Ресурсы и основные направления хозяйственной деятельности
Анализ показателей развития хозяйственного комплекса города за последние годы, при учёте социально-экономической ситуации в стране, национальных проектов и программ, реализуемых на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, позволяет высказать следующие предположения:
1. Столичный характер города обеспечивает развитие органов государственного управления и сосредоточения учреждений рыночной инфраструктуры, её главных звеньев, кредитно-финансовой и деловой сферы.
На период расчётного срока в основе стратегии развития города останется «столичная» роль Кызыла, рост и разнообразие преимущественно качественных показателей социально-экономического потенциала города.
2. Учитывая положение города на пересечении важных планировочных осей, формирующих структуру Республики Тыва, на основе уже накопленного социально-экономического потенциала, достаточно чётко обозначается развитие Кызыла как центра Центрального макрорайона Республики Тыва, численность населения которого в соответствии со «Стратегией экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2020 года» оценивается на уровне 210-230 тыс. человек.
3. Город обладает значительным учебно-научным потенциалом, является центром по подготовке кадров для различных потребностей хозяйственного комплекса.
Образовательная база города может развиваться расширением самостоятельных учреждений и через систему филиалов учреждений высшего и среднего образования крупных городов Российской Федерации.
Размещение на территории города центра трансфера технологий и республиканского информационно-образовательного центра имеет не только большое экономическое, но и социальное значение.
Это новые высокооплачиваемые и престижные рабочие места. Они ориентированы в значительной мере на молодежь: студентов, аспирантов, молодых специалистов, талантливых и умелых рабочих. Для них это возможность добиваться успеха и реализовывать свои способности именно здесь, дома, в среде своей культуры, в среде своего языка. Кроме того, появятся дополнительные возможности для привлечения специалистов из других государств, и, прежде всего, стран СНГ.
4. Кызыл уже в настоящее время обладает достаточным для среднего города производственным потенциалом, которые способны развивать свою деятельность, обеспечивая жителей рабочими местами, а бюджет города – определённой прибылью.
5. Транспортная инфраструктура города поддерживает инвестиционную привлекательность города, и способствуют развитию связей между регионами. Развитие аэропорта, строительство железной дороги Кызыл–Курагино, строительство и реконструкция автомобильных дорог в соответствии с РЦП "Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009-2010 годы" будут способствовать развитию транспортной функции.
6. При условии роста объемов производства продукции сельского хозяйства прилегающего «агропояса», дальнейшее развитие могут получить производства по переработке сельхозпродукции, а также предприятия по изготовлению и ремонту сельскохозяйственной техники.
Целесообразно усиливать социально-экономические связи города с сопредельными территориями (прежде всего, с соседними кожуунами) в сфере агропромышленного производства, с развитием в городе высших ступеней обслуживания АПК, ярмарочно-выставочных объектов.
7. Перспективы развития г. Кызыла связаны также с культурно-бытовым обслуживанием прилегающих кожуунов: Пий-Хемского и Кызылского общей площадью 16,7 тыс. га и населением 35,5 тыс. человек. (2009 г.)
8. Учитывая объёмы нового строительства, а также наличие местного сырья, возможно дальнейшее развитие базы стройиндустрии, а также небольших предприятий по производству различных столярных изделий.
9. Дальнейшее развитие сферы обслуживания, предприятий пищевой и лёгкой промышленности частично может решать проблему женской занятости.
10. Кызыл имеет все основания для развития туристических функций, что требует развития соответствующей инфраструктуры, прежде всего, гостиничного сектора, информационного центра, нестандартных учреждений общественного питания, желательно, сувенирного производства.
Развитие туристско-рекреационной функции в Республике Тыва, совмещающей отдых, лечение и туризм, может стать перспективным и экономически прибыльным как для города, так и для республики при условии социальной, профессиональной и бюджетной поддержки, как на федеральном, так и на региональных уровнях с привлечением частных инвесторов.
Историко-культурное наследие города должно быть включено в систему туризма.
Реализация РЦП "Развитие туризма в Республике Тыва" на 2009-2010 годы" способствует развитию данной функции.
