Порядок проектирования теплоснабжения.
Проектирование временного теплоснабжения выполняют в следующем порядке:
1. рассчитывают потребность в тепле по отдельным потребителям и суммарный расход по объекту в целом;
2. определяют источники снабжения теплом и подсчитывают потребность в топливе;
3. рассчитывают и проектируют трассы теплопроводов;
4. подбирают локальные агрегаты и приборы для отопления, сушки, подогрева, подачи пара и т.п.
Оптимальным вариантом подачи тела является использования постоянных теплотрасс. Если они не готовы, следует использовать временные теплосети. Расчет диаметров трубопроводов производят на период максимальной подачи тепла. Временные теплосети выполняют, как правило, тупиковыми, реже, по кольцевой схеме,
Определение ТЭП строительного генерального плана
Экономичность выбранного решения стройгенплана определяется следующими технико-экономическими показателями:
– площадь строительной площадки, м2;
– площадь застройки проектируемого здания, м2;
– площадь временных зданий и сооружений, м2;
– протяженность временных инженерных сетей, м;
– протяженность ограждения строительной площадки, м;
– протяженность временных дорог, м;
– коэффициент , характеризующий отношение площади застройки временными сооружениями к площади застройки проектируемого здания, %;
– коэффициент компактности стройгенплана ., характеризующий отношение площади застройки проектируемого здания к площади строительной площадки, %;
– коэффициент компактности стройгенплана ., характеризующий отношение площади застройки временными сооружениями к площади строительной площадки, %.
Тема 14 Качество строительного производства.
Понятие качества. Потребительское и производственное качество. Факторы, оказывающие влияние на качество работ и строительства в целом. Контроль качества. Органы и службы, осуществляющие контроль, их функции. Управление качеством и эффективность повышения качества.
Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требование стандартов и потребителя. Применительно к строительству качество – это соответствие выполненных в натуре зданий и сооружений и их частей проектным решениям и нормативам. Качеству строительства на современном этапе придается первостепенное значение.
Проблема качества строительства решается совокупно по двум основным направлениям.
Первое – посредством совершенствования государственных методов воздействия: нормирование и стандартизация, государственная экспертиза, лицензирование, сертификация, государственный надзор за ведением работ и др. Это направление является основным рычагом воздействия на качество.
Второе – создание условий для эффективного функционирования негосударственных форм контроля и надзора: производственный контроль подрядчика, авторский надзор, технадзор заказчика, контроль за качеством строительства страховых компаний и др.
Качество строительства формируется на всем пути создания строительной продукции от идеи до «ключа», и окончательная оценка готового здания или сооружения производится уже приемочной комиссией (рис. 4.34.).
Рисунок 1. Этапы формирования качества строительства
Различают качество потребительское как степень соответствия конечного продукта (квартиры, дома, предприятия и т. д.) требованиям потребителя и качество производственное – соответствие продукции требованиям установленных нормативов.
На потребительское качество влияет уровень качества, заложенный в нормативные документы. Качество производственное непосредственно связано с тремя сферами деятельности: проектированием, изготовлением строительных материалов и изделий и производством строительно-монтажных работ.
Одной из основных функций управления является контроль. Задачи контроля состоят в предупреждении дефектов и брака в работе и обеспечении установленного качества. Результативность контроля в значительной мере определяется правильно выбранной организационной системой его выполнения.
Особое место в формировании качества возводимого объекта занимают «строительные» факторы: качество строительных материалов и изделий, качество выполнения строительно-монтажных работ и качество персонала, участвующего в процессе строительства и, в первую очередь, его компетентность в выполнении конкретных работ. Решению названных задач способствуют лицензирование и сертификация в строительстве.
Рисунок 2. Факторы, определяющие качество строительной продукции
Система управления качеством в строительстве.Управление качеством (УК) является частью общей системы управления строительством. В соответствии с этим положением УК реализуется на каждом уровне управления: государственном, ведомственном и производственном. По отношению к органу, осуществляющему контрольные функции, различается контроль внутренний, когда он организуется внутри рассматриваемой системы руководителями данной или вышестоящей организации, и внешний, когда он осуществляется органами, не входящими в систему данного ведомства.
Внешний контроль. Государственный уровень УК в строительстве представлен Госстроем. На этом уровне основными функциями УК являются: планирование качества продукции, организация государственного надзора за соблюдением качества, разработка мероприятий по улучшению качества.
Планирование качества на государственном уровне осуществляется главным образом разработкой ТНПА, регламентирующих качество строительных работ, материалов, изделий и конструкций. Такими документами являются ТКП, СНБ, СТБ и сертификаты качества, строительные нормативы (СН), указания, инструкции и технические условия (ТУ). Они становятся обязательными, если в договоре подряда будет специально оговорена обязательность применения той или иной нормы при возведении конкретного объекта.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные виды работ и услуг, должны иметь лицензию или сертификат.
Сертификация качества. Оценка, сама по себе, не может повысить качество, но она служит определенным стимулом для его улучшения. В отличие от балльной или альтернативной («принято – не принято») оценки, сертификация направлена на обеспечение или превышение принятого уровня проекта, материала, СМР и объекта в целом.
Лицензирование. Основным критерием определения лицензированных видов деятельности являются виды работ и услуг, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба; нарушение устойчивости и надежности зданий и сооружений, разрушение которых может вызвать серьезные последствия регионального и национального масштаба. Состав видов работ и услуг, подлежащих лицензированию, охватывает весь цикл проектной и строительной деятельности. Соискатели лицензий заявляют те виды работ и услуг, которые они могут выполнить с надлежащим качеством и в соответствии с действующими нормами. Лицензирование должно служить барьером, ограничивающим допуск на строительный рынок фирм и предпринимателей, не имеющих опыта работы и квалифицированных кадров, правовым средством защиты интересов личности, общества и государства при осуществлении строительной деятельности и направлено на повышение профессионализма строителей.
