Организация санитарно-бытового обеспечения работающих

Нормальная организация строительной площадки предполагает создание на ней необходимых санитарно-бытовых условий для работающих, в частности должно быть организовано горячее питание, рабочие должны быть обеспечены бытовыми помещениями, комнатами для приема пищи, обогрева в зимнее время, душевыми установками, туалетами и др.

Состав и площадь помещений для санитарно-бытового обслуживания работающих определяется для каждой строительной площадки индивидуально в зависимости от числа работающих, фактических условий и возможностей обеспечения этого обслуживания. Если строительно-монтажные работы осуществляются на действующем предприятии, то можно воспользоваться существующими на них предприятиями питания, здравпунктами.

Потребность во временных административных и культурно-бытовых зданиях и помещениях на строительной площадке определяется и в составе ПОСпри строительстве комплекса объектов, и в составе ППР при строительстве отдельных объектов. Потребные площади этих помещений рассчитываются путем умножения расчетной численности работающих на объекте на норму потребности в них. В табл. 10.6 приведены указанные нормы.

Расчетная численность работающих на объекте определяется по максимальной численности рабочих в наиболее интенсивный период производства работ путем добавления к ней численности рабочих в подсобных производствах и неосновном производстве в размере 20 % от численности рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, а также численности линейных руководителей и младшего обслуживающего персонала в размере 15 % от общей численности рабочих основного и неосновного производства. В соответствии с рассчитанной потребностью в площадях административно-хозяйственных и культурно-бытовых помещений подбирается тип временных зданий.

По конструктивному решению временные здания, возводимые на период строительства, бывают трех типов:

1) сборно-разборные;

2) контейнерные;

3) передвижные.

Таблица 6 - Нормы потребности во временных административных и культурно-бытовых помещениях на строительных площадках

Наименование Назначение Единица измерения Нормы потребности
1. Прорабская Размещение административно-технического персонала м2 3,0...3,5 на 1 чел.
2. Проходная - сторожевая   м2 5...6
3. Гардеробная Переодевание рабочих и хранение спецодежды м2, двойной шкаф 0,9 на 1 чел., 1 на 1 чел.
4. Душевая Санитарно-гигиеническое обслуживание рабочих м2, сетка 0,43 на 1 чел., 1 на 12 чел.
5. Умывальная То же м2, кран 0,05 на 1 чел., 1 на 15 чел.
6. Туалеты для женщин » очко 1 на 20 чел., 2 на 30 чел., 4 на 70 чел., 6 на 100 чел., 8 на 150 чел.
для мужчин     1 на 20 чел., 2 на 70 чел., 6 на 130 чел., 7 на 200 чел., 10 на 350 чел.
7. Сушильная Сушка спецодежды и спецобуви м2 0,2 на 1 чел.
8. Помещение для обогрева и отдыха Обогрев в зимнее время и отдых во время регламентированных перерывов м2 0,1 на 1 чел.
9. Комната приема пищи Прием пищи из расчета обедающих 70% от списочного состава м2 1 на 1 чел.
10. Диспетчерская Размещение диспетчерской службы м2 7 на 1 сотрудника
11. Общий зал Проведение общих собраний и общественных мероприятий посадочное место 0,7 на 1 посадочное место
12. Здравпункт Оказание медицинской помощи м2 20 при численности 200...500 чел., 70 при численности 1000 чел.


Здания сборно-разборного типа применяются в основном при большой продолжительности строительства и больших его объемах, требующих значительных площадей для обслуживания рабочих, организации подсобного производства и т.д. В частности, сборно-разборные здания применяются при застройке крупных жилых районов в городах, при строительстве электростанций, других крупных объектов. Указанные здания монтируются из инвентарных утепленных унифицированных панелей, щитов и других элементов. Панели наружных стен имеют различные по ширине размеры, бывают глухие и с оконными и дверными проемами. Щиты перекрытий и покрытий делаются также утепленными различных размеров. В результате есть возможность собирать здания различного функционального назначения, различной площади и планировки с необходимым набором помещений, и в этом их преимущество. Недