Оперативное управление в строительстве
Совокупность методов оперативного планирования и диспетчерского руководства образует понятие оперативного управления строительным производством. С оперативным планированием тесно связана плановая система оперативного руководства реализацией этих планов – диспетчеризация.
В функции оперативного управления входит непрерывное воздействие на своевременное выполнение предусмотренных планом работ. К стадии оперативного управления относятся оперативное планирование и регулирование, включающее контроль, учет и принятие необходимых решений. Любые управленческие решения руководства, по конкретному объекту сводятся к установлению четких календарных границ, что и подразумевает под собой календарные режимы выполнения работ.
Документы оперативного планирования подразделяются на:
- месячные оперативные планы;
- декадные и недельные графики с разбивкой по суткам.
Это разбиение обуславливается тем, что в процессе разработки календарных планов невозможно учесть все факторы, включая самые незначительные, которые могут повлечь за собой сбой в строительном производстве, а, следовательно, и сбой во всем календарном плане.
Оперативное планирование является важной составной частью единой системы планирования строительного производства и имеет те же конечные цели, что и годовое планирование:
- выполнение заданий по вводу объектов в эксплуатацию;
- объем строительно-монтажных работ;
- повышение производительности труда;
- списание себестоимости строительство.
Неотъемлемой составной частью функции планирования является прогнозирование, которое позволяет формировать варианты возможного или желательного развития производства.
Исходные данные для оперативных планов
- Государственный годовой план строительной организации с разбивкой по объектам и кварталам (показатели плана);
- Сводный годовой график строительства (для связи с общим планом);
- ППР, в том числе графики строительства объектов;
- Данные о возможности обеспечения строящихся объектов необходимыми ресурсами (корректировка набора работ);
- Нормативы для оперативного планирования и расчета затрат труда, материалов, транспортные и других ресурсах для них работ, которые не обеспечены ППР.
Нормативы для оперативного планирования
В оперативных планах на основе нормативов устанавливаются плановые задания по срокам и объектам работ, рассчитываются необходимые ресурсы, проводятся технико-экономические обоснования.
В большинстве своем любые оперативные планы должны состоять из:
- Нормативов организации и управления строительством (нормы подготовки строительства, нормы запасов строительных материалов), нормативы технического уровня).
- Сметных нормативов (СНиП ч.4 и ЕРЕР)
- Производственных нормативов (единые тарифные сетки, тарифно – квалификационные справочники, нормы затрат труда и заработной платы - ЕниР, ВНир, МНиР и др., эксплуатации машин и т.п.).
- Плановых нормативов (нормы на укрупненные показатели для определения объемов СМР и потребности в ресурсах)
- Планово – производственных нормативов (производственные и местные условия строительства; укрупненной единицей измерения служит конструктивная часть здания, здание в целом, а для работ нулевого цикла – физические объемы по укрупненным комплексам работ).
Содержание оперативных планов
В зависимости от уровня управления содержание оперативных планов имеет некоторую специфику, сводящуюся в основном к числу плановых показателей.
Оперативный месячный план мастера или прораба содержит следующие показатели:
- сроки окончания отдельных этапов строительства и срок ввода объекта в эксплуатацию;
- объекты строительно-монтажных работ в натуральных и стоимостных выражениях;
- численность работников, занятых на СМР;
- среднемесячная заработная плата на одного работника и одного рабочего, занятого на СМР и в подсобном производстве;
- среднемесячная заработная плата на одного работника и одного рабочего, занятого на СМР и в подсобном производстве;
- потребность в основных материалах и изделиях;
- потребность в строительных машинах и транспорте.
Оперативный месячный план участка старшего прораба в дополнение к этим показателям предусматривает:
- показатели объемов СМР по генподряду;
- задание по снижению себестоимости СМР по участку.
Оперативный месячный план строительно–монтажного управления включает показатели, планируемые по участкам старших прорабов, отдельно по заказчикам, участкам, объектам и этапам работ.
Оперативный месячный план строительного треста:
- генподрядчик обобщает планы управлений, наиболее ответственные объекты отдельной строкой плана.
Недельно–суточные (декадно-суточные) планы-графики являются одной из форм оперативного планирования строительного производства. Исходными данными служат оперативные месячные планы СМРЮ, календарные (сетевые) графики строительства, ППР и комплектовочные ведомости. Их составляют для производства СМР, производственно-технологической комплектации обеспечения механизмами и транспортом, работы подсобных предприятий и хозяйств, строительных организаций.Метод недельно-суточного планирования отличается высокой достоверностью информации, положенной в его основу и точностью расчетов, что позволяет составить строго обоснованное задание, наладить строгий контроль за его выполнением.