Главное управление экспертизы проектов (Главгосэкспертиза), территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы и экспертные органы федеральных министерств и ведомств в пределах своих полномочий осуществляют проверку проектно-сметной документации до ее утверждения.
Имеется специальный орган контроля за качеством строительных работ и строительной продукции – Государственный архитектурно-строительной надзор (Госархстройнадзор) и его органы на местах.
Ведомственный уровень УК осуществляется территориальными строительными министерствами и управлениями.
Планирование качества реализуется путем выпуска ведомственных СН, ТУ, инструкций, указаний и т. п. объектами ведомственного контроля являются продукция, выпускаемая предприятиями стройиндустрии, и строительно-монтажные работы.
Технические инспекции строительных организаций, как органы ведомственного контроля, имеются лишь в некоторых крупных строительных организациях и представляют собой структурные образования, по своим чисто контрольным функциям аналогичные существующим в промышленности отделам технического контроля (ОТК).
Производственный уровень УК осуществляется в проектных организациях, на предприятиях и строительных организациях внутрипроизводственными службами УК. Объектами контроля соответственно являются: в проектных организациях – проектная документация, на предприятиях – материалы, изделия и конструкции, в строительных организациях – материалы, детали, конструкции и качество СМР. Так как производственный уровень – уровень исполнительский, то основным содержанием работы по УК является разработка системы мероприятий по обеспечению качества в соответствии с действующими нормативами и проектной документацией.
Внутренний технический контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться строительными организациями и включать мероприятия, методы и средства, направленные на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям проектной документации и ТНПА.
На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Инспекционный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями или отдельными специалистами.По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом должны учитываться также требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля.
В процессе строительства периодически осуществляется:
• авторский надзор проектных организаций (главный архитектор, главный инженер проекта);
• технический надзор заказчика;
• госстройнадзор (выдача разрешений на начало производства работ на площадке, контроль качества материалов, а также качества самих работ и др.);
• госсаннадзор (соблюдение на объекте санитарных норм по защите воздуха, воды, земли, зеленых насаждений и т.д.);
• госпожнадзор (контроль за порядком складирования материалов, при устройстве противопожарных разрывов, пожарных гидрантов и пр.);
• госэнергонадзор (контроль за соблюдением правил технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок).
В зависимости от характера строительства в контроле могут участвовать и другие органы госнадзора, однако особая миссия в этом деле принадлежит инспекциям Департамента контроля и надзора за строительством. Главная их задача – надзор за соблюдением участниками строительства требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и проектной документации с целью обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства.
Функции инспекции госстройнадзора следующие:
• проверять необходимые документы заказчиков (застройщиков) на строительство и выдавать им разрешения на производство строительно-монтажных работ. Форма заявления в инспекцию госстройнадзора о выдаче разрешения на производство СМР и регистрацию объектов, а также форма самого разрешения даны в прил. 12;
• осуществлять надзор за соблюдением в процессе строительства требований строительных норм и стандартов, утвержденного проекта, а также соответствия используемых на объекте материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам;
• осуществлять контроль за ведением авторского и технического надзора, организацией производственного контроля качества на строительных объектах;
• выдавать заключения о готовности объектов к приемке в эксплуатацию и осуществлять контроль за соблюдением порядка приемки;
• составлять заключения о возможности выдачи или продления срока действия лицензий на выполнение строительно-монтажных работ.
Процедура получения разрешений на производство СМР и заключений о соответствии объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности в настоящее время заметно упрощена. Так, срок их выдачи инспекциями Департамента составляет не более 15 дней, а для разрешения на производство СМР представляются только те документы, которые сама инспекция не может запросить в других организациях (прил. 12).
Государственные строительные инспекторы имеют право:
• предписывать заказчикам (застройщикам), подрядчикам, проектировщикам обязательное устранение при производстве строительно-монтажных работ нарушений, а при выявлении дефектов и нарушений, создающих угрозу деформации и обрушения зданий или их частей – приостанавливать и запрещать ведение работ на объекте;
• при необходимости обязывать заказчиков (застройщиков) и подрядчиков провести за их счет выборочные вскрытия для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, а также осуществить дополнительные испытания грунтов, материалов, инженерных систем, выполнить съемки и замеры.
На заключительном этапе строительства подрядчик в письменной форме сообщает заказчику о дате завершения объекта. Заказчик, получив уведомление о предстоящем окончании строительных работ, создает комиссию по приемке во главе с председателем.
Техническая инспекция профсоюзовконтролирует полноту выполнения работ по охране труда, в том числе требований санитарии как в период производства работ, так и при вводе в эксплуатацию вновь строящегося или реконструируемого объекта. Технический инспектор участвует в работе комиссий по приемке вновь построенных и реконструированных промышленных предприятий.
Административный контроль ведут органы местного самоуправления в целях оградить население от возможных неблагоприятных воздействий ведения СМР.
Банковский (финансовый) контроль банка, финансирующего строительство, установлен для проверки использования ассигнований, материальных ресурсов и денежных средств, сроков и стоимости строительства. При обследовании и контрольных обмерах представители банка проверяют количество, характер и стоимость выполненных работ в сопоставлении с рабочей документацией, не допуская оплаты работ, выполненных с отступлением от проекта, некачественно и не в комплексе.
Контроль страховых компаний имеет целью недопущение понижения качества, которое может привести к рискам и убыткам, компенсация которых ляжет на компанию, выдавшую страховой полис. Эта новая, не развитая еще область, которой предстоит, как показывает западный опыт, стать обычным инструментом хозяйственной деятельности.