Методология проектирования в нефтегазовой отрасли и управление проектими

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. А. Васильев

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИМИ

Лекции

Направление подготовки 21.04.01 – Нефтегазовое дело, магистерская программа «Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин»

Квалификация выпускника - магистр

Ставрополь 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ пп Тема лекции Стр.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   Основные положения методологии проектирования………… Структуризация проекта………………………………………. Этапы проектирования нефтегазовых объектов…………….. Планирование проекта………………………………………… Организация управления проектом…………………………… Торги и договоры (контракты)………………………………… Контроль и регулирование проекта…………………………… Управление человеческими ресурсами……………………….. Завершение проекта……………………………………………. Список рекомендуемой литературы…………………………..  

ЛЕКЦИЯ 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите одно из определений понятия «проект».

2. Назовите обязательные характеристики понятия «проект».

3. Дайте определение управлению проектами.

4. Дайте определение термину «жизненный цикл проекта».

5. Перечислите управляемые параметры проекта.

ЛЕКЦИЯ 2

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована.

Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта — специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации сводится к разбивке проекта и его системы управления:

• на систему целей проекта;

• управляемые параметры проекта;

• фазы жизненного цикла проекта, этапы работы, задачи, единичные рабочие процессы;

• отдельные пакеты работ, увязанные между собой в структуру работ по проекту;

• организационную структуру исполнителей по проекту;

• структуру распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту в виде матрицы;

• подсистемы по областям управления проектом, функционирующие практически в течение всех фаз управления проектом;

• общие системные функции, выполняемые на всех фазах реализации проекта и во всех подсистемах;

• методы, средства, процедуры, используемые в управлении проектом при реализации функций, процессов, подсистем.

К основным задачам структуризации проекта нужно отнести следующие:

• разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки;

• распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка работ со структурой организации (ресурсами);

• точная оценка необходимых затрат - средств, времени и материальных ресурсов;

• создание единой базы для планирования, составления смет и контроля затрат;

• увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов в компании; переход от общих (не всегда конкретно выражаемых) целей к определенным знаниям, выполняемым подразделениями компании;

• определение комплексов работ/ подрядов.

Процесс структуризации проекта может быть представлен в виде следующей последовательности действий.

1. Определение проекта - должны быть полностью и четко определены характер, цели и содержание проекта, а также все конечные продукты проекта с их точными характеристиками. В данной ситуации полезно использовать иерархию целей, показывающую полную цепь конечных результатов и/или средств их достижения.

2. Уровень детализации- необходимо обдумать различные уровни детализации планов и количество уровней элементов в структуре разбивки проекта.

3. Структура процесса - должна быть подготовлена схема жизненного цикла проекта.

4. Организационная структура - организационная схема проекта должна охватывать все группы или отдельные лица, которые будут работать на проект, включая лиц, заинтересованных в проекте из его внешнего окружения.

5. Структура продукта - это схема разбивки по подсистемам или компонентам, включая машины и оборудование, программное и информационное обеспечение, услуги, а также, если это важно, географическое распределение.

6. План бухгалтерских счетов в организации - система кодов, при­меняемых при структурировании проекта; должна основываться на существующем в организации плане бухгалтерских счетов или на возможности его корректировки.

7. Структура разбивки проекта - четыре вышеперечисленных пункта (3-6) объединяются в единую структуру проекта.

8. Генеральный сводный план проекта - может быть в дальнейшем детализирован в процессе поиска критического пути. В ходе реализации проекта сводный план может использоваться для докладов высшему руководству.

9. Матрица распределения ответственности - в результате анализа взаимоотношений между элементами структуры проекта и организацией строится матрица, где элементы структуры проекта становятся строками, а элементы схемы организации компании - столбцами (или наоборот). В ячейках матрицы уровни ответственности тех или иных действующих лиц обозначают при помощи различных условных обозначений или кодов.

10. Рабочий план бухгалтерских счетов - при необходимости следует проработать систему субсчетов, «стыкующихся» с планом счетов.

11. Рабочий сетевой график - реализация первых 10 шагов позво­ляет разработать детализированный график, включающий по каждой из работ временные и ресурсные оценки.

12. Система наряд-заданий - вытекает из предварительной структуры (п. 7) и матрицы (п. 9). На этом этапе задания должны быть абсолютно конкретны во времени и ресурсах.

13. Система отчетности и контроля.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоит суть структуризации проекта?

2. Основные задачи структуризации проекта.

3. Последовательность действий процесса структуризации проекта.

ЛЕКЦИЯ 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные нормативные документы, определяющие порядок проектирования.

2. Перечислите основные этапы предпроектной и проектной подготовки строительства.