11. Условием поступательно развития города, его инвестиционной привлекательности является необходимость создания рыночной инфраструктуры на уровне, соответствующем масштабу и статусу города (банки, деловые центры, бизнес-сервис и т. п.).
Реализация ряда инвестиционных проектов по освоению месторождений на территории республики будет способствовать развитию данной сферы.
12. Водные ресурсы. Источником хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Кызыла являются подземные воды Верхне-Енисейского месторождения.
В случае увеличения численности населения города выше 130 тыс. человек необходимо развитие нового водозабора на базе Коктейского месторождения подземных вод.
Развитие нового водозабора вызвано еще и требованием ГОСТ Р 226.01.95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие положения».
По предварительному расчету, оба месторождения, с учетом запасов воды только по промышленным категориям, могут обеспечить водой население в количестве 228,4 тыс. человек.
13. Имеющиеся территориальные ресурсы, с учётом существующего сохраняемого жилищного фонда, дают возможность увеличить жилищную ёмкость территории до 3,5 – 4,5 млн. м2 общей площади, что позволит расселить на рассматриваемой территории 200 – 250 тыс. жителей (при средней жилищной обеспеченности 18-20 м2 общей площади).
14. Демографические ресурсы. Благодаря благоприятной демографической ситуации в республике предположительная проектная численность населения города может составить 150-160 тыс. человек.
15. Трудовые ресурсы. На ближайший период сохраняется тенденция прироста численности трудовых ресурсов за счёт естественного прироста, вступления населения трудоспособного возраста в трудовую деятельность.
На более поздний период указанный прирост может быть обеспечен также и за счёт механического притока в результате развития в городе ряда направлений хозяйственной деятельности.
Возможно продолжение перераспределения кадров между градообразующей и обслуживающей группой в пользу последней.
При обеспечении соответствующей профессиональной ориентации и подготовки имеющиеся демографические ресурсы способны «реализовать» возможности развития города.
Таким образом, экономико-географическое расположение г. Кызыла, имеющиеся ресурсы, созданный научно-производственный потенциал и транспортные связи города в сочетании со столичным статусом являются факторами, определяющими г. Кызыл как ведущий центр концентрации градостроительной активности, участвующий в реализации стратегических задач развития Республики Тыва.
Чем разнообразнее функции города, тем легче решаются проблемы занятости населения, тем более устойчиво его социально-экономическое положение.
В настоящее время просматривается несколько направлений хозяйственной деятельности, по которым может развиваться город Кызыл.
Таблица 6.4
Основные направления развития города Кызыла
Виды хозяйственной деятельности | Направления хозяйственной деятельности |
АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛОВАЯ | - формирование и координация деятельности учреждений и предприятий внегородского значения, обслуживающих территории влияния города Кызыла (районного, внутриреспубликанского, республиканского, межреспубликанского и международного масштаба) - активизация деятельности органов республиканского и местного управления в инновационном процессе; - формирование нормативно-правового и информационного обеспечения для выполнения мероприятий по развитию города и республики; - создание пакета градостроительных документов проектно-территориального уровня, компьютерной базы по территориальному планированию города и республики; - организация проведения мероприятий по улучшению инвестиционного климата; - создания рыночной инфраструктуры на уровне, соответствующем масштабу и статусу города (банки, деловые центры, бизнес-сервис и т. п.). - создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности; - совершенствование механизма взаимодействия учреждений административно-хозяйственного управления, кредитно-банковского обслуживания, материально-технического снабжения и культурно-бытового обслуживания населения; - усиление и укрепление основных функций города за счёт развития производственно-экономических и социально-культурных связей с населёнными пунктами, тяготеющими к зоне его влияния |
Продолжение таблицы 6.4
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | - дальнейшее развитие и совершенствование производственной базы города; - обновление и модернизация основных производственных фондов; - развитие базы стройиндустрии на местном сырье; - дальнейшее развитие предприятий лёгкой и пищевой промышленности; - дальнейшее развитие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции прилегающих кожуунов; - развитие малого предпринимательства; - организация учреждений производственного и сельскохозяйственного маркетинга; - выпуск опытных образцов рыночной продукции по инновационным проектам, освоение их серийного производства; |
