Социальные, психологические и правовые коммуникации

СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Рабочая тетрадь к выполнению практических работ
по дисциплине «Социальные, психологические и правовые коммуникации» для студентов магистратуры очной формы обучения направления подготовки 08.04.01 Строительство, все профили подготовки

Составители: Н.Г. Милорадова, О.Н. Павлычева, Е.В. Романова

Выполнил:

Ф.И.О. ________________________________________________

Институт ______________________________________________

Курс, группа ___________________________________________

Преподаватель __________________________

Москва, 2017 г.

Введение

Целью освоения дисциплины «Социальные, психологические и правовые коммуникации» является формирование компетенций в сфере социальных коммуникаций в контексте межкультурного взаимодействия и профессиональной деятельности, с опорой на правовые нормы РФ; а также педагогических компетенций, способствующих реализации компетентного подхода.

Компетенция по ФГОС Основные показатели оценивания (показатели достижения результата)
готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК- 2) Знает
  • виды социальной ответственности
  • смысл и меру социальной и профессиональной ответственности за принятые решения
  • условия возникновения юридической ответственности в сфере строительства
  • правовые последствия принятия неправомерных решений в сфере строительства
Умеет
  • оценивать поведение и принимаемые решения с точки зрения этических и социальных норм
  • использовать правовые нормы, закрепляющие меры ответственности в строительстве
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК- 3) Знает
  • составляющие индивидуального личностного потенциала
  • содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития
  • способы обретения ресурсного состояния
Умеет
  • учитывать психологические требования к постановке личных и профессиональных целей
  • использовать интеллектуальные способы для повышения личностного потенциала
  • использовать эмоциональные способы для повышения личностного потенциала
Имеет навык
  • постановки конкретных целей
готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2) Знает
  • способ сравнения культур через культурные измерения
  • причины и формы проявления культурного шока
Умеет
  • выполнять учебные задания совместно с представителями других культур
  • различать конструктивную и деструктивную толерантность
способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности, способностью к активной социальной мобильности (ОПК-3) Знает
  • компоненты коммуникативной компетентности
  • принципы формирования научного коллектива
  • особенности руководства научным коллективом
  • составляющие социально-психологического климата
  • понятие и типы социальной мобильности
Умеет
  • организовывать и выполнять научно-производственные работы в учебной ситуации
  • адаптировать свое поведение под требования ситуации
  • оценивать социально-психологический климат в группе
Имеет навыки
  • оценивания качества результатов деятельности
способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОПК -7)   Знает
  • правовые основы градостроительной деятельности
  • требования законодательства к этапам строительной деятельности
  • виды правонарушений и меры ответственности за нарушение в сфере строительства
Умеет
  • подбирать нормативные акты, содержащие требования к строительной деятельности
  • анализировать нормативную документацию, содержащую требования и положения об ответственности в сфере строительства
  • анализировать и обосновывать с правовой точки зрения применение мер ответственности за практические решения в профессиональной деятельности
Имеет навыки
  • использования правовых информационных ресурсов
способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность) (ОПК-8) Знает
  • критерии креативности
Умеет
  • активно участвовать в мозговом штурме и групповом принятии решений
Имеет навыки
  • работы в коллективе
  • решения задач, требующих использования научных знаний
умение на основе знания педагогических приемов принимать непосредственное участие в образовательной деятельности структурных подразделений образовательной организации по профилю направления подготовки (ПК-9) Знает
  • структуру и компоненты профессионального образования (ВПО)
  • нормативные основы преподавательской деятельности в системе ВПО
  • требования компетентного подхода
  • принципы комплектования учебно-методических комплексов
Умеет
  • различать профессиональный и образовательный стандарты
  • устанавливать соответствие между компетенциями и основными показателями оценивания
  • формулировать педагогические цели
  • составлять план-конспект проведения учебного занятия, используя готовый набор элементов образовательного процесса
Имеет навыки:
  • работы с нормативной документацией

Практическое занятие 1





Невысказанные ожидания

Задание 1

Вы приступаете к изучению новой дисциплины «Социальные, психологические и правовые коммуникации», вы были активными участниками педагогического процесса, и у вас, безусловно, сформировались свои представления, ожидания, намерения и опасения.