3. Что включает базовые функциями застройщика ?

4. Что входит в состав проектной документации ?

ЛЕКЦИЯ 4

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Планирование включает в себя ряд составляющих, в том числе:

•разработку и сбалансированный анализ комплексов работ и ре­сурсов, направленных на достижение целей проекта;

•разработку системы распределения ресурсов и назначение от­ветственных исполнителей;

•контроль за ходом работ — сравнение плановых параметров ра­бот с фактическими и выработка корректирующих воздействий.

Планирование представляет собой циклический процесс. Он на­чинается с наиболее общего определения целей, движется к более детальному описанию того, когда, как и какие работы должны быть выполнены для достижения поставленных целей.

Конкретная структура планов, применяемых на разных уровнях и стадиях планирования проекта, зависит от стандартов и подходов, при­нятых в отрасли и в организациях, осуществляющих проект. Например, в промышленных проектах в основе ка­лендарных графиков работ лежит конструкторская и технологическая документация.

Входными данными для разработки плана проекта являются:

• договорные требования;

• описание доступных ресурсов;

• оценочные и стоимостные модели;

• документация по аналогичным разработкам.

Основным методом построения и контроля плана проекта являет­ся календарное планирование,

Кроме перечисленных основных шагов процесса планирования, руководство проекта должно определить процессы управления про­ектом, провести идентификацию рисков и вероятностей; сформули­ровать планы управления изменениями, организовать процедуры опти­мизации, обзора, одобрения и документирования плана проекта.

Работа по планированию и контролю календарного плана не закан­чивается с завершением собственно стадии планирования, когда под­готовлен план проекта. После выполнения необходимых процедур утверждения плана, начинается стадия его выполнения и соответст­венно начинают использоваться методы и инструменты планирова­ния, необходимые для контроля и выполнения оценок текущего со­стояния работ.

Построение структуры разбиения работ. Построение структуры разбиения работ (СРР) является первым шагом планирования проек­та. СРР устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных требо­ваний или описания работ. СРР должна полностью «накрывать» все цели проекта.

Назначение ответственных. СРР является основой для понимания членами команды структуры и взаимозависимости основных элемен­тов деятельности по проекту. Однако работа может быть выполнена только в процессе согласованной деятельности отдельных людей или организаций. Структурная схема организации (ССО) и матрица рас­пределения ответственности являются двумя инструментами, призван­ными помогать менеджеру в создании сильной проектной команды.

Построение структурной схемы организации. ССО является описанием организационной структуры, необходимой для выполнения работ, определенных в СРР. Целью ССО является определение комп­лекса исполнителей.

Определение основных вех. После построения СРР и ССО, коман­да, выполняющая работы по планированию, может перейти к задаче определения основных вех. Определение вех устанавливает основу для взаимодействия по согласованию основных стадий разработки проекта, а также для оценки и контроля на высшем уровне и, таким образом, является ключевой частью процесса планирования на ран­нем этапе.

Эти контрольные точки соответствуют специфическим промежу­точным целям, требуемым для достижения общей цели. В отличие от работ, вехи не имеют продолжительности. Веха является мерой вы­полнения (контрольной точкой), ее завершенность имеет только две оценки — выполнена или нет.

Календарное планирование по методу критического пути (МКП).

В результате вычислений по МКП менеджер проекта получает сле­дующие данные:

•общую продолжительность проекта и календарную дату его окончания;

•комплекс задач, лежащих на критическом пути. Любая задерж­ка таких задач приведет к задержке общей даты выполнения проекта;

•ранние и поздние календарные даты начала и конца для каждой задачи.

Ресурсное планирование проекта. В планировании целесообраз­но выделять два основных типа ресурсов:

•ресурсы, которые в процессе выполнения задачи расходуются полностью, не допуская повторного использования. Их называ­ют невоспроизводимыми, например, цемент, кирпич, топливо;

•ресурсы, которые в ходе работы сохраняют свою натурально- вещественную форму и по мере высвобождения могут исполь­зоваться на других работах. Их называют ресурсами типа «мощ­ности», а также воспроизводимыми, нескладируемыми, ненакапливаемыми. Например — машины, механизмы, станки.

Алгоритм ресурсного планирования проекта вклю­чает в себя три основных этапа:

1.Определение ресурсов (описание ресурса и определение макси­мально доступного количества данного ресурса).

2.Назначение ресурсов задачам. Процесс назначения ресурсов заключается в указании для каждой работы требуемых ресурсов и опре­делении их необходимого количества.

3.Анализ расписания и разрешение возникших противоречий меж­ду требуемым количеством ресурса и количеством, имеющимся в на­личии.

