Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

  1. Функции государственного управления в области градостроительной деятельности

Практика административно-правовой организации управления в сфере градостроительной деятельности сформировала следующую систему форм и методов государственного управления:

  • техническое регулирование (ТР);
  • государственный строительный надзор (ГСН);
  • государственная экспертиза (ГЭ) проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации;
  • выдача разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию;
  • сметное нормирование и ценообразование.

Полномочия государственных органов управления в сфере рассматриваемых правоотношений дополняются (уравновешиваются) рядом негосударственных институтов, способных влиять на качество производимой строительной продукции и уровень оказываемых строительных услуг, что соответствует законам функционирования государственной власти. В их числе:

  • негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • строительный контроль, проводимый лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основе договора строительного подряда; или заказчиком на основе договора строительного подряда;
  • полномочия саморегулируемых организаций по выдаче допуска к: строительным работам, работам по инженерным изысканиям, работам по подготовке проектной документации, если такие виды работ оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Государственный контроль градостроительной деятельности - это установленная законодательством деятельность органов гос. власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
- ошибок и злоупотреблений в управлении градостроительной деятельностью, а также государственными и имущественными правами, влекущих прямой или косвенный материальный или моральный ущерб государственным, общественным и частным интересам;
- несоблюдений градостроительного законодательства, нормативов и правил;
- недостатков в системе управления (в том числе и внутреннего контроля над градостроительной деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности);
- угроз экологической безопасности государства.

Достижение цели ГКГД обеспечивается реализацией контроля за:
- законностью, целесообразностью, полнотой, свое временностью принятия градостроительных решений;
- законностью и целесообразностью инвестиционных градостроительных проектов и программ;
- сохранением и использованием объектов историко-культурного наследия;
- соблюдением правил землепользования в соответствии с градостроительным регламентом;
- охраной земель историко-культурного назначения;
- охраной окружающей среды на стадиях разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, подготовки, осуществления и использования объектов градостроительной деятельности.

  1. Понятие и значение территориального планирования

Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд.

На основании документов территориального планирования, в состав которых входит генеральный план населенного пункта, разрабатываются правила землепользования и застройки, которые учитывают требования технических регламентов. Документы территориального планирования подразделяются на:



  • документы территориального планирования РФ;
  • документы территориального планирования субъектов РФ;
  • документы территориального планирования муниципальных образований:
  • схемы территориального планирования муниципальных районов;
  • генеральные планы населенных пунктов;
  • генеральные планы городских округов.

Одной из задач генерального плана или любого документа территориального планирования является определение перспективных территорий развития города (местного самоуправления), необходимых для его эффективного функционирования.

Используется для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и зон с особыми условиями использования. Территориальное планирование ведётся в рамках страны, в рамках субъектов РФ, в рамках муниципальных образований.

При отсутствии документов территориального планирования соответствующей земельной территории ни органы государственной власти, ни муниципалитеты не имеют права проводить резервирование земель, их изъятие, а также переводить земли из одной категории в другую.


Наши рекомендации