Основы организации строительства , эксплуатации, ремонта и реконструкции мостов.

Современное мостостроение характеризуется непрерывным ростом объемов строительства и преобразованием его в индустри­альное на основе передовой технологии с использованием совре­менной техники, обеспечивающей максимальную механизацию и автоматизацию трудоемких процессов с превращением строитель­ной площадки в монтажную. Значительные объемы работ перено­сятся на высокомеханизированные индустриальные предприятия, изготовляющие элементы сборных сооружений с последующей доставкой их на объект для монтажа. Почти полностью исключа­ется влияние сезонности, обеспечивается равномерное распреде­ление объемов работ в течение года.

Металлические мосты давно строят индустриальным методом. Их конструкции изготовляют на хорошо оборудованных специа­лизированных заводах и доставляют на строительную площадку отдельными монтажными узлами и элементами.

Индустриальный метод получил широкое применение и при строительстве сборных железобетонных искусственных сооруже­ний.

В целях снижения себестоимости и повышения качества работ предприятия, изготовляющие элементы мостовых конструкций, специализируются на выпуске однородной продукции. Непремен­ное условие специализации — унификация, т. е. сведение к раци­ональному минимуму количества размеров и форм элементов, применяемых в строительстве мостов.

Форма отдельных элементов должна быть удобной для изго­товления, а габаритные размеры и вес соответствовать грузоподъ­емности транспортных средств и монтажного оборудования. С пе­реносом изготовления элементов сборных конструкций на цент-

рализованные предприятия появляется возможность четкого раз­деления строительных работ по месту исполнения и виду произ­водства на заготовительные, транспортные и строительно-мон­тажные.

Увеличение объема сборных конструкций и рост механизации сопровождаются совершенствованием строительного процесса, внедрением поточного метода, т.е. проведение всех строительно-монтажных работ в строгой технологической последовательности.

Наряду с переходом на монтаж сооружений из элементов за­водского изготовления основой индустриальных методов строи­тельства является комплексная механизация строительно-монтаж­ных работ.

Под комплексной механизацией подразумевают выполнение всех операций технологического процесса машиной, комплекта­ми машин, увязанных между собой по производительности, и механизированным инструментом. Состав и расстановка машин в комплекте должны обеспечивать последовательность операций, выполнение работ в минимальные сроки с наименьшими трудо­затратами и стоимостью.

Тип и количество машин в комплекте назначают с учетом объ­емов основных работ, предусматривая создание полного произ­водственного потока от получения элементов конструкций и стро­ительных материалов на складе до введения сооружения в эксплу­атацию.

В состав комплекта механизмов обычно входят: краны для по-грузочно-разгрузочных работ, транспортные средства для пере­возки оборудования, строительных материалов и элементов сбор­ных конструкций, сваебойное оборудование, краны для установ­ки конструкций в проектное положение и т. п.

Основное условие подбора машин в комплект — максималь­ное использование их в строительстве. Кроме основных строитель­ных машин и оборудования в состав специализированных подраз­делений включают передвижные механизированные мастерские и при необходимости электростанции.

Мостовые сооружения строят специализированные организа­ции. К ним относятся мостотресты, мостоотряды, мостопоезда, кроме того, в последние годы появилось много новых организа­ций различных форм собственности, такие как акционерное об­щество (АО), корпорация и т.п.

Мостовые специализированные подразделения представляют собой хорошо оснащенные механизмами и оборудованием под­разделения, способные возводить уникальные сооружения — боль­шие и внеклассные мосты на автомобильных и железных дорогах и в городах.

При строительстве транспортных сооружений используют два способа ведения работ: хозяйственный и подрядный.

Строительство хозяйственным способом выполняется силами и средствами самого заказчика. Для этого в его составе должны быть соответствующие строительные подразделения небольшой мощности. Поэтому применение хозяйственного способа оправ­дано при небольших объемах работ, в основном при проведении ремонтных работ и т. п. Новое строительство и реконструкция обы­чно выполняется подрядным способом.

Подрядчик — это строительная организация или фирма, полу­чившая в установленном порядке или на конкурсной основе пра­во на строительство объекта. Возможно привлечение нескольких подрядчиков, специализирующихся на строительстве в тех или иных видах сооружений или видов работ. В этом случае заказчик, как правило, вступает в отношения с основным из них — гене­ральным подрядчиком, который, в свою очередь, привлекает не­обходимых ему субподрядчиков.

Практика передачи подрядных работ через конкурсные торги должна способствовать образованию рыночной конкуренции между подрядчиками.

Заказчиками являются дирекции строящихся объектов, управ­ления дорог, в состав которых входят технические инспекции, осуществляющие контроль и приемку законченных работ. Конт­роль соответствия выполненных работ проекту выполняет и про­ектная организация, осуществляя авторский надзор. На больших и ответственных объектах также организуется инженерное и науч­ное сопровождение. Постоянный и систематический контроль ка­чества работ осуществляет технический персонал подрядчика, непосредственно руководящий работами, т.е. бригадиры, масте­ра, прорабы, инженеры технических отделов и др.

Если создание моста связано с переустройством энергетиче­ских коммуникаций, линий связи, различных трубопроводов, то для выполнения этих работ привлекаются специализированные монтажные организации по субподрядному договору с генераль­ным подрядчиком.

Кроме заводов и баз, находящихся в ведении специализиро­ванных мостостроительных подразделений, для изготовления кон­струкций мостов используют по возможности заводы любых ве­домств, находящиеся в районе строительства. При этом руковод­ствуются экономически целесообразной дальностью возки конст­рукций по дорогам, а также другими факторами, влияющими на стоимость транспортировки конструкций с места их изготовления на строительную площадку.

Если нет возможности воспользоваться постоянно действу­ющими заводами или доставка их продукции оказывается нерен­табельной, организуют специальные временные базы. Располага­ют их вблизи источников сырья, в местах сосредоточения боль­ших мостостроительных работ. Длительность эксплуатации таких

предприятий не превышает трех—пяти лет, производительность 5 тыс. м3 изделий в год, а радиус действия 150 км. Их продукцию вывозят по существующим или вновь проложенным дорогам. В за­висимости от размера и веса конструкций применяют соответ­ствующий вид транспорта.

При постройке мостов больших пролетов целесообразно при­менение стальных или монолитных железобетонных пролетных строений, сооружаемых способом навесного бетонирования. Спо­соб навесного бетонирования может успешно конкурировать с другими способами возведения больших пролетных строений, осо­бенно когда требуется устройство в русле реки подмостей или вспомогательных опор.

Содержание мостов и труб.

Главная → Статьи

Наши рекомендации