Организация построечного транспорта

Складское хозяйство

Для обеспечения сохранности запасов строительных материалов, кон­струкций, изделий и оборудования организуется складское хозяйство.

В состав складского хозяйства входят: склады для хранения матери­альных ресурсов; специальные устройства и оборудование для выгруз­ки, перемещения, укладки и погрузки материалов; весовое и измери­тельное оборудование; противопожарные средства и оборудование.

Основными элементами складского хозяйства являются склады с запасами материалов и конструкций.

В зависимости от характера, объема работ и места расположения строительства склады подразделяются на:

базовые, предназначенные для приемки и хранения материалов и изде­лий, распределение которых регулируют в пределах всего строительства;

участковые, снабжающие объекты участка строительства материа­лами, конструкциями и изделиями, поступающими непосредственно от поставщиков и с базисных складов;

перегрузочные, устраиваемые для временного хранения материалов при перегрузке их с одного вида транспорта на другой; перегрузочные склады организуют в местах примыкания строящейся линии к суще­ствующей железной дороге, в пунктах пересечения судоходных рек, ав­томобильных и железных дорог;

приобъектные, служащие д ля приемки и хранения массовых грузов, поступающих для строительства данного объекта; располагаются при­объектные склады в непосредственной близости от возводимых зданий и сооружений;

склады производственных предприятий, входящих в состав строи­тельных организаций; предназначены для хранения сырья, вспомо­гательных материалов и готовых изделий, вырабатываемых на этих предприятиях.

В зависимости от вида сохраняемых материалов, условий и продол­жительности хранения склады могут быть закрытого типа (отапливае­мые и неотапливаемые), полузакрытого типа (навесы), и открытого хра­нения (площадки).

Склады закрытого типа предназначены для хранения материалов и конструкций, подвергающихся порче от атмосферных осадков и тем­пературных воздействий: вяжущие и отделочные материалы, столярные и санитарно-технические изделия, метизы, электрооборудование и т.п., а также наиболее дорогостоящие материалы и оборудование.

Склады полузакрытого типа предназначены для хранения материа­лов и конструкций, подвергающихся порче от непосредственного воз­действия атмосферных осадков, но не меняющих своих свойств под влиянием температуры и влажности воздуха (толь, рубероид, шифер, пиломатериалы и т.п.).

На открытых площадках хранятся материалы и конструкции, потре­бительские свойства которых в результате воздействия атмосферных осадков, температуры и влажности воздуха не ухудшаются (материалы верхнего строения пути, металлические и железобетонные конструк­ции и т.п.).

Мощность складского комплекса означает возможность складов со­держать определенное количество материальных ресурсов и выражает­ся общей площадью складских сооружений всех типов.

Производственный комплекс объединяет участки по переработке по­ступающих материалов и конструкций с целью повышения их техноло­гической готовности. На производственных участках могут выполняться работы по раскрою и сварке линолеума, раскрою стекла, изготовлению металлоизделий и конструкций, арматурных каркасов, опалубки, сто­лярных и погонажных изделий, грунтовок и окрасочных составов и т.п.

Главной задачей комплектовочного комплекса является подбор тех­нологических комплектов строительных материалов, конструкций и изделий и своевременная подготовка их к отправке на объекты строи­тельства.

По крупным объектам технологический комплект может состоять из набора строительных материалов и изделий, необходимых для вы­полнения определенного комплекса работ или сооружения объемного элемента объекта (пролет моста, участок пути, этаж здания и т.п.). Этот набор должен соответствовать технологической последовательности выполнения строительно-монтажных работ.

В целях ускорения оборачиваемости оборотных средств в запасах, повышения эффективности использования материальных ресурсов тех­нологические комплекты могут разбиваться на менее крупные подком- плекты — поставочные модули. Поставочный модуль состоит из опреде­ленного набора материальных ресурсов в количестве, обеспечивающем непрерывность выполнения работ на объекте строительства в интервал времени между двумя очередными поставками.

Поставка технологических комплектов, состоящих из штучных ма­териалов небольших размеров (кирпич, отделочные и облицовочные материалы, сантехническое оборудование и т.п.), может осуществлять­ся в пакетах и контейнерах. Это значительно сокращает время на по­грузку и выгрузку, повышает сохранность материалов при их транспор­тировке, снижает затраты на организацию приобъектных складов.

