Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов
Такая проверка — завершающая стадия внешнего контроля качества. Правила приемки регламентирует СНиП.
Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполняют в две стадии: предварительная техническая приемка объекта от подрядчика рабочей комиссией заказчика и окончательная приемка, осуществляющаяся Государственной комиссией.
Рабочая комиссия назначается приказом руководителя предприятия с включением в состав представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсоюзных, других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных работ проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству выполненных работ и заключение о возможности эксплуатации оборудования.
Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Государственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом соответствующей инстанции. В состав государственных приемочных комиссий включаются представители ГАСН, заказчика, генподрядчика, генерального проектировщика, органов государственного, санитарного и пожарного надзора, органов по использованию и охране водных ресурсов, финансирующего банка, технической инспекции профсоюзов и профсоюзной организации заказчика.
Заказчик передает Государственной приемочной комиссии следующие материалы: проектное задание и справку о технико-экономических показателях объекта; разрешение об отводе земельного участка; акты разбивки осей здания и сетей, на скрытые и специальные работы; данные о геологии и гидрогеологии стройплощадки, глубине заложения подошвы фундаментов; комплект рабочих чертежей с необходимыми изменениями; утвержденный и исполнительный генпланы; перечень организаций, участвовавших в проектировании и строительстве объекта; акты технической приемки рабочей комиссией.
РАЗДЕЛ IV. ОХРАНА ТРУДА
ГЛАВА 20 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Основные понятия. Организация контроля за состоянием охраны труда
Существенные изменения правовых и организационных основ охраны труда связаны с изменением форм собственности и условий хозяйствования.
Государство отдало работодателям часть функций по обеспечению охраны труда, оставив за собой право надзора и сосредоточив его, главным образом, в ведении Минтруда России и Минстроя России.
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти РФ и республик в ее составе, объединений работодателей, профсоюзов и уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Права граждан в области охраны труда закреплены Конституцией России, Гражданским и Трудовым кодексами, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда и являются обязательными для всех работодателей, независимо от формы собственности. Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный орган надзора за охраной труда, полномочия которого определяются Президентом РФ или, по его поручению, Правительством РФ, а также соответствующие органы субъектов федерации.
Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и доверенные лица трудовых коллективов.
В строительной отрасли выдвигаются повышенные требования к созданию и обеспечению благоприятных для здоровья и безопасных условий труда из-за специфики производства:
рассредоточенность в расположении строительных объектов, нередко значительная удаленность их от культурно-бытовых центров;
многообразие типов машин, механизмов и приспособлений, большинство из которых имеет электроприводы;
необходимость работы под открытым небом, часто при неблагоприятных погодных условиях (снег, дождь, слякоть и т.п.).
Поэтому в организации системы охраны труда в строительстве должны участвовать технический персонал стройки и работники системы управления ведомства, региона, страны.
Охрана труда складывается из многообразия технических, организационных, социально-экономических, санитарно-гигиенических и других мероприятий и заключает в себе:
трудовое законодательство, предусматривающее и разрешающее правовые вопросы о трудовых взаимоотношениях на производстве, о режиме рабочего времени и отдыха, условиях труда женщин и подростков. Законодательно устанавливаются льготы и преимущества для различных категорий работников, определяется порядок приема, перевода и увольнения. Основы трудового законодательства по охране труда и возмещению вреда, причиненного работникам, содержатся в Трудовом законодательстве и Гражданском кодексе РФ, дополняются указами Президента и постановлениями Правительства РФ;
технику безопасности, отражающую организационные и технические мероприятия при выполнении строительно-монтажных и специальных работ независимо от ведомственной подчиненности и принадлежности строительных организаций и фирм, выполняющих эти работы. Нормативные требования по технике безопасности содержатся в СНиП 12.03.2001 «Безопасность труда в строительстве». Инженерно-технический персонал строек обязан знать и строго соблюдать требования СНиПа;
производственную санитарию, учитывающую влияние условий труда на организм и здоровье человека; разрабатывает и осуществляет меры по оздоровлению условий труда в производственных процессах и профилактические санитарно-гигиенические мероприятия. Нормативные требования по проектированию и осуществлению санитарно-технических мероприятий приводятся в Санитарных правилах и нормах (СанПиН), государственных стандартах, санитарных нормах (СН), санитарных правилах (СП) и др.;
противопожарную безопасность, предусматривающую мероприятия по предупреждению пожаров и устанавливающую нормы проектирования зданий с целью улучшения их противопожарного состояния. Требования к пожарной безопасности объектов, средствам и способам тушения возгораний и профилактическим мероприятиям приводятся в соответствующих СНиПах, нормах и технических условиях.
Виды документов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в строительстве, приведены в табл. 20,1.
Кроме единых межотраслевых общегосударственных норм и правил в области охраны труда действуют ведомственные и региональные правила, инструкции и положения, утверждаемые в установленном порядке и отражающие специфику производства в
Таблица 20.1