Системы управления.
Система понимается как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, каждая функция занимает определенное место и имеет отношение, как к последующей функции, так и к предыдущей.
Различают системы простые (с наибольшим количеством элементов и несложными связями между собой) и сложные (они находятся в состоянии постоянного изменения системы управления).
Строительные организации являются сложными динамическими системами. Эта динамичность обусловлена непрерывностью процесса строительного производства: постоянно изменяется состояние строящегося объекта, работы и объекта строительства.
На практике существуют три типа систем управления:
- Системы организационного управления (где управляющий объект и управляемый объект – человек или организация);
- Системы технологического управления (где управляющий объект и управляемый объект – машины/механизмы);
- Системы смешанного типа (как машины, так и человек или организация).
В настоящее время системы управления строительными объектами следующие:
- Традиционного (неавтоматизированного) управления (20%);
- Автоматизированного управления (70%);
- Автоматического управления (10%).
Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой организационно-экономический комплекс, обеспечивающий реализацию функций управления на основе применения экономико-математических методов и современных средств обработки информации, которые используются в процессе решения основных задач по управлению производственно-хозяйственной деятельности организации.
Основное назначение АСУ - обеспечение наилучшего использования ресурсов самой организации и взаимосвязанных с ней подразделений для эффективного решения производственных задач.
Системы управления подразделяются по назначению на:
- отраслевые (делятся на системы управления первичными строительными организациями, объединениями и отраслями строительства);
- территориальные (создаются АСУ);
- функциональные (охватывают определенную сферу, функции).
В понятии управления различают следующие элементы:
- объект управления (сооружение дома и завода, деятельность строительных организаций);
- субъект управления - управляющая система и окружающая среда.
Тема 14. Контроль качества строительства, организация сдачи объектов в эксплуатацию
Под управлением качества строительства понимается разработка и выполнение комплекса технических, экономических и организационных мероприятий на всех этапах создания, функционирования конечной продукции строительства и уровнях управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемых путем систематического контроля, строгое выполнение других функций управления и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество этой продукции.
Под качеством законченных строительством объектов следует понимать совокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектов различного назначения, обуславливающий их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением продукции в конкретных условиях эксплуатации.
Рассмотрение этапов формирования качества позволяет выделить такие понятия уровня качества конечной продукции строительства, как нормативный, фактический и эксплуатационный.
1. Нормативный уровень качества определяется требованиями СНиП, ГОСТов, СН, ТУ и других нормативных документов. Нормативный уровень качества конечной продукции строительства устанавливается на стадиях научных и экспериментальных исследований, исходя из требований решения социально-экономических задач, перспектив развития научно-технического процесса, технических и экономических возможностей государства.
2. Фактический уровень качества - это достигнутый уровень качества конечной продукции строительства на стадиях проектирования и осуществления проекта. Он характеризует уровень качества проекта, качество работы строителей. Фактический уровень качества на стадии проектирования зависит от степени соблюдения его нормативного уровня.
3. Эксплуатационный уровень качества проявляется и поддерживается в процессе эксплуатации законченных строительством объектов.
Контроль качества включает в себя входной, операционный и приемочный контроль. Качество строительной продукции определяется по результатам производственного контроля и оценивается в соответствии со специальными инструкциями по оценке качества строительно-монтажных работ. Данные производственного контроля качества в строительно-монтажных организациях должны фиксироваться в общих и специальных журналах работ.
1. Строительные конструкции, изделия, материалы и инженерное оборудование, поступающие на стройку, должны проходить входной контроль. При входном контроле надлежит проверить их соответствие стандартам, техническим условиям, паспортам, сертификатам и другим документам, подтверждающим качество, и требованиям рабочих чертежей, а также соблюдение требований транспортировки, погрузки, разгрузки и храпения.
Входной контроль должен возлагаться, как правило, на службу производственно-технологической комплектации и выполняться на комплектовочных базах или непосредственно на предприятиях-изготовителях. Производители работ (мастера) обязаны проверять путем внешнего осмотра соответствие качества конструкций, изделий и материалов, поступающих на строительную площадку, требованиям рабочих чертежей, технических условий и стандартов.
2. Операционный контроль должен выполняться производителями работ и мастерами, а самоконтроль исполнителями работ. К операционному контролю надлежит также привлекать строительные лаборатории и геодезические службы.
При операционном контроле должны проверяться:
- соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения строительных процессов;
- соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам и правилам производства работ и стандартам.
Схема операционного контроля должна содержать:
- эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым характеристикам качества материалов;
- перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверять производитель работ (мастер);
- перечень операций или процессов, контролируемых с участием строительной лаборатории и геодезической службы;
- перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию с составлением акта.
