Основы организации строительства , эксплуатации, ремонта и реконструкции мостов.
Современное мостостроение характеризуется непрерывным ростом объемов строительства и преобразованием его в индустриальное на основе передовой технологии с использованием современной техники, обеспечивающей максимальную механизацию и автоматизацию трудоемких процессов с превращением строительной площадки в монтажную. Значительные объемы работ переносятся на высокомеханизированные индустриальные предприятия, изготовляющие элементы сборных сооружений с последующей доставкой их на объект для монтажа. Почти полностью исключается влияние сезонности, обеспечивается равномерное распределение объемов работ в течение года.
Металлические мосты давно строят индустриальным методом. Их конструкции изготовляют на хорошо оборудованных специализированных заводах и доставляют на строительную площадку отдельными монтажными узлами и элементами.
Индустриальный метод получил широкое применение и при строительстве сборных железобетонных искусственных сооружений.
В целях снижения себестоимости и повышения качества работ предприятия, изготовляющие элементы мостовых конструкций, специализируются на выпуске однородной продукции. Непременное условие специализации — унификация, т. е. сведение к рациональному минимуму количества размеров и форм элементов, применяемых в строительстве мостов.
Форма отдельных элементов должна быть удобной для изготовления, а габаритные размеры и вес соответствовать грузоподъемности транспортных средств и монтажного оборудования. С переносом изготовления элементов сборных конструкций на цент-
рализованные предприятия появляется возможность четкого разделения строительных работ по месту исполнения и виду производства на заготовительные, транспортные и строительно-монтажные.
Увеличение объема сборных конструкций и рост механизации сопровождаются совершенствованием строительного процесса, внедрением поточного метода, т.е. проведение всех строительно-монтажных работ в строгой технологической последовательности.
Наряду с переходом на монтаж сооружений из элементов заводского изготовления основой индустриальных методов строительства является комплексная механизация строительно-монтажных работ.
Под комплексной механизацией подразумевают выполнение всех операций технологического процесса машиной, комплектами машин, увязанных между собой по производительности, и механизированным инструментом. Состав и расстановка машин в комплекте должны обеспечивать последовательность операций, выполнение работ в минимальные сроки с наименьшими трудозатратами и стоимостью.
Тип и количество машин в комплекте назначают с учетом объемов основных работ, предусматривая создание полного производственного потока от получения элементов конструкций и строительных материалов на складе до введения сооружения в эксплуатацию.
В состав комплекта механизмов обычно входят: краны для по-грузочно-разгрузочных работ, транспортные средства для перевозки оборудования, строительных материалов и элементов сборных конструкций, сваебойное оборудование, краны для установки конструкций в проектное положение и т. п.
Основное условие подбора машин в комплект — максимальное использование их в строительстве. Кроме основных строительных машин и оборудования в состав специализированных подразделений включают передвижные механизированные мастерские и при необходимости электростанции.
Мостовые сооружения строят специализированные организации. К ним относятся мостотресты, мостоотряды, мостопоезда, кроме того, в последние годы появилось много новых организаций различных форм собственности, такие как акционерное общество (АО), корпорация и т.п.
Мостовые специализированные подразделения представляют собой хорошо оснащенные механизмами и оборудованием подразделения, способные возводить уникальные сооружения — большие и внеклассные мосты на автомобильных и железных дорогах и в городах.
При строительстве транспортных сооружений используют два способа ведения работ: хозяйственный и подрядный.
Строительство хозяйственным способом выполняется силами и средствами самого заказчика. Для этого в его составе должны быть соответствующие строительные подразделения небольшой мощности. Поэтому применение хозяйственного способа оправдано при небольших объемах работ, в основном при проведении ремонтных работ и т. п. Новое строительство и реконструкция обычно выполняется подрядным способом.
Подрядчик — это строительная организация или фирма, получившая в установленном порядке или на конкурсной основе право на строительство объекта. Возможно привлечение нескольких подрядчиков, специализирующихся на строительстве в тех или иных видах сооружений или видов работ. В этом случае заказчик, как правило, вступает в отношения с основным из них — генеральным подрядчиком, который, в свою очередь, привлекает необходимых ему субподрядчиков.
Практика передачи подрядных работ через конкурсные торги должна способствовать образованию рыночной конкуренции между подрядчиками.
Заказчиками являются дирекции строящихся объектов, управления дорог, в состав которых входят технические инспекции, осуществляющие контроль и приемку законченных работ. Контроль соответствия выполненных работ проекту выполняет и проектная организация, осуществляя авторский надзор. На больших и ответственных объектах также организуется инженерное и научное сопровождение. Постоянный и систематический контроль качества работ осуществляет технический персонал подрядчика, непосредственно руководящий работами, т.е. бригадиры, мастера, прорабы, инженеры технических отделов и др.
Если создание моста связано с переустройством энергетических коммуникаций, линий связи, различных трубопроводов, то для выполнения этих работ привлекаются специализированные монтажные организации по субподрядному договору с генеральным подрядчиком.
Кроме заводов и баз, находящихся в ведении специализированных мостостроительных подразделений, для изготовления конструкций мостов используют по возможности заводы любых ведомств, находящиеся в районе строительства. При этом руководствуются экономически целесообразной дальностью возки конструкций по дорогам, а также другими факторами, влияющими на стоимость транспортировки конструкций с места их изготовления на строительную площадку.
Если нет возможности воспользоваться постоянно действующими заводами или доставка их продукции оказывается нерентабельной, организуют специальные временные базы. Располагают их вблизи источников сырья, в местах сосредоточения больших мостостроительных работ. Длительность эксплуатации таких
предприятий не превышает трех—пяти лет, производительность 5 тыс. м3 изделий в год, а радиус действия 150 км. Их продукцию вывозят по существующим или вновь проложенным дорогам. В зависимости от размера и веса конструкций применяют соответствующий вид транспорта.
При постройке мостов больших пролетов целесообразно применение стальных или монолитных железобетонных пролетных строений, сооружаемых способом навесного бетонирования. Способ навесного бетонирования может успешно конкурировать с другими способами возведения больших пролетных строений, особенно когда требуется устройство в русле реки подмостей или вспомогательных опор.
Содержание мостов и труб.
Главная → Статьи