Конструкции современных опалубочных систем
Индустриальные методы строительства основываются на применении инвентарной унифицированной опалубки. Неинвентарную опалубку допускается применять лишь при малых объемах работ и при возведении нетиповых конструкций.
При возведении монолитных многоэтажных зданий чаще используются следующие виды опалубочных систем: разборно-пе-реставная мелко- и крупно щитовая; объемно-переставная; блоч-но-переставная; скользящая.
Наиболее технически сложным является процесс установки опалубки несущих конструкций надземной части здания (колонн, стен, перекрытий).
Рис. 10.3. Опалубка колонн: й — деревянная; 6 — стальная; в — пластмассовая; г — фанерная
Опалубку колонн (рис. 10.3) собирают из деревянных, стальных или комбинированных щитов (пластмассовые или фанерные щиты с металлической рамкой). Щиты охватывают хомутами в виде болтов или уголков и закрепляют клиньями через двойной ряд отверстий, для точной установки используя как опору деревянную рамку. Комбинированные щиты скрепляют стяжками или болтами через гнезда в торцах (см. рис. 10.3, в, г).
Рис. 10.4. Опалубка стен:
а — деревянная из отдельных досок; б — то же, из щитов; в — опалубливание дверного проема, торца, поверхности стены из мелких щитов; г — пластмассовая опалубка с алюминиевым каркасом; д — объемно-блочная из Г-образных горизонтально извлекаемых рам; е — то же, из П-образных рам; /— V — последовательность установки
а о оо о оооор о a J
U ш U " U
т |
Рис. 10.5. Опалубка балок и перекрытий: о, в — балок; 6, г, д — ребристых перекрытий; е — плосыи перекрытий
Опалубку стен можно собирать из отдельных досок или щитов и фиксировать распорками, схватками и подкосами. Может применяться объемно-переставная опалубка с П- и Г-образными рамами, извлекаемая в вертикальном или горизонтальном направлении (рис. 10.4). При устройстве щитовой опалубки вначале устанавливают шиты с одной стороны, монтируют арматуру, затем устанавливают опалубку с другой стороны и укрепляют щиты стяжными болтами и подкосами.
Балки и ребристые перекрытия (рис. 10.5) могут опалубливаться щитами днищ, боковых стенок и палубы плиты, укладываемыми на кружала. Поддерживающие стойки обычно бывают инвентар-
Рис. 10.6. Способы снятия опалубки перекрытий с помощью: а, 6 — стоек; в, г — винтов и муфт
ными и устанавливаются через 1,5...2м. Для облегчения распа-лубливания их устанавливают на клиньях или винтах (рис. 10.6).
Вместо деревянной часто используют фанерную и пластмассовую опалубку с рамкой из стали или алюминия. Щиты под палубу перекрытия укладывают на прогоны вручную или устанавливать с помощью крана между опалубкой балок в виде «столов», объединенных со стойками (рис. 10.7). Конструкции стоек позволяют
Ы^
Рис. 10.7. Установка пластмассовой
опалубки перекрытий: а, в — вручную; б ~~ краном
производить их опускание при распалубливании, а соединение щитов с помощью специально сконструированных крепежных элементов («ключей») — выполнять установку и разборку щитов в короткие сроки.
Отличительной особенностью скользящей опалубки является то, что она беспрепятственно скользит по поверхности твердеющего бетона, опираясь на домкратные стержни (рис. 10.8).
Количество домкратных стержней (и домкратных рам) определяется расчетом.
Обычно стержни располагают через 1,5 ...2 м по периметру стены.
При конструировании скользящей опалубки должны быть соблюдены следующие параметры и условия:
высота опалубки h = 1,1... 1,2 м (при меньшей высоте теряется устойчивость, при большей — имеет место излишнее утяжеление опалубки, поскольку она соприкасается с бетоном только в своей верхней части);
Рис. 10.8. Конструкция скользящей опалубки:
а — домкратная рама; б— контакт опалубки со стеной; 1 — домкратный стержень;
2 — домкрат; 3 — домкратная рама; 4 — козырек; 5 — опалубка; 6 ~ подмости для
затирки поверхности стены
опалубка внизу должна иметь зазор 5...7 мм (конусность) для облегчения ее подъема и предотвращения срывов бетона;
опалубка не должна жестко крепиться к кружалам, так как в результате проскальзывания домкратов возможно нарушение ее конусности;
поперечная связь домкратной рамы для удобства работы должна возвышаться над рабочим настилом не менее, чем на 0,3 м;
стыкование соседних домкратных стержней по мере подъема опалубки должно осуществляться в разных уровнях.