Заполните табл. 1 «Ожидания и опасения»

Таблица 1. «Ожидания и опасения»

Ожидания Опасения
от занятий (учебного материала)
   
от преподавателя
   
от группы  
   
от себя  
   

Задание 2

1. Цели, даже маленькие, следует учиться ставить грамотно, и обязательно фиксировать их для себя письменно.

Запишите здесь одно любое ваше желание, имеющее отношение к вашей профессиональной жизни._______________________________________________________

Как вы считаете, записанное вами желание является целью? _____________________

Почему? _________________________________________________________________

Уметь поставить цель – это значит:

Во-первых, сформулировать цель так, чтобы наша психика (душа) приняла наше желание и запустила необходимые психические процессы: эмоции, мышление, волю и т.п. Для этого нужно следующее.

· Сформулировать цель утвердительно и позитивно.

2. Начинать формулировку цели следует с глагола – действия, которое вы намерены совершить.

Проверьте, соответствует ли ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 3; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: ____________________________________________________________________

· Цель должна относиться лично к вам и находится под вашим контролем.

3. Для формулировки цели используются слова «хочу», «намерен».Если формулировка начинается со слов «должен», «обязан», то эта цель не ваша.

Проверьте, соответствует ли ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 4; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: __________________________________________

· Цель находится в нужном контексте (пределы уместности цели).

4. Важно определить где, когда и с кем вы хотите достичь вашей цели. Помните о времени: цель должна иметь установленные сроки достижения.

Обозначьте сроки, в которые будет достигнута ваша цель. ___________

Во-вторых, за каждым решением видеть конкретный результат.

Это значит, что сформулированную на словах цель необходимо проверяться на всех уровнях психики, то есть видеть картинки, слышать звуки, чувствовать запахи, ощущать вкус. Этот процесс называется визуализацией.

Задание 3

1. Разделитесь на группы по 4-5 человек. Каждый участник группы задумывает символический образ, который ассоциировался бы с его личностью. Зарисуйте свой образ и назовите его:

2. Путем группового обсуждения из индивидуальных символических образов создайте общую картину, которая выражала бы идею, объединяющую всех участников группы. Отобразите групповой рисунок и дайте ему название:

3. Презентуйте ваши групповые образы другим участникам

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ хода вашей работы на практическом занятии. Предмет анализа и обсуждения – ваша деятельность над учебной ситуацией.

Какие умения освоили _________________________________

Ваше впечатление и психологическое состояния: интересно, познавательно, скучно, утомительно …. Чем вызвано ваше состояние?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Эмоциональные способы

Для выполнения упражнения сосредоточьтесь на помещении, в котором находитесь, и на происходящем внутри вас. Все, что было до и будет после, сейчас исключается. Даже если вы просто отдохнете, это будет результат! Сядьте удобно, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Вокруг продолжается жизнь, до нас могут доноситься различные звуки – это обычное дело.

Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Проговаривайте про себя перечисленные ниже слова, сосредоточьтесь на их содержании. После этого стремитесь представить соответствующие образы.

Зрительные образы: Слуховые образы: Телесные представления: Осязательные и обонятельные образы:
апельсин звук капающей из крана воды прикосновение к шелку вкус только что разрезанного лимона
море скрежет колеса колючий снег вкус шоколада
поляна звон колокольчика прикосновение к липкому предмету свежесрезанный гриб
цветы звуки скрипки холодный ветер запах моря
птица завывание ветра горячий пар аромат розы
светлый эхо прикосновение ко мху  
играть шум волны теплая вода  
нежный шепот колкая иголка  
плести рассерженный крик прикосновение к рыбьей чешуе  
строить пение птиц нежный пух  

Анализ результата:

Получилось выполнить данное упражнение?________________________________

Что (какие образы) получились лучше? _____________________________________

Что удалось не очень или совсем не удалось? ________________________________

Тот образ, который ярче получился – основной ваш канал. На него можно опираться для визуализации и построения собственных картин саморегуляции; он является ведущим при решении вами творческих задач.

Задание 2. Интеллектуальные способы

1. Нарисуйте дом. Но перед тем как приступите к этому занятию, выберите 10 любых слов (любые части речи). Запишите их.

________________________________________________________________________

Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.

Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

Чем живее вы себе это представите — тем лучше. Потому что живость фантазии — это основной компонент творческого потенциала. Что мы, собственно и повышаем.

Место для рисунка:

2. Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. _________

Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые.