3. Приёмочный статистический контроль проводится на основе системы (стандарта) правил контроля, предписывающих использование определённого плана контроля в зависимости от количества изделий в контролируемой партии, результатов контроля предыдущих партий, трудоёмкости контроля и т.д.
Приемочный контроль должен производиться для проверки и оценки качества, законченных строительством предприятий, зданий и сооружений или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций.
Качество отдельных работ определяется санитарными нормами, соответствие которым устанавливается различными актами замера (например, акты по замеру шума при работе лифтов, заключение об анализе состава горячей воды, заключение об анализе холодной воды, предназначенной для питьевых целей, и т.п.).
Надежность некоторых работ определяется актами проведенных испытаний (например, акт гидравлического испытания водопровода, акт гидравлического испытания системы центрального отопления и т.п.).
Основным методом отбора изделий для контроля является случайный выбор (без возвращения), при котором изделия наудачу отбираются для контроля, причём любой из возможных составов выборки имеет одинаковую вероятность.
Иногда используются другие методы выбора. Если по результатам контроля изделия классифицируются на годные и дефектные, то говорят, что контроль проводится по альтернативному признаку.
В практике использования приёмочного статистического контроля широко используются одноступенчатые планы контроля по альтернативному признаку, определяемые заданием числа n отбираемых для контроля изделий (n – объём выборки) и так называемого приёмочного числа с, смысл которого в следующем:
- если d (число обнаруженных в выборке дефектных изделий) больше с, то партия бракуется;
- если же d меньше c, то принимается.
Иногда выгодно использовать двухступенчатые планы приёмочного статистического контроля по альтернативному признаку, определяемые объёмами n1 и n2 первой и второй выборок:
- если d1 (число дефектных изделий, обнаруженных в первой выборке), не более c1, то партия принимается;
- если же d1 более r1 (r1> c1), то бракуется.
В тех случаях, когда c1 <d1 <r1, берётся вторая выборка, включающая n2. изделий.
- если же общее число d1 + d2 дефектных объектов, обнаруженных в первой и второй выборках, не более c2, то партия принимается;
- если же d1 + d2> c2, то бракуется.
В некоторых случаях рекомендуется использовать многоступенчатые планы контроля, последовательные планы. Для одних условий производства браковка партии влечёт за собой сплошную проверку всех изделий партии с целью устранения из неё всех дефектных изделий, для других означает уничтожение изделий или их использование в качестве сырья для повторного производства (металлические изделия идут в переплавку) и т.д.
При использовании приёмочного статистического контроля решение о приёмке или браковке проводится на основе контроля лишь части случайно отбираемых изделий. Поэтому всегда имеется не равная нулю вероятность приёмки партий, содержащих дефектные изделия.
Когда контроль изделий носит разрушительный характер (испытания на разрыв и т.п.), приёмочный статистический контроль является единственно возможным способом приёмочного контроля.
Если при контроле свойства изделий не меняются, то в принципе возможен сплошной контроль. Тщательная выборочная проверка изделий может дать более объективные результаты, чем неизбежно менее тщательная (из-за увеличения объёма работы) сплошная проверка.
Расходы, связанные с проведением приёмочного статистического контроля, представляют в виде суммы расходов на контроль изделий, составляющих выборку, и ущерба от напрасной забраковки годных изделий. В сумму расходов можно включать и ущерб от принятых дефектных изделий. В стандартах приемочного статистического контроля приводятся правила корректировки, определяющие переход от нормального хода контроля к более жёсткому и обратно.
Если в результате контроля изделий измеряемая величина (размер, вес и т.п.) принимает числовые значения, то говорят, что контроль ведётся по количественному признаку. Измеренные значения количественного признака содержат больше информации, чем данные только о количестве дефектных изделий, выявляемых при помощи приемочного контроля по альтернативному признаку. Можно ожидать, что методы по количественному признаку будут эффективнее методов по альтернативному признаку.
Органы контроля качества
Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо создавать службу контроля качества, к функциям которой относятся осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного контроля. В результате можно управлять процессом формирования показателей качества, то есть определять причину возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов.
Кроме производственного контроля в строительно-монтажных организациях (входного, операционного, приемочного) за качеством строительства осуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них (пожарный, санитарно-технический, горнотехнический и др.).
На всех стадиях строительства в целях проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля выборочно осуществляется инспекционный контроль. Он осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями. По результатам производственного и инспекционного контроля качества СМР разрабатываются мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом учитываются требования авторского надзора проектных организаций и органов государственного надзора.