Территориальное проектирование

Рег. № М 463

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Cоставители:

канд. экон. наук, доц. Л.Д. Ковалевская

канд. геогр. наук, доц. В.М. Мякиненков

Рецензент

д-р экон. наук, проф. М.А. Горенбургов

Подготовлено на кафедре

государственного и муниципального управления

Одобрено научно-методическим советом специальности

080504 - Государственное и муниципальное управление

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

ã СПбГИЭУ, 2008

Содержание

1. Общие положения........................................................................... 4

2. Методические указания к изучению дисциплины..................... 4

3. Методические указания к выполнению

контрольной работы....................................................................... 5

4. Контрольные задания..................................................................... 8

5. Требования к оформлению контрольной работы................... 11

6. Список литературы....................................................................... 13

Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение

из рабочей программы дисциплины).................... 14

Приложение 2. Пример оформления титульного листа

контрольной работы............................................... 17

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для

проверки знаний по дисциплине............................ 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения в будущем соответствующих функциональных обязанностей в органах государственного и муниципального управления.

Задачи изучения дисциплины связаны с формированием у студентов:

­ знаний теоретических основ территориального проектирования и землепользования, правовых основ градостроительства и землепользования, проблем управления градостроительством, землепользованием и рациональным использованием земель;

­ умений и навыков выполнения отдельных этапов территориального проектирования, определения платы за землю.

Дисциплина «Территориальное проектирование и землепользование» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана:

­ в теоретико-методологическом отношении – с общепрофессиональными и естественнонаучными дисциплинами;

­ в области увязки технологических, социальных, экономических и экологических аспектов в градостроительстве и землепользовании – с дисциплинами: «Технология, организация и экономика отраслей народного хозяйства», «Экономическая и социальная география», «Территориальная организация общества»;

­ в области обеспечения согласованности управленческих и проектных решений – с дисциплинами: «Региональная политика», «Стратегическое планирование», «Социальное и экономическое прогнозирование», «Региональная экономика и управление».

2. Методические указания к изучению дисциплины

Основным принципом построения дисциплины является комплексный подход к изучению разделов. Логика построения дисциплины основывается на последовательном изучении тем, представленных в рабочей программе дисциплины.

Изучение дисциплины следует начать с правовых и организационных основ территориального проектирования, методологических подходов и теоретических понятий, используемых в градостроительном проектировании. Затем изучается система работ по территориальному проектированию и градостроительству, основные этапы работ и методы решения узловых задач территориального проектирования и градостроительства.

Завершающий этап изучения дисциплины посвящен вопросам землепользования.

При изучении дисциплины студент должен обратить внимание на Приложение 1 настоящих методических указаний, где показаны принцип и логика построения дисциплины, и на список необходимой учебной, научной и нормативно-справочной литературы, приведенной в разделе 6. Для проверки знаний по дисциплине студент может воспользоваться перечнем контрольных вопросов, представленных в Приложении 3.

Методические указания к выполнению

Контрольной работы

Целью выполнения контрольной работы является закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и практических занятиях. Контрольная работа должна раскрыть умения студента самостоятельно интерпретировать эти знания применительно к конкретному заданию.

В соответствии с этим в процессе работы над контрольной работой студенты должны:

­ решить задачу по комплексной оценке городских территорий, в соответствии с представленными в контрольных заданиях исходными данными и вариантом контрольной работы.

­ ответить на вопросы, касающиеся комплексной градостроительной оценки территорий;

Номер варианта исходных данных для решения задачи определяется по номеру зачетной книжки и равен остатку от деления (в «столбик») номера зачетной книжки на 20. Например, если номер равен 1235, то вариант контрольного задания – 15. Если остаток от деления равен 0, то номер варианта – 20.

Контрольная работа должна быть выполнена до наступления зачетно-экзаменационной сессии и сдана на кафедру государственного и муниципального управления (192007, СПб, ул. Прилукская, 3, ауд. 122, тел.: 766-62-88, e-mail: [email protected]).

Контрольная работа, выполненная с недостатками, носящими принципиальный характер, или с существенными отклонениями от требований, указанных в данных методических указаниях, возвращается студенту для доработки вместе с рецензией, в которой указанны имеющиеся недостатки.

После исправления контрольная работа вновь представляется студентом на кафедру вместе с первой рецензией.

Процесс работы над контрольной работой является важным этапом в подготовке к сдаче экзамена.

Наличие зачтенной контрольной работы является необходимым условием допуска к экзамену.

Постановка задачи

Территория города может быть разделена на несколько расчётных районов, различающихся по характеру её застройки и использования. В предлагаемой задаче представлены пять наиболее типичных районов города:

районы № 1, 2 – заняты капитальной жилой и общественной застройкой;

район № 3 – занят усадебной жилой и общественной застройкой;

район № 4 – занят преимущественно промышленной застройкой;

район № 5 – лес.

Требуется произвести комплексную оценку территории указанных районов на основе пофакторного анализа, включающего в себя:

1. историко-архитектурную и функционально-планировочную оценку;

2. ландшафтную;

3. экологическую;

4. социального потенциала;

5. экономического потенциала.

Результаты экспертной оценки по первому, второму и третьему факторам приведены в контрольных заданиях в таблице 1.

Для расчёта социального потенциала следует использовать информацию из таблицы 2 контрольных заданий.

Показатели весомости отраслей, формирующих социальный потенциал, приведены в таблице 3.

Для расчета экономического потенциала следует использовать информацию таблицы 4 контрольных заданий.

Методика решения задачи

1. Определяется социальный потенциал оцениваемых районов.