_________________________________________________________________________

Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят.

_________________________________________________________________________

Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

3. Напишите рассказ о сегодняшней погоде. Количество слов в предложении может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С,О,П,Л. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение задания дается 5 минут.

Ваш рассказ:

Вот, что сказал о творческих задачах автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер: "Они поразительно красивы. Они могут относиться к любой области жизни, к любой отрасли техники, они всегда загадочны, всегда исполнены очарования тайны. И еще: они романтичны. Их решение - драма идей, приключение, которое неизвестно чем кончится. Они удивительны, эти задачи; стоит ввести дополнительное ограничение, чуть-чуть повернуть условия - и задача обновится..."

Задание 3 Задачи с креативным решением.

Придумайте минимум два решения для каждой задачи.

* Однажды на стройке возникла проблема: замерить горизонтальность плиты, расположенной за поворотом вентиляционного хода. Такой замер очень легко сделать с помощью простого жидкостного уровня с пузырьком, да вот беда – просунуть уровень за поворот еще можно, а вот посмотреть на него – никак: мешает выстроенная стена. Пытались приспособить для этого зеркала, но ничего не вышло. Как быть?

* На стройке иногда возникает необходимость сломать железобетонную стену, сваю, панель. Но это очень нелегко - преимущества железобетона в такой ситуации оборачиваются недостатком. Как быть? (А.Б. Селюцкий, Как стать еретиком).

* В центре города находится старинная башня. Возникло опасение, что грунт под фундаментом башни проседает. Необходимо это проверить. Для этого нужно установить теодолит на какой-нибудь "твердой точке" и дважды - с определенным интервалом - провести съемку. Ближайшая "твердая точка" (невысокая скала) находится в трехстах метрах от башни, в городском парке. Однако увидеть со скалы башню невозможно: площадь, на которой стоит башня, окружена высокими жилыми домами. Как быть?

("Найти идею", Г.С. Альтшуллер)

* Однажды у коммунальщиков возникла следующая проблема: Для проведения ремонта водопровода они разрыли в одном месте дорогу (как это знакомо!) и обнажили трубу, по которой течет вода. Но в какую сторону она течет? А знать это необходимо, чтобы быстро найти утечку. Можно, конечно разрезать трубу и тогда сразу станет ясно, куда течет вода, но труба-то при этом будет повреждена, а этого бы очень не хотелось.

А если не резать трубу, то она останется целой, но не узнать направления тока воды. И тогда утечку придется искать наугад. Как быть?

А что бы вы посоветовали коммунальщику? Только не надо предлагать ему сбегать в контору и порыться в схемах - это очень долго и трудоемко. Нет, решение надо найти прямо тут, не сходя, как говориться, с места.

(Альтов Г. "И тут появился изобретатель", М.: Детская литература, 1987.)

Еще больше креативных задач для закрепления умения вы можете найти на сайте https://www.inventech.ru/pub/creat/

Практическое занятие 2

Задание 5

1. Игровая ситуация: «Заказчик» заключил договор на строительство нескольких башен (в зависимости от количества команд). Башни строятся из листов бумаги формата А4. Башни должны быть красивыми, устойчивыми (простоять не менее 3-х минут) и принести заказчику максимальную прибыль".

Параметры прибыльности башни:

- Высота башни

Высота более 1,75 м - бонус 100000 ?

социальные, психологические и правовые коммуникации - student2.ru социальные, психологические и правовые коммуникации - student2.ru 300000              
           
           
-100000 0,25 м 0,5 м 0,75 м 1,0 м 1,25 м 1,5 м 1,75 м
-200000            
-300000            

Высота менее 0,25 м - штраф 500000 ?

- Время, затраченное на строительство башни

социальные, психологические и правовые коммуникации - student2.ru социальные, психологические и правовые коммуникации - student2.ru 75000                              
                             
                             
-25000 15 мин
-50000                              

Более 15 мин. – штраф 75 000 ?

- Количество материала, использованного для строительства

социальные, психологические и правовые коммуникации - student2.ru


социальные, психологические и правовые коммуникации - student2.ru 60000            
         
         
         
         
         
  200шт.

Ресурсы:

Каждой команде выдается по 100 листов бумаги. Дополнительные листы блоками по 20 шт. (всего не более 100 листов) могут быть получены у тренера по требованию руководителя команды.