Стоимостной анализ. Расписание проекта необходимо проанали­зировать на предмет обеспеченности его финансовыми средствами: должны быть найдены источники, позволяющие обеспечить финан­сирование всего комплекса работ, необходимого для достижения за­данных целей, должны быть спланированы и рассчитаны по времени и объему денежные потоки.

Финансовый план (бюджет) проекта содержит детальное описание всех поступлений и расходов, планируемых в течение жизненного цикла проекта. Он утверждает систему учета затрат и правила выпол­нения финансовых оценок по выполненным работам. Финансовый план имеет две функции: функцию бюджета и функцию распределе­ния денег во времени. Как бюджет он показывает принятый уровень и структуру затрат по всем затратным элементам проекта, в том чис­ле: рабочие (трудовые ресурсы); материалы; оборудование; соиспол­нители; накладные расходы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что включает в себя планирование проекта ?

2. Перечислите входные данные для разработки плана проекта.

3. Перечислите процессы управления про­ектом.

ЛЕКЦИЯ 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте основные цели организации управления проектом.

2. Перечислите основные стадии финансирования проекта.

ЛЕКЦИЯ 6

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение подрядных торгов.

2. В каких случаях используется система торгов?

3. Перечислите основных участников торгов.

4. Назовите основ­ные функции участников торгов.

5. Назовите их основ­ные функции организаторов торгов.

6. Определите порядок проведения торгов.

ЛЕКЦИЯ 7

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные принципы построения эффективной системы контро­ля ?

2. Перечислите три основных шага контроля.

3. Укажите основные методы контроля фактического выполне­ния.

ЛЕКЦИЯ 8

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем отличие управление человеческими ресурсами и управление персоналом ?

2. Какие трудности следует учитывать при формировании команды?

3. Перечислите этапы формирования команды.

4. Перечислите стадии развития команды.

ЛЕКЦИЯ 9

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА

Пуско-наладочные работы. К пусконаладочным работам относится комплекс мероприятий и работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний комплексного опробования оборудования.

При этом под оборудованием подразумевается вся технологическая система объекта, т. е. комплекс всех видов оборудования, трубопро­водов, сооружений и устройств, обеспечивающих выпуск первой пар­тии продукции или обеспечения услуг, предусмотренных проектом.

Период индивидуальных испытаний включает в себя проведение монтажных и пусконаладочных работ с целью подготовки отдельных машин, устройств, агрегатов и сооружений к их приемке рабочей ко­миссией для комплексного опробования.

До начала индивидуальных испытаний осуществляются пуско-наладочные работы по электротехническим устройствам, автоматизи­рованным системам управления, санитарно-техническому и силово­му оборудованию.

Объем и условия выполнения пуско-наладочных работ определя­ются отраслевыми правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденными соответствующими мини­стерствами и ведомствами РФ по согласованию с Госстроем России.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. В соответствии с действующими нормативными документами прием­ку законченных строительством объектов от исполнителя работ (ге­нерального подрядчика) может производить как заказчик, так и лю­бое другое уполномоченное инвестором лицо.

Заказчик вправе привлекать к приемке пользователя объекта (экс­плуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные (рабочие) комиссии.

Приемка объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, осуществляется с учетом отраслевых особен­ностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами центральной исполнительной власти по согласова­нию с Госстроем России, включая приемку объектов в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.

Объекты подобного рода подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации: укомплектованы эксплуата­ционными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.; на них устранены недоделки и начат выпуск продукции или оказание услуг в объеме, предусмотренном договором подряда.

Предъявляя к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, зда­ние, сооружение), исполнитель должен предоставить рабочей комис­сии либо заказчику комплект документации, содержащей данные об объекте и акты испытаний.

Заказчик производит приемку объекта на основе результатов прове­денных им проверок, контрольных испытаний и измерений, докумен­тов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а так­же заключений органов надзора. Порядок проведения работ по прием­ке объекта, стадии приемки, объем контроля и методы испытаний при­нимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также указаниями проектной или технологической документацией.

Объекты могут быть приняты в целом (в том числе «под ключ»), или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подря­да на строительство.

Приемка законченного строительством объекта оформляется ак­том. Вся документация, прилагаемая к акту приемки законченного строительством объекта, после окончания работы приемочной комис­сии должна быть передана заказчику (исполнителю).

Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказ­чиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установ­ленном этими органами.

В статистическую отчетность введенный в действие объект вклю­чается за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в уста­новленном порядке статистическую отчетность о выполнении дого­ворных обязательств.

Закрытие контракта. В связи с отсутствием в отечественной прак­тике нормативных документов, регулирующих процесс закрытия кон­тракта, в основу настоящего раздела положены результаты изучения зарубежного опыта [4].

