Оседание насыпи вследствие уплотнения грунтов основания
Опознавательные признаки : частые просадки пути, толчки, перекосы, сбитое направление пути; зауженное земляное полотно, толстые "шапки" балласта, шлейфы на откосах; трещины на откосах насыпей; понижения поверхности земли у основания откосов, иногда заполненные водой; оседания звеньев и трещины водопропускных труб.
Причины возникновения : медленное уплотнение слабых переувлажненных глинистых грунтов, илов, торфа, оседание слабого основания, вызванное осушением территории; оседание льдонасыщенных мерзлых грунтов в процессе длительного протаивания; прогрессируюшее уплотнение рыхлых грунтов в зонах влияния ороситель ных систем, вследствие утечек воды из сетей водоснабжения, канализации и др.
Рис. П.8.28 . Оседание насыпи вследствие уплотнения грунтов основания:
1 - поперечный профиль насыпи до осадами; 2 - очертание насыпи после ее деформация; 3 - основание насыпи до оседания; 4 - деформированное основание насыпи
Неотложные меры : устранение отступлений по состоянию верхнего строения пути, по ширине обочин; расчистка и затрамбовывание трещин на обочинах, в откосах; устранение застоев воды вблизи насыпей, в продольных канавах у подводящих и отводящих русел у водопропускных сооружений; устранение повреждений откосов земляного полотна, креплений водоотводов, расчистка выпусков дренажей, лотков, канав.
Эксплуатационные наблюдения : определение протяженности участка деформаций, контроль за состоянием пути и имеющимися укрепительными сооружениями; обеспечение водоотвода от основания земляного полотна.
Выпирание грунтов в выемке
Опознавательные признаки : искривление кюветов или других водоотводных сооружений в плане и профиле; застои воды; искажение очертаний откосов с отколами крупных массивов, возникновением циркообразных трещин; частые нарушения в состоянии верхнего строении пути по уровню, в плане и профиле с поднятием рельсовых нитей.
Рис. П.8.29 . Выпирание грунтов в выемке: 1 - построечное положение пути; 2 - положение пути после выпирания грунтов основной площадки и оседания откосов выемки; 3 - слой слабого грунта; 4 - прочный грунт
Причины возникновения : наличие на уровне основной площадки и ниже ее слабых глинистых грунтов, выдавливающихся под тяжестью масс грунта высоких откосов выемок с образованием зоны неравномерного поднятия грунтов в подбалластном основании. Свойства интенсивной усадки и набухания грунтов в условиях периодического обводнения усиливают пластические деформации.
Неотложные меры : поддержание работоспособности водоотводов, дренажей, каптажных устройств и других водосбросов; заделка трещин местным грунтом; эффективное уплотнение или террасирование откосов.
Эксплуатационные наблюдения : надзор за состоянием обочин земляного полотна, за очертаниями откосов выемки, наличием уклонов в водоотводах.
4.5. Провалы насыпей на торфяных болотах (илистых отложениях)
Опознавательные притоки : провалы насыпей обычно протекают скоротечно (в течение нескольких часов) вначале в форме медленного неравномерного оседания, затем внезапно образуются прорывы по основанию насыпи с выпорами на расстоянии S-15 м от земляного полотна и быстрым опусканием частей тела насыпи в прорывы покровной толщи болота. На стадиях, предшествующих скоротечному провалу, образуются изолированные, вытянутые вдоль насыпи понижения поверхности болота, заполненные водой; на поверхности болота вдоль основания откоса и за понижениями (в сторону поля) заметны поднятия с продольными разрывами сплавины. Состояние пути на участках возможных провалов резко ухудшается; продольные канавы и торфоприемники деформируются с искажениями продольного профиля дна канав и смещением их откосов.
Рис. П.8.30 . Провалы насыпей на торфяных болотах (илистых отложениях):
1 - торфяная корка; 2 - илы; 3 - плотные грунты; 4 - провал с разрывом торфяной корки; 5,6 - путь соответственно до и после провала
Причины возникновения : залегание в основании насыпей неразложившихся торфяных толщ, деформирующихся, в основном, с выдавливанием болотных отложений из-под насыпей; для низменных территорий, - с преобладанием озерных лагунных отложений, для побережий пресных водоемов характерно залегание неуплотненных илов с мощностью толщ 5-10 м, на которых находится относительно прочная корка 1,5-2,5 м. Прорывы таких корок и разжижение илов может приводить к внезапным деформациям насыпей. Увеличение поездных нагрузок и вибраций от подвижного состава увеличивают вероятность провалов.
Неотложные меры : при проявлении неспокойного хода поездов, возникновении валов, выпирания и местных понижений на поверхности болота - своевременное устранение неисправности верхнего строения пути, усиленный надзор за его состоянием, а при интенсивном нарастании отступлений по уровню и в продольном профиле - ограничение скоростей движения поездов.
Эксплуатационные наблюдения : надзор за состоянием земляного полотна и его обустройствами на прилегающей территории; определение сомнительных мест, на которых часто возникают неисправности пути, наблюдается неспокойный ход поездов; организация инженерно-геологического обследования.