Ограничения:

- Строительство башни ведется по проекту, полученному от другой команды.

- Никакой другой материал, кроме выданной бумаги, не может быть использован в строительстве башни. Стоимость всех взятых листов зачисляется на счет команды независимо от того, были они использованы или нет.

- Материал допускается к использованию только один раз. Если во время подготовительной стадии какие-либо листы были использованы (для моделирования вариантов строительства), они не могут быть использованы ни для строительства, ни для других попыток.

- Изготовление заготовок не допускается. В момент начала строительства вся бумага должна быть в ровных листах без каких-либо сгибов.

- Преподаватель отвечает за замер времени, затраченного на постройку башни и определение результатов. Вы должны громко и четко проинформировать преподавателя о завершении строительства.

- Высота башни измеряется от поверхности, на которой она установлена.

- Башня должна стоять без дополнительной опоры и простоять хотя бы 3 минуты после окончания строительства.

2. Каждая команда последовательно выполняет одну из трех ролей:

1 этап - проектирование (30 минут);

2 этап - строительство (15 минут);

3 этап - экспертная оценка (20 минут).

3. На первом этапе команда должна создать проект башни, который будет реализовывать другая команда. Общение команд – запрещено. По одному представителю от команд могут встречаться на нейтральной территории каждые 10 минут. Строительство начнется независимо от того, готовы команды или нет.

4. На втором этапе командыобмениваются проектами и строят башни. Общение между командами и использование дополнительных материалов для строительства запрещено.

5. На третьем этапе происходитсдача (прием) построенной башни. Команда-строитель проводит презентацию – отмечает достоинства своего строения. Время презентации – не более 5 минут. Команда-приемщик должна отметить недостатки строения и дать оценку башне по пятибалльной шкале.

6. Заключительный – аналитический этап:оцените работу в командах:

опишите вашу стратегию или ваши принципы работы над проектом строительства башни _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

что помогало созданию башни __________________________________________________

что мешало созданию башни ____________________________________________________

кто показал себя с лучшей стороны______________________________________________ , с другой стороны _____________________________________________________________

что понравилось ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

что не понравилось ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ хода вашей работы на практическом занятии. Предмет анализа и обсуждения – ваша деятельность над учебной ситуацией.

Какие умения освоили _________________________________

Опираясь на полученные результаты выполненных заданий, сформулируйте свои дальнейшие шаги на пути личностного и профессионального роста.

Практическое занятие 3

Тема: Деловое общение

На данном практическом занятии формируются две общепрофессиональные компетентности:

· готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2)

· готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

· .

Цели:

В результате изучения этого материала, выполнения заданий и размышления, вы сможете:

  • отработать навык делового взаимодействия
  • выполнять учебные задания совместно с представителями других культур
  • различать конструктивную и деструктивную толерантность
  • адаптировать свое поведение под требования ситуации
  • оценивать социально-психологический климат в группе
  • оценивать качество результатов деятельности.

Ключевые слова:

Деловое общение;   Толерантность.

Форма работы:в подгруппах и групповая.

Задание 6

1. Изучите правила "Как правильно провести брифинг?"

- Сразу ограничьте длительность мероприятия, иначе оно может оказаться не таким коротким, как вы планируете.

- Предварительно изучите свою будущую аудиторию, возраст основной массы участников, их уровень образования, взгляды и т.д. В соответствии с этим составьте свой вступительный текст и обдумайте ответы на наиболее вероятные вопросы.

- Постарайтесь придумать способ, который поможет завоевать симпатии присутствующих. Это может быть риторический вопрос, остроумная шутка, высказывание общественного деятеля, пользующегося всеобщим уважением, и т.д.

- Обдумайте, как можно спровоцировать участников, чтобы они активно задавали вопросы. Худший вариант брифинга – оглушительное молчание, наступающее по окончании вступительной речи.

- Не делайте вводную часть слишком длинной. Существенную информацию участники брифинга должны получить благодаря своим вопросам.

- Не распыляйте внимание аудитории, отвлекаясь от заявленной темы.

- Если остаётся несколько минут до окончания, а вопросы уже иссякли, займите это время кратким подведением итогов встречи. Напомните основные моменты, освещённые в ходе брифинга, и поблагодарите за внимание.