Основными этапами закрытия контракта являются:

• проверка финансовой отчетности;

• паспортизация;

• выявление невыполненных обязательств;

• завершение невыполненных обязательств;

• гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.

Проверка финансовой отчетности представляет собой проверку финансовой отчетности заказчика и подрядчика и включает в себя:

а) для заказчика:

• проверку полноты выписки фактуры на весь объем завершен­ных работ;

• согласование полученных платежей с представленными счетами- фактурами;

• проверку наличия документации по изменениям;

• контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком;

б) для исполнителя:

• проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;

• соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщи­ков;

• поиск просроченных платежей поставщику;

• подтверждение соответствующих удержаний.

Результаты такой проверки позволяют получить данные для под­готовки окончательных финансовых отчетов по проекту.

Гарантийное обслуживание осуществляется после закрытия конт­ракта не командой, работающей над проектом, а функциональной группой, ответственной за гарантийное обслуживание. Этой группе передается:

• техническая информация;

• оборудование;

• инструменты;

• средства обучения;

• руководство по эксплуатации;

• чертежи;

• результаты испытаний;

• различные материалы фирм-поставщиков.

Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте.

Выход из проекта. Для выхода из проекта необходимо проанали­зировать причины снижения эффективности реализации проекта, в том числе по показателям продолжительности строительства, роста цен на основные строительные материалы, повышения стоимости выполнения строительно-монтажных работ, роста расходов на оплату труда, повышения роста конкуренции в отрасли и спада эко­номической активности в отрасли, в которой реализуется инвести­ционный проект; возрастания объемов заемных инвестиционных ресурсов, повышения ставки процента за кредит в связи с измене­нием конъюнктуры рынка, недостаточно обоснованного выбора под­рядчиков для реализации проекта, ужесточения системы налогооб­ложения и пр.

Эффективными формами выхода из проекта являются:

• отказ от реализации проекта до начала строительно-монтажных работ;

• продажа частично реализованного проекта в форме объекта не­завершенного строительства;

• продажа объекта на стадии его эксплуатации;

• привлечение на любой стадии реализации проекта дополнитель­ного паевого постороннего капитала с минимизацией своего пае­вого участия;

• раздельная продажа основных видов активов реализуемого про­екта.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключается процесс завершения проекта?

2. Определите содержание пуско-наладочных работ.

3. Как проходит приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов?

4. Что документируется при закрытии контракта?

5. Как осуществляется гарантийное обслуживание?

6. Перечислите эффективные формы выхода из проекта.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.: Справоч­ное пособие / Под редакцией И.И. Мазура и В. Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001.

2. Управление проектами. Уч. пос. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. / Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. — М.: ОМЕГА-Л, 2004.

3. Управление инвестициями: В 2 т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. — М.: «Высшая школа», 1998.

4. Управление проектами (Зарубежный опыт) / Под ред. В.Д. Ша­пиро — СПб.: «ДваТрИ», 1993.

5. Управление проектами / PROJECTMANAGEMENT: Толковый англо-русский словарь-справочник / Под ред. проф. В.Д. Шапиро. — М.: «Высшая школа», 2000.

6. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами: Пер. с англ. / Под ред. А.Д. Баженова — М.: ДМК Пресс, 2002.

7. Грей К., Ларсен Э. Управление проектами: Пер. с англ. — М.: Дело и Сервис, 2003.

8. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочное пособие. — М.: Высшая школа, 2001.

9. Управление инвестиционно-строительными проектами: между­народный подход / Под ред. проф. И.И. Мазура и проф. В.Д. Шапи­ро. — М.: ЛОПОТА, 2004.

10. Project Management Body of Knowledge. — Project Management Institute, 2001.

11. Управление нефтегазостроительными проектами: современные концепции, эффективные методы и международный опыт / Ю.Н. За­бродин, В А. Коликов, А.М. Саруханов. — М.: Экономика, 2004.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. А. Васильев

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИМИ

Лекции

Направление подготовки 21.04.01 – Нефтегазовое дело, магистерская программа «Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин»

Квалификация выпускника - магистр

Ставрополь 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ пп Тема лекции Стр.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   Основные положения методологии проектирования………… Структуризация проекта………………………………………. Этапы проектирования нефтегазовых объектов…………….. Планирование проекта………………………………………… Организация управления проектом…………………………… Торги и договоры (контракты)………………………………… Контроль и регулирование проекта…………………………… Управление человеческими ресурсами……………………….. Завершение проекта……………………………………………. Список рекомендуемой литературы…………………………..  

ЛЕКЦИЯ 1

Наши рекомендации