Организация снабжения материалами объектов строительства. Непос­редственно в строительных организациях (трестах, строительных управ­лениях) функции обеспечения материалами, конструкциями, деталя­ми, инвентарем, топливом и другими материальными ресурсами, необ­ходимыми для выполнения работ на объектах строительства, выполняют отделы материально-технического снабжения (ОМТС).

Основными за­дачами отделов являются:

• определение потребности в материальных ресурсах по объектам строительства и в целом по тресту;

• составление квартальных и месячных планов снабжения подразде­лений треста;

• определение норм запасов материалов;

• заключение с поставщиками договоров на поставку материалов, конструкций и деталей;

• организация транзитных поставок массовых грузов на объекты строительства;

• организация складского хранения запасов материальных ресурсов;

• контроль за хранением материальных ресурсов и рациональным их использованием в строительном производстве;

• реализация излишков материалов.

Принципиальная схема обеспечения объектов строительства мате­риалами и конструкциями представлена на рис. 2.35. На схеме показа­ны основные структурные подразделения строительной организации, участвующие в процессе обеспечения, поставщики и объекты строи­тельства, а также материальные и информационные потоки.

Общую потребность в строительных материалах, конструкциях и изделиях по каждому объекту определяют в производственно-техничес­ком отделе на основании заключенных договоров подряда. Там же на основании разработанных графиков производства работ определяют сроки поставок и разрабатывают на каждый объект лимитно-заборные карты. Эта информация, оформленная общей заявкой, передается в отдел снабжения

Организация построечного транспорта - student2.ru

Отдел снабжения определяет остатки материалов на складах, сопос­тавляет наличие материалов с потребностью и заключает договоры с поставщиками.

Поступление материалов от поставщиков может осуществляться транзитом на объекты работ либо на склад строительной организации.

Получение материалов у поставщика и доставка их на склад или объект работ может быть поручена экспедитору по доверенности, вы­данной отделом снабжения. Экспедитор при получении материалов получает товарно-транспортную накладную и развозит материалы по назначению (склад или объекты). Передача материалов на склад или производителю работ оформляется требованиями-накладными.

Выдача материалов со склада производится на основании лимитно-за- борных или требований-накладных с отметкой производственно-технического отдела «в пределах лимита» либо «сверх лимита». Для учета движе­ния материалов на складе используются карточки учета материалов.

Учет поступления материалов, их наличия и расходования на объекте строительства ведет производитель работ в виде материального отчета.

Складское хозяйство

Для обеспечения сохранности запасов строительных материалов, кон­струкций, изделий и оборудования организуется складское хозяйство.

В состав складского хозяйства входят: склады для хранения матери­альных ресурсов; специальные устройства и оборудование для выгруз­ки, перемещения, укладки и погрузки материалов; весовое и измери­тельное оборудование; противопожарные средства и оборудование.

Основными элементами складского хозяйства являются склады с запасами материалов и конструкций.

В зависимости от характера, объема работ и места расположения строительства склады подразделяются на:

базовые, предназначенные для приемки и хранения материалов и изде­лий, распределение которых регулируют в пределах всего строительства;

участковые, снабжающие объекты участка строительства материа­лами, конструкциями и изделиями, поступающими непосредственно от поставщиков и с базисных складов;

перегрузочные, устраиваемые для временного хранения материалов при перегрузке их с одного вида транспорта на другой; перегрузочные склады организуют в местах примыкания строящейся линии к суще­ствующей железной дороге, в пунктах пересечения судоходных рек, ав­томобильных и железных дорог;

приобъектные, служащие д ля приемки и хранения массовых грузов, поступающих для строительства данного объекта; располагаются при­объектные склады в непосредственной близости от возводимых зданий и сооружений;

склады производственных предприятий, входящих в состав строи­тельных организаций; предназначены для хранения сырья, вспомо­гательных материалов и готовых изделий, вырабатываемых на этих предприятиях.

В зависимости от вида сохраняемых материалов, условий и продол­жительности хранения склады могут быть закрытого типа (отапливае­мые и неотапливаемые), полузакрытого типа (навесы), и открытого хра­нения (площадки).

Склады закрытого типа предназначены для хранения материалов и конструкций, подвергающихся порче от атмосферных осадков и тем­пературных воздействий: вяжущие и отделочные материалы, столярные и санитарно-технические изделия, метизы, электрооборудование и т.п., а также наиболее дорогостоящие материалы и оборудование.