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | - укрепление материально-технической базы научно-исследовательских учреждений; разработка новых эффективных технологий; - интеграция науки, образования и производства для создания конкурентно способной наукоёмкой продукции, создание центра трансфера технологий; - формирование единой информационной среды на основе современных телекоммуникационных технологий, создание республиканского информационно-образовательного центра - развитие международного сотрудничества, внешнеэкономической и инновационной деятельности, - проведение совместных комплексных научных исследований в рамках международных, федеральных и региональных программ и соглашений; - внедрение инновационных проектов, реализация которых возможна в других регионах России и за рубежом; - создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры: центра инновационных технологий, центра консалтинговых услуг |
Продолжение таблицы 6.4
КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ | - подготовка научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям научно-технической, образовательной, инновационной деятельности; - создание системы углублённой специализированной подготовки будущих специалистов; - укрепление материально-технической базы профессиональных учебных заведений, введение новых учебных специальностей для подготовки научных и инженерных кадров, специалистов по маркетингу, бизнес планированию, менеджменту, трансферту технологий, туризму, рекламе и других; - создание в городе единой образовательной среды; - расширение системы дистанционного образования и развитие библиотечного комплекса; - обеспечение тесной связи образовательных учреждений с научными организациями; - организация семинаров, научных школ, учебных курсов и развитие международных студенческих школ; - сохранение культурной самобытности, традиционной культуры; - создание инновационных творческих проектов; - развитие профессионального искусства; - укрепление материально-технической базы учреждений культуры |
СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ | - сохранение культурного наследия города, создание историко-архивного центра; - дальнейшее формирование городского центра с акцентированием главных узловых элементов, - реставрация и модернизация жилищного фонда, социальных и культурно-бытовых зданий и сооружений; - развитие инженерно-строительной и реставрационной базы |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | - укрепление материально-технической базы республиканских учреждений здравоохранения; - развитие и дальнейшее совершенствование инновационных технологий на базе ведущих специализированных учреждений здравоохранения; - развитие специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи, обеспечивающих доступность этих видов помощи для населения республики |
РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ | - развитие лечебно-оздоровительного отдыха, туризма; - развитие служб обеспечения рекреационно-туристической деятельности (организационно-хозяйственного и общественного обслуживания); - развитие учебной базы по подготовке специалистов туристического бизнеса высшего и среднего звена |
Продолжение таблицы 6.4
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ | - использование Кызылского транспортного узла в международном сотрудничестве; - совершенствование связи с соседними регионами и внутри республики; - обслуживание грузовых и пассажирских перевозок, модернизация транспорта; - обслуживание внутригородских и внегородских пассажирских перевозок, - совершенствование магистральной улично-дорожной сети, транспортное строительство; - развитие сети автостоянок и многоярусных гаражей; - расширение сети автосервиса; - развитие служб обеспечения транспортной деятельности, обеспечение безопасности дорожного движения |
ВНУТРИГОРОДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ | - создание в Кызыле достойной среды обитания, повышение качества уровня жизни нынешнего и будущих поколений; - совершенствование планировочной организации и архитектурного облика города, соответствующего его столичному статусу; - повышение уровня благоустройства и озеленения города; - совершенствование внутригородского сервисного обслуживания с целью повышения его инвестиционной привлекательности, комфортности проживания населения; - обеспечения разнообразного образования и досуга молодёжи; - развитие социальной инфраструктуры города, укрепление её материально-технической базы; - улучшения качества и повышение разнообразия типов жилья; - осуществление комплекса работ по реконструкции жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; - развитие сетей энергоснабжения, водоснабжения и автомобильных дорог, стимулирующих строительство; - модернизация и развитие средств связи; - повышение уровня обеспеченности населения всеми видами культурно-бытового обслуживания при условии минимальной временной доступности; - строительство объектов здравоохранения, культуры и спорта, оснащение их современным оборудованием и техникой, формирование специализированных центров; - реализация комплекса мер по социальной защите работников научно-технической сферы и молодых специалистов в организациях города для привлечения интеллектуального потенциала; - обеспечение экологического контроля и безопасности населения |