Основные сведения об особенностях и специфики строительства

Здания и сооружения - весьма специфичный вид продукции. В отличие от большинства других производимых людьми предметов материальной культуры они неподвижны за исключением временных или мобильных объектов. Процесс строительства происходит не в специально приспособленных промышленных цехах, а на открытом воздухе, растянут во времени. По окончании строительства одного объекта, строители вместе с машинами, механизмами, оборудованием и инструментами перемещаются на строительную площадку, где должен возводиться другой объект. На большинстве сборочных производств само изделие перемещается от одного стационарного оборудования к другому, постепенно «обрастая» комплектующими узлами. При строительстве же конструкции, материалы и детали должны подаваться к месту работы. В связи с крупными размерами строительных объектов, их порой отдаленным и неудобным месторасположением это может превратиться в нелегкую инженерную задачу.

Для подачи материалов и изделий к таким инженерным объектам, как газо- и нефтепроводы, линии электропередачи, подземные и подводные сооружения, часто требуется разрабатывать сложные проекты, использовать специальную технику. Доставка к месту строительства изделий и оборудования иногда требует создания новых или перестройки существующих участков дорог и мостов, вырубки просек, других вспомогательных работ. Нужные для строительства изделия и материалы могут перевозиться всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта и подаваться к участку работ различными грузоподъемными механизмами. Зачастую сложный рельеф местности, где ведется строительство, или большая высота сооружений заставляет использовать в качестве грузоподъемного механизма вертолет.

Если на промышленных предприятиях работники ежедневно приходят на одни и те же соответствующим образом подготовленные и оборудованные рабочие места, то строители в любой день могут быть доставлены на новый объект с условиями работы, отличающимися от тех, что были на предыдущем. Им приходится иметь дело с различными инструментами, материалами, деталями и изделиями, тогда как на заводах рабочие одними и теми же инструментами выполняют одни и те же операции в течение длительного времени.

Для ускорения строительства и уменьшения затрат труда на строительной площадке стремятся максимально использовать изделия заводского изготовления. Иногда их соединяют на земле в более крупные части (укрупненная сборка), которые подают на высоту. Уменьшить затраты труда можно и за счет сокращения так называемых «мокрых процессов» при отделке зданий. Для этого вместо слоя штукатурки применяют гипсокартонные листы либо панели, отделочные плитки, фиксируют их специальными креплениями без использования раствора. Таким образом, трудоемкие работы заменяют более простыми, поддающимися механизации. Надо признать, что в строительстве остается высокой доля ручного труда, который требует от рабочих больших физических усилий, отрицательно сказывается на производительности, а зачастую и на качестве выполненных работ.

Отметим еще одну особенность строительного производства, связанную с контролем качества работ. При строительстве не всегда используют сборные конструкции заводского изготовления, часто вместо них применяют монолитные бетонные и железобетонные конструкции, изготовляемые прямо на стройке, в связи с чем требуется соответствующий контроль качества полученного бетона. Испытания бетона производят с помощью подвергаемых разрушению образцов (бетонных кубиков), которые твердеют одновременно с монолитными конструкциями. Иногда испытания образцов показывают, что бетон получился низкой прочности. Тогда приходится все выполненные из него конструкции ломать и делать заново. Чтобы этого не происходило, надо строго следовать правилам бетонирования. Конечно, можно использовать более прочные исходные материалы, но это приведет к удорожанию строительства. Изготовление железобетонных конструкций в заводских условиях по сравнению с изготовлением их на строительной площадке позволяет более точно выдерживать заданную технологию. В заводских цехах всегда поддерживается положительная температура, там проще осуществить контроль за качеством исходных материалов и соблюдением всех технологических процессов, поэтому и случаев брака в заводских конструкциях меньше.

Особые сложности возникают при возведении подземных частей зданий, коммуникаций и сооружений. Они обусловлены необходимостью разработки грунта, часто переувлажненного, попаданием подземных вод в строительные котлованы. При строительстве мостовых опор приходится проводить подводную выемку грунта и подводное бетонирование. Такие работы намного сложнее выполняемых в обычных условиях. В настоящее время все больше внимания уделяется экономии городского пространства, поэтому ряд нежилых помещений, таких как стоянки автомашин, склады, обслуживающие помещения перемещаются в подземное пространство, под здания, в связи с чем увеличиваются глубина котлованов и объемы разрабатываемого грунта.

В отличие от серийной промышленной продукции каждое здание индивидуально, даже если его наземная часть выполнена по типовому проекту. Район строительства, рельеф поверхности, грунтовые условия, архитектурное исполнение фасада, отделка внутренних помещений и многие другие факторы обусловливают индивидуальные особенности фундамента каждого здания, ведущих к нему дорог, инженерных сетей (водопровода, канализации, сетей электроснабжения, отопления) и др.

Здания и сооружения даже одинакового назначения отличаются друг от друга формой, размерами, конструктивными элементами. Прежде чем возводить какое-либо здание, необходимо создать его проект. Эту работу выполняет архитектор, воплощающий в проекте свои идеи, представления о том, как должно выглядеть здание в городском пространстве и как в нем будут себя чувствовать люди.

У строителей и архитекторов одна цель, но в процессе работ по возведению здания они участвуют по-разному.

На основании архитектурной части проекта строители-проектировщики определяют и детализируют конструкции всех элементов, из которых будет построено здание (сооружение), а затем составляют проект производства работ.

Строители-производственники занимаются сооружением указанного здания, после чего передают его строителям-эксплуатационникам.

Возведение зданий и инженерных сооружений - длительный и сложный процесс, связанный с коллективным трудом многих людей. Если не рассматривать производство строительных материалов, строительных машин и механизмов, научную и исследовательскую деятельность, процесс строительства здания можно разбить на следующие этапы:

- отвод земельного участка под строительство и разработка проектного задания;

- инженерно-геологические и экологические исследования площадки строительства;

- выполнение проекта;

- возведение строительного объекта;

- передача готового объекта эксплуатирующей организации.

Каждый из перечисленных этапов отличается от других решаемыми задачами, а также временем, в течение которого он может быть выполнен.

Наибольшее время обычно занимает этап возведения здания, который может длиться несколько лет.

Участниками строительства являются специально подготовленные люди: рабочие, инженеры, техники. К рабочим строительных профессий относятся каменщики, бетонщики, монтажники конструкций, штукатуры, маляры и другие работники, непосредственно занимающиеся возведением зданий и сооружений, а также их отделкой. Кроме того, существует много смежных специальностей: монтажники водопроводных, отопительных или вентиляционных систем, электрики, монтажники лифтового хозяйства, связисты и др.

После возведения строительного объекта работа строителей не заканчивается, поскольку здание или сооружение необходимо эксплуатировать, т.е. поддерживать в рабочем состоянии, осуществлять ремонтные работы, обслуживать все его инженерные системы.

Наши рекомендации