Склады полузакрытого типа предназначены для хранения материа­лов и конструкций, подвергающихся порче от непосредственного воз­действия атмосферных осадков, но не меняющих своих свойств под влиянием температуры и влажности воздуха (толь, рубероид, шифер, пиломатериалы и т.п.).

На открытых площадках хранятся материалы и конструкции, потре­бительские свойства которых в результате воздействия атмосферных осадков, температуры и влажности воздуха не ухудшаются (материалы верхнего строения пути, металлические и железобетонные конструк­ции и т.п.).

Мощность складского комплекса означает возможность складов со­держать определенное количество материальных ресурсов и выражает­ся общей площадью складских сооружений всех типов.

Производственный комплекс объединяет участки по переработке по­ступающих материалов и конструкций с целью повышения их техноло­гической готовности. На производственных участках могут выполняться работы по раскрою и сварке линолеума, раскрою стекла, изготовлению металлоизделий и конструкций, арматурных каркасов, опалубки, сто­лярных и погонажных изделий, грунтовок и окрасочных составов и т.п.

Главной задачей комплектовочного комплекса является подбор тех­нологических комплектов строительных материалов, конструкций и изделий и своевременная подготовка их к отправке на объекты строи­тельства.

По крупным объектам технологический комплект может состоять из набора строительных материалов и изделий, необходимых для вы­полнения определенного комплекса работ или сооружения объемного элемента объекта (пролет моста, участок пути, этаж здания и т.п.). Этот набор должен соответствовать технологической последовательности выполнения строительно-монтажных работ.

В целях ускорения оборачиваемости оборотных средств в запасах, повышения эффективности использования материальных ресурсов тех­нологические комплекты могут разбиваться на менее крупные подком- плекты — поставочные модули. Поставочный модуль состоит из опреде­ленного набора материальных ресурсов в количестве, обеспечивающем непрерывность выполнения работ на объекте строительства в интервал времени между двумя очередными поставками.

Поставка технологических комплектов, состоящих из штучных ма­териалов небольших размеров (кирпич, отделочные и облицовочные материалы, сантехническое оборудование и т.п.), может осуществлять­ся в пакетах и контейнерах. Это значительно сокращает время на по­грузку и выгрузку, повышает сохранность материалов при их транспор­тировке, снижает затраты на организацию приобъектных складов.

Организация снабжения материалами объектов строительства. Непос­редственно в строительных организациях (трестах, строительных управ­лениях) функции обеспечения материалами, конструкциями, деталя­ми, инвентарем, топливом и другими материальными ресурсами, необ­ходимыми для выполнения работ на объектах строительства, выполняют отделы материально-технического снабжения (ОМТС).

Основными за­дачами отделов являются:

• определение потребности в материальных ресурсах по объектам строительства и в целом по тресту;

• составление квартальных и месячных планов снабжения подразде­лений треста;

• определение норм запасов материалов;

• заключение с поставщиками договоров на поставку материалов, конструкций и деталей;

• организация транзитных поставок массовых грузов на объекты строительства;

• организация складского хранения запасов материальных ресурсов;

• контроль за хранением материальных ресурсов и рациональным их использованием в строительном производстве;

• реализация излишков материалов.

Принципиальная схема обеспечения объектов строительства мате­риалами и конструкциями представлена на рис. 2.35. На схеме показа­ны основные структурные подразделения строительной организации, участвующие в процессе обеспечения, поставщики и объекты строи­тельства, а также материальные и информационные потоки.

Общую потребность в строительных материалах, конструкциях и изделиях по каждому объекту определяют в производственно-техничес­ком отделе на основании заключенных договоров подряда. Там же на основании разработанных графиков производства работ определяют сроки поставок и разрабатывают на каждый объект лимитно-заборные карты. Эта информация, оформленная общей заявкой, передается в отдел снабжения

Организация построечного транспорта - student2.ru

Отдел снабжения определяет остатки материалов на складах, сопос­тавляет наличие материалов с потребностью и заключает договоры с поставщиками.

Поступление материалов от поставщиков может осуществляться транзитом на объекты работ либо на склад строительной организации.

Получение материалов у поставщика и доставка их на склад или объект работ может быть поручена экспедитору по доверенности, вы­данной отделом снабжения. Экспедитор при получении материалов получает товарно-транспортную накладную и развозит материалы по назначению (склад или объекты). Передача материалов на склад или производителю работ оформляется требованиями-накладными.

