Общие понятия об устройстве дорог в сельском строительстве

Автомобильные дороги на строительной площадке с выездом на внешнюю, магистраль устраивают в подготовительный период строительства.

Дороги от внешней магистрали к строительной площадке должны устраиваться с учетом бесперебойной работы транспортных средств при любой погоде.

В зависимости от интенсивности движения транспортных средств, климатических и гидрологических условий, и грунтов земляного полотна на внешних магистральных дорогах устраивают различного типа дорожные покрытия, которые разделяются на категории по грузонапряженности в год в обоих направлениях: I категория— более 1,2 млн т брутто; II—1,2—0,3 млн т брутто; III категория — до 0,3 млн. т брутто.

Для строительства дороги отводится земельный участок — полоса отвода (рис. 1.4). Ширина проезжей части (по которой происходит движение транспорта), уклоны и радиусы закруглений зависят or марки автомобилей, категорий дорог и определяются по СНиП. С каждой стороны проезжей части предусматривают обочину шириной 1,5—2 м, служащую для упора проезжей части дороги. Проезжая часть с обочинами называется дорожным ПОЛОТНОМ. Для отвода воды с полотна дороги по обе стороны ее устраивают кюветы трапецеидальной или треугольной формы. За кюветом до границы полосы отвода идут так называемые обрезы — полосы, используемые для объездов во время ремонта дорожного полотна, складирования материалов, размещения путевых зданий, установки снегозащитных щитов и т. д. Верхнее покрытие дороги укладывают на дренирующий слой (песок, гравий, щебень).

Покрытие дороги должно удовлетворять требованиям: воспринимать давление от колес транспорта и передавать его земляному полотну, сопротивляться износу от движения транспорта, защищать грунтовое основание от проникания в него воды.

При незначительной интенсивности движения и хороших грун-то-гидрологических условиях в сельской местности устраивают профилированные.грунтовые дороги без покрытий. Такие дороги в весеине-осенний период и во время дождей становятся непроезжими, на дороге появляются колеи и выбоины. В связи с этим проезжую часть грунтовых дорог укрепляют — укладывают на ее поверхность гравий в один или два слоя толщиной не менее 8 см.

При большей интенсивности движения проезжую часть дороги покрывают каменной одеждой — один или несколько слоев бутового камня укладывают на песчаное основание в корыто проезжей части дороги.

Земляное полотно и поверхность проезжей части имеют поперечный уклон для стока поверхностных вод.

На постоянных дорогах при большой интенсивности грузового движения применяют цементнобетонные и железобетонные покрытия. Для временных дорог при интенсивном движении транспорта надежным и эффективным покрытием являются сборно-разборные железобетонные инвентарные плиты, укладываемые по песчаному, шлаковому или гравийному основанию. По окончании строительства инвентарные дорожные плиты снимают для повторного использования. К числу временных также относятся дороги из деревянных щитов, хвороста, снеговые и ледяные дороги.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ

На транспортных работах необходимо руководствоваться правилами по технике безопасности, разработанными для предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта. Лица,- работающие на транспорте и грузоподъемных машинах, должны иметь удостоверение на право управления машинами.

В темное время суток места погрузки и выгрузки строительных материалов, конструкций и др. должны быть хорошо освещены. Руководитель работ обязан строго вести контроль за техническим состоянием машин, креплением грузов на транспорте, такелажными приспособлениями (захваты, траверсы, стропы). Должны соблюдаться требования р высоте штабелей, применении прокладок, разрывах между штабелям. При работе с пылевидными материалами (цемент, известь, гипс) необходимо рабочим иметь спецодежду, защитные очки, пользоваться респираторами.

Запрещается перевозить людей в кузовах автосамосвалов, на прицепах, в необорудованных для сидения кузовах бортовых машин, а также совместно с огнеопасными, взрывоопасными и ядовитыми грузами.

Глава III. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

Наши рекомендации