Запорная арматура в теплосетях.
К основным типам запорной арматуры тепловых сетей являются задвижки, вентили, краны и затворы. Задвижки применяют в основном в водяных сетях, вентили – в паровых.
Запорная арматура на трубопроводах теплосети устанавливается:
1. секционирующие задвижки устанавливают на трубопроводах расстоянием 1000 м при d>=100 мм, расстоянием до 1500 мм на трубопроводах d=400-500 мм при условии заполнения секционированного участка водой или спуска ее в течении 4 часов и на трубопроводах расстоянием до 3000 м для d более 600 мм при условии заполнения участка водой или спуска воды в течении 5 ч, а для надземной прокладки d>=900 мм – 5000 м. Их назначение разделить трубопроводы на секции (зоны) для отключения при аварийной ситуации. СНиПом допускается увеличить расстояния. В местах установки секционирующих задвижек делаются перемычки 2 между подающими и обратными трубопроводами с диаметром равным 0,3 диаметра основных трубопроводов, для создания циркуляции при авариях. На перемычке последовательно устанавливают две задвижки 3 и контрольный вентиль между ними на dy=25 мм для проверки плотности закрытия задвижек. При промывки тепловых сетей спуск воды осуществляется через эту перемычку (через спускной вентиль 4).
1 – секционирующая задвижка;2 – перемычка;3 – задвижка на перемычке;4 – спускной вентиль
2. на ответвлениях от основного трубопровода при его d>100 мм;
3. на всех ответвлениях к отдельным потребителям;
4. на штуцерах для спуска воды, выпуска воздуха и пусковых дренажей.
Вентили бывают фланцевые и бесфланцевые. Бесфланцевые вентили подразделяются на приварные и муфтовые. Бесфланцевые приварные вентили соединяются с трубами на сварке и применяются на теплопроводах с давлением Pу<=1,6 МПа на резьбе.
Задвижки по конструктивному исполнению подразделяют на клиновые и параллельные, с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Стальные задвижки имеют клиновое уплотнение, чугунные – параллельное. Самые маленькие задвижки с d от 50 мм. Большие диаметры задвижек применяют с редуктором. Редуктор – зубчатый механизм, уменьшающий усилия путем комбинации зубчатых колес. Задвижки диаметром более 500 мм устанавливают с электроприводом. Для облегчения открытия задвижек с d>300 мм делают обводные линии ( разгрузочные байпасы) с запорным вентилем.
Краны применяют различные: муфтовые, сальниковые, натяжные, пробковые с поворотной пробкой различных диаметров. Широкое применение получили шаровые краны с диаметром до 1600 мм.
Арматуру изготавливают из сталей, чугуна, цветных металлов и пластмасс. В тепловых сетях чаще всего принимается стальная арматура. Чугун уступает по прочности стали, поэтому область применения чугунной арматуры ограничена давлением 0,07 МПа (для пара) и температурой 115°С (для воды). Чугунная арматура должна размещаться на прямых участках труб, защищенных от изгибающих усилий. Ограничивается применение чугунной арматуры и на открытом воздухе с низкими отрицательными температурами, она более надежна в закрытых помещениях с постоянной температурой воздуха. Арматура из цветных металлов дефицитна, а пластмассовая – малопрочна. Поэтому в сетях они не нашли широкого применения
Подвижные опоры.
ПО воспринимают вес теплопровода, и обеспечивает ему свободное перемещение на строительных конструкциях. Устанавливают через определенное расстояние друг от друга с учетом допустимого прогиба трубопровода. ПО используют при всех способах прокладки, кроме бесканальной. По принципу перемещения различают опоры скольжения, качения и подвесные.
Наиболее часто используются скользящие опоры. Применяют при канальной прокладке для любых каналов и при подземной прокладке на опорах (высоких и низких). Скользящие опоры свободно опираются на несущие строительные конструкции. Для уменьшения сил трения и истирания несущих конструкций в бетон заливают стальную опорную плиту с приваренными к ней лапками для скрепления с бетоном.
1 – трубопровод
2 – ПО из полосовой стали (м.б. изогнута)
Опора укладывается на бетонную плиту 4 с закладной деталью (кусочек швеллера или уголок) - 3
5 – ребро жесткости
В скользящих опорах происходит скольжение корпуса опоры по металлической подкладке, заделанной в опорную бетонную или железобетонную подушку.
При прокладке на высоких опорах (мачтах), вследствие сил трения м.б. продольный изгиб трубопровода. С увеличением диаметров трубопроводов более 185 мм трение на опорах существенно возрастает. Для уменьшения сил трения применяют опоры качения, разделяющиеся на катковые, роликовые и шариковые. В катковых (и шариковых) опорах башмак (корпус опоры) вращает и перемещает каток (или шарики) по опорному листу, на котором предусматриваются направляющие планки и выточки для предотвращения перекосов, заеданий и выхода катка. При вращении катка (шариков) скольжение поверхностей отсутствует, вследствие чего уменьшается значение горизонтальной реакции.
Катковая опора:
Позволяет передвигаться только по длине оси.
1- трубопровод
2 - ПО из полосовой стали
3 - каток
4 - рельсы (направляющая)
5 - ребро жесткости
6 – плита
Аналогично катковым есть роликовые опоры:
Также позволяют передвигаться только по длине оси.
Катковые и роликовые опоры работают на прямолинейных участках сети. На поворотах трассы трубопроводы перемещаются не только в продольном, но и в поперечном направлении. Поэтому установка катковых, а иногда и роликовых опор на криволинейных участках трубопроводов не рекомендуется.
Аналогичное устройство шариковых опор, где в качестве опорных элементов применяют шарики, что позволяют перемещаться трубопроводу также под углом к оси. Шариковые опоры могут также применяться в местах поворота трассы.
При надземной прокладке трубопроводов по ограждающим конструкциям промышленных зданий (стенам, фермам и т.д.) часто используют ввиде ПО подвески или же подвесные опоры.
1 – трубопровод
2 – тяга
3 - подвесной болт
4 – кронштейны
Неподвижные опоры
Неподвижные опоры предназначены для закрепления трубопровода в отдельных точках, разделения его на независимые по температурным деформациям участки и для восприятия усилий, возникающих на этих участках, что устраняет возможность последовательного нарастания усилий и передачу их на оборудование и арматуру. Изготовляют эти опоры, как правило, из стали или железобетона.
Бывают следующие виды неподвижных опор:
· Щитовые неподвижные опоры (вне камеры):
1-трубопровод
2-канал
3-тело опоры
4-бетонное основание
5-фланец
6-ребра жесткости
· В камерах выполняются опоры из сортового металла или из использованных ж/д рельсов
· Хомутовые опоры (при укладке трубопроводов по огр. констр.)