Работа в подгруппах:

2. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией, предложенной преподавателем. Подготовьтесь сделать выступление на брифинге от имени официальных представителей какой-либо организации. Время на подготовку - 10 минут.

3. Подготовьте один-два "неудобных" вопроса по данной ситуации, чтобы задать их представителям другой группы.

Групповая работа:

4. Проведите брифинг по заданной проблеме. Примите активное участие в брифингах, проводимых другими подгруппами. Время для каждой подгруппы - 15 минут.

5. Дайте обратную связь другим группам и оценку выступлениям.

-Общее впечатление от брифинга

-Авторитетность выступавших (уровень, способы, которыми обозначалась и поддерживалась)

-Презентационные качества выступавших

-Умение адаптировать свое поведение под требование ситуации, проявление "толерантности" к неудобным вопросам и людям, задавшим их

-Умение задавать вопросы и их качество

Задание 7

1. Выполните задание по инструкции преподавателя.

2. Проанализируйте игровую ситуацию и ответьте на вопросы.

Как вы пытались сохранить услышанное в памяти?_____________________________

_________________________________________________________________________

Какая информация обычно запоминается, а какая выпадает или искажается? _______

_________________________________________________________________________

Какие ошибки были сделаны и как их можно избежать? ________________________

_________________________________________________________________________

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ хода вашей работы на практическом занятии. Предмет анализа и обсуждения – ваша деятельность над учебной ситуацией.

Какие умения освоили _________________________________

Рефлексия психологического состояния __________________________________

Опираясь на полученные результаты выполненных заданий, сформулируйте свои дальнейшие шаги на пути личностного и профессионального роста.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1.

Тест «Индекс толерантности»

Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
3. Если друг предал, надо отомстить ему            
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения            
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
7. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
8. С неопрятными людьми неприятно общаться            
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения            
10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности            
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше            
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же            
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"            
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение            
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться            
19. Беспорядок меня очень раздражает            
20. Любые религиозные течения имеют право на существование            
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом            
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            

Обработка результатов:

Каждому ответу на прямое утверждение (№ 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22) присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов).

Ответам на обратные утверждения (№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19) присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают люди, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21 - выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20 - позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

До 22 баллов – низкий уровень

23 – 36 – средний уровень

37 и более баллов – высокий уровень

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22 - включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

Соответствуют ли полученные данные вашему представлению о мере вашей толерантности?________________________________________________________________

Культурные различия способны вызвать непонимание, недоразумение и в итоге привести к конфликту, избежать которого можно только в том случае, если удастся быстро определить к какой разновидности культуры относится партнер по общению.

Задание 2

Проанализируйте приведенные ниже диалоги. Назовите культурные измерения, которые можно определить по высказываниям и поведению говорящих.

Диалог 1. Новая работа

А: Я слышал, ты скоро заканчиваешь университет. Поздравляю!

В: Спасибо!

А: Ты уже нашел работу?

В: Да, меня берут в Центральный банк.

А: Здорово! А квартиру уже снял?

В: Банк находится в том же районе, где живут мои родители.

А: Прекрасно, будешь жить недалеко от родителей.

В: Что ты!!! Я живу у родителей.

Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________

Диалог 2. Разговор о науке

А: Презентация прошла успешно! Вы с доктором N прекрасно поработали.

В: Для меня было большой честью ассистировать доктору N в этом проекте. Вы знаете, он мой научный руководитель.

А: Вы отлично выполнили свою задачу. У меня к вам вопрос по проблеме, которую вы затронули под конец.

В: Да, конечно. Минутку, я позову доктора N.

А: Не стоит беспокоить доктора N, он как раз разговаривает с другими студентами. Речь идет о ваших исследованиях.

В: Но я же их делала под руководством доктора N…

Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________

Диалог 3. Хороший работник.

А: Скажите, договор сегодня будет готов?

В: Боюсь, что нет. Господин Х еще не все документы подписал.

А: Он не очень-то усерден, не так ли?

В: Вообще-то он очень хороший работник. Я уже пытался выяснить, что с ним случилось.

А: Ну, и что он сказал?

Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________

Вопросы для анализа:

Как вы думаете, заложено ли в данных диалогах недоразумение / конфликт? Если да, то в чем оно заключается?_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можете ли вы привести примеры подобных недоразумений из личного опыта? _____

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Проанализируйте ситуации и предложите свой

Наши рекомендации