует линейно-функциональная структура управ­л., которая дополн. структурами программного управл. Помимо руковод. организации назнач. руковод. про­граммы, при­чем ранг руковод. программы выше ранга руковод. организации. Руковод. программы подчин. руковод. отдель­ных проектов. Они несут ответств. за выполн. проектов в определён. сроки, с заданным кач-вом. Руковод. по вертикали осущ. ресурсное обеспеч. По горизонтали обеспеч. управ­л. реализ. проектов.

Основные должностные обязанности прораба, мастера:- обеспечение выполнения плана СМР в соответствии с рабочими чертежами, ППР, производственным планом и нормат. док-ами; -контроль соблюдения технолог. последовательности производства работ, обеспеч. их надлежащего качества; -организация приемки, учета и отчетности матер., к-ций, изделий, их складир.; -обеспеч. рационального использования на участке строи­т. машин, механизмов, транспортных средств, эконом. рас­ход. матер.;- расстановка бригад и не вход. в состав звеньев отдельных рабочих на участке, выдача им производств. заданий, осущ.инструктажа рабочих;- выдача нарядов, прием работ, замер объемов СМР, оформление док-ов по учету раб. времени;- обеспеч. бригад и рабочих инструментом, транспортом, спецодеждой, защит. средствами. Участие в работе комиссий по аттестации рабочих мест;- не допускать присутствия на раб. местах, в сан-быт. помещ. и на тер. участка посторонних лиц;- контроль соблюд. рабочими инструкций по охране труда.




3. Перечислить и раскрыть содержание принципов и функций управления производством.

Принципы управления – это организационные нормы поведения, обязательные для исполнения всеми участниками соответствующей организационной структуры, в нашем случае строительной отрасли и связанных с ней других действующих лиц (организаций) – законотворческих, правовых, средств массовой информации и т.д.

Основные принципы управления, предложенные наиболее известными в области управления учеными и применяемые на предприятиях США, Англии, Германии, Франции, внедрение которых в практику управления обеспечивало повышение эффективности производства: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, индивидуальная ответственность за решение, зарплата как побудительный мотив труда, соотв. работы и квалификации и др.

Функция (дословно – действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. Последовательное выполнение этих функций обеспечивает достижение поставленных целей и решение конкретных задач.

Функции управления:

1. Планирование (устанавливаются текущее задание, определяется перспективное развитие строительного производства, эффективное использование ресурсов) как функция классифицируется по срокам:

- прогнозные

- текущие

- оперативно-производственные (суточные)

- месячно-целевые.

На каждом уровне управления функции имеют своё значение: На нулевом уровне планы проработки детально, в расширенном виде. На более высоком уровне – более укрупнённо.

2. Организация: суть – в организации производства (у строителей – подготовка строительного производства). Здесь решаются следующие задачи: формирование производственной программы, которая включает: участие в торгах, заключение договоров,

ПОР – на год

ППР – на объект

3. Учет: суть заключается в организации учёта ресурсов, выделенных на строительство. Есть соответствующая документация учёта (акт выполненных работ, товарно-транспортные накладные).

Функции учёта:

-учет по факту

-оперативно-производственный

Учет может быть: месячный, квартальный, полугодовой, годовой

4. Контроль. Осуществляется по установленным формам документов.

Бывает: текущий (оперативно-производственный), последний.

5. Регулирование – устранение причин отклонения от нормального хода работ.

Функции реализуются по прямым и обратным связям:

- по прямым: планирование, регулирование, организация

- по обратным: учёт, контроль.

Планирование, организация, учёт, контроль и регулирование осуществляются по материальным, трудовым и техническим ресурсам.

Виды организационных структур управления и основные должностные обязанности прораба, мастера. - student2.ru

4. Раскрыть сущность и привести примеры применения различных методов управления в строительстве (экономические, административные, социально-психологические).

Управлять производством – значит, в первую очередь воздействовать на коллективы людей с целью организации и координации их совместной деятельности. Управлять – значит предвидеть.

Процесс управления состоит из управляющих и управляемых систем и связей между ними: вертикальная вниз, вертикальная вверх, горизонтальная. А также функций управления и методов управления.

Однородные виды работ, выделившиеся в результате специализации управленческого труда, называются функциями управления.

Методы управления – способы воздействия управляющей системы на управляемую, т.е. способы воздействия на отдельных работников и производственные коллективы в целом. Выделяется 3 группы:

1)экономические – методы экономического воздействия на участников производства путем регулирования цены, прибыли, зарплаты и др. показателей. Экономические рычаги призваны создать такие экономические условия, при которых каждый работник был бы заинтересован в результатах своего личного труда, всего производства. Достигается, например, выдачей плановых заданий, исходящих от руководящих органов. Экономические стимулы по своему характеру могут быть положительными — вызвать материальную заинтересованность и отрицательными — устанавливать материальную ответственность (снижение премий, штрафы).

2)административные (организационно-распорядительные) — выражаются в прямом воздействии на объект управления в целях побуждения его к принятию определенного решения. Организационные – создание управленческих или производственных структур, а также разработка должностных инструкций с определением обязанностей, прав и ответственности работника. Распорядительное – выдача команд управления. Администр. Методы осущ. 2 видами актов: нормативными и индивидуальными. Нормативные акты содержат правила, относящиеся к определ. Кругу вопросов и рассчитанные на применение в течение продолжительного времени. Индивидуальные акты адресованы определенным субъектам (лицам или организациям) и обычно содержат предписание на ограниченный отрезок времени.

3)социально-психологические – созидательное воздействие на душевный, эмоциональный мир человека путем соблюдения принципов деловой этики, главный из которых – принцип справедливости. Многообразные соц-псих методы управления можно разделить на 2 основных вида: воздействие на работника через коллектив и индивидуальную работу с подчиненными. При формировании коллектива учитывают симпатии и антипатии, уважение и неприязнь и т.д. На производственной деятельности сказываются благоприятные отношения в коллективе.


Наши рекомендации