Выдача материалов со склада производится на основании лимитно-за- борных или требований-накладных с отметкой производственно-технического отдела «в пределах лимита» либо «сверх лимита». Для учета движе­ния материалов на складе используются карточки учета материалов.

Учет поступления материалов, их наличия и расходования на объекте строительства ведет производитель работ в виде материального отчета.

Организация построечного транспорта

Надежность всестороннего обеспечения строительства, включая обеспечение строительными ма­териалами и конструкциями, в значительной мере зависит от того, на­сколько хорошо организована работа транспорта. От качества органи­зации транспорта зависят не только сроки выполнения работ, но и се­бестоимость строительства: доля транспортных расходов составляет примерно 20 % сметной стоимости строительно-монтажных работ.

По отношению к строительству и принадлежности к строительным организациям транспорт подразделяют на внешний и внутренний.

Внешним транспортом осуществляются массовые перевозки грузов от поставщиков к местам их выгрузки (либо перегрузки в случаях пере­возок смешанными видами транспорта). Внешний транспорт, как пра­вило, не принадлежит строительным организациям, перевозки внешним транспортом организуются в соответствии с потребностями производ­ственных процессов на условиях договоров, заключаемых с транспорт­ными организациями.

Внутренним транспортом перемещают грузы со складов, укрупни- тельных площадок и механизированных установок, находящихся в пре­делах строительства объекта, непосредственно на рабочие места.

Основными видами как внешнего, так и внутреннего транспорта являются автомобильный и железнодорожный транспорт. Основными факторами, влияющими на выбор вида транспорта, являются объемы и дальность перевозок, род перевозимых грузов, наличие и состояние сета дорог и другие. Перевозка крупногабаритных грузов, а также массовых грузов на дальние расстояния осуществляется, как правило, по желез­ным дорогам, а разовые поставки на относительно небольшие расстоя­ния — автомобильным транспортом. Как показывают расчеты, грани­цы эффективности использования для доставки материалов автомобиль­ным транспортом при условии наличия существующей сети дорог находятся в пределах 120—150 км.

Водный транспорт используют в тех случаях, когда трасса линии проходит вдоль водных судоходных путей или пересекает их в несколь­ких местах. В этих случаях водные пути весьма эффективны для развер­тывания строительства по многолучевой схеме.

Воздушный транспорт используют в начальный период стройки для доставки машин, механизмов и материальных ресурсов, а так­же для перевозки рабочих бригад при вахтовом методе организации строительства.

В подготовительный период и в основной до начала укладки пути наиболее широко используют автомобильный транспорт. Для рацио­нального его использования в подготовительный период должны быть построены притрассовые и технологические дороги.

Кроме того, при строительстве железных дорог используют механи­зированные средства и специальные виды транспорта обычно для внут­ренних перевозок строительных материалов в пределах строительной площадки, карьера, предприятия строительной индустрии или при складских операциях.

После укладки пути основным видом транспорта становится желез­нодорожный, характеризующийся высокой производительностью и более дешевый по сравнению с автомобильным. Использование желез­нодорожного транспорта позволяет передавать грузы с сети общего пользования непосредственно на строительную площадку, минуя пере­грузочные и участковые склады. По железной дороге можно транспор­тировать крупногабаритные конструкции типа блок-комнат, мостовых ферм и т.д. Кроме того, при планировании организации строительства железнодорожной линии наиболее массовые грузы, такие как песок и щебень для балластировки, звенья рельсошпальной решетки, намеча­ют к перевозке на период после укладки пути и только железнодорож­ным транспортом.

При строительстве линий большой протяженности (100 км и более) экономически целесообразно применение комбинированного вида транспорта. В этом случае такие грузы, как блоки железобетонных из­делий для укладки труб, мостов, зданий, перевозят железнодорожным транспортом до последнего раздельного пункта, где перегружают их на автомобильный, которым и доставляют к месту потребления.

Строительство притрассовой и подъездных дорог к преградным со­оружениям должно опережать начало подготовительных работ на этих объектах. Работы по строительству автомобильных дорог ведутся в еди­ном комплексе с остальными работами подготовительного периода (подготовкой полосы отвода, строительством временных зданий и со­оружений, строительство связи). Сроки и темпы работ определяются проектом организации работ подготовительного периода. Общая про­должительность подготовительного периода устанавливается проектом организации строительства.

Наши рекомендации