Расчет удобно производить по форме табл. 2, измененной путем введения дополнительных граф после 5,6,7 и 8. В дополнительных графах определяется уровень (оценка) обеспеченности соответствующими услугами по районам, в долях единицы:

­ по единичным показателям как отношение

Оф

Он

Это соответствует далее Pij (1)

­ по отрасли (комплексный показатель) как средневзвешенная величина, исходя из весомости единичных показателей по формуле:

Pj= территориальное проектирование - student2.ru PijBij, (2)

где Pj - комплексный показатель качества по j - й отрасли, доли единицы;

Pij - оценка i - го единичного показателя j-й отрасли, доли единицы;

Bij - весомость i - го единичного показателя j - й отрасли, доли единицы;

i = 1,………, n где n - число единичных показателей в j - й отрасли;

­ по фактору в целом (интегральный показатель качества) по формуле

Pc= территориальное проектирование - student2.ru PjBjc, (3)

где Pc - интегральная оценка социального потенциала, доли единицы;

Bjc - весомость j - отрасли, формирующей социальный потенциал, доли единицы;

j = 1,….,m, где m - число отраслей.

2. Определяется экономический потенциал оцениваемых районов. Его величина соответствует удельному годовому доходу по всем объектам, тыс. руб / га. Расчет удобнее производить по форме табл. 4.

3. Определяется комплексная оценка территорий каждого района с учетом всех факторов, баллы.

4. Контрольные задания

Исходные данные для решения задачи

Таблица 1

Результаты экспертной оценки

Направление оценок (факторы) Максимальная оценка наиболее благоприятного района Районы
№1 №2 №3 №4 №5
1. Историко-архитектурная и функционально-планировочная 0,5 0,5
2. Ландшафтная 1,5
3.Экологическая

Таблица 2

Список литературы

6.1. Нормативные правовые акты

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - М., 2005.

2. Земельный кодекс Российской Федерации (с дополнениями). - М., 2005.

6.2. Основная литература

3. Малеева Т.В. Инженерно-экономические основы градостроительства. Учебное пособие. Часть I. - СПбГИЭУ, 2003; часть II. - СПбГИЭУ, 2005.

4. Малеева Т.В. Земельные ресурсы крупного города: методология системного управления. - СПбГИЭУ, 2005.

5. Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, МАРТ, 2002.

6.3. Дополнительная литература

6. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. - М., 2005.

7. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

Введение

Предмет и порядок изучения курса. Понятия «территориальное проектирование» и «землепользование». Их место в подготовке специалиста в области государственного и муниципального управления. Связь с другими дисциплинами. Роль территориального проектирования и землепользования в народном хозяйстве. Виды территориального проектирования и землепользования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Факультет региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа по дисциплине

Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рег. № М 463

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Cоставители:

канд. экон. наук, доц. Л.Д. Ковалевская

канд. геогр. наук, доц. В.М. Мякиненков

Рецензент

д-р экон. наук, проф. М.А. Горенбургов

Подготовлено на кафедре

государственного и муниципального управления

Одобрено научно-методическим советом специальности

080504 - Государственное и муниципальное управление

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

ã СПбГИЭУ, 2008

Содержание

1. Общие положения........................................................................... 4

2. Методические указания к изучению дисциплины..................... 4

3. Методические указания к выполнению

контрольной работы....................................................................... 5

4. Контрольные задания..................................................................... 8

5. Требования к оформлению контрольной работы................... 11

6. Список литературы....................................................................... 13

Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение

из рабочей программы дисциплины).................... 14

Приложение 2. Пример оформления титульного листа

контрольной работы............................................... 17

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для

проверки знаний по дисциплине............................ 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения в будущем соответствующих функциональных обязанностей в органах государственного и муниципального управления.

Задачи изучения дисциплины связаны с формированием у студентов:

­ знаний теоретических основ территориального проектирования и землепользования, правовых основ градостроительства и землепользования, проблем управления градостроительством, землепользованием и рациональным использованием земель;

­ умений и навыков выполнения отдельных этапов территориального проектирования, определения платы за землю.

Дисциплина «Территориальное проектирование и землепользование» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана:

­ в теоретико-методологическом отношении – с общепрофессиональными и естественнонаучными дисциплинами;

­ в области увязки технологических, социальных, экономических и экологических аспектов в градостроительстве и землепользовании – с дисциплинами: «Технология, организация и экономика отраслей народного хозяйства», «Экономическая и социальная география», «Территориальная организация общества»;

­ в области обеспечения согласованности управленческих и проектных решений – с дисциплинами: «Региональная политика», «Стратегическое планирование», «Социальное и экономическое прогнозирование», «Региональная экономика и управление».

2. Методические указания к изучению дисциплины

Основным принципом построения дисциплины является комплексный подход к изучению разделов. Логика построения дисциплины основывается на последовательном изучении тем, представленных в рабочей программе дисциплины.

Изучение дисциплины следует начать с правовых и организационных основ территориального проектирования, методологических подходов и теоретических понятий, используемых в градостроительном проектировании. Затем изучается система работ по территориальному проектированию и градостроительству, основные этапы работ и методы решения узловых задач территориального проектирования и градостроительства.

Завершающий этап изучения дисциплины посвящен вопросам землепользования.

При изучении дисциплины студент должен обратить внимание на Приложение 1 настоящих методических указаний, где показаны принцип и логика построения дисциплины, и на список необходимой учебной, научной и нормативно-справочной литературы, приведенной в разделе 6. Для проверки знаний по дисциплине студент может воспользоваться перечнем контрольных вопросов, представленных в Приложении 3.

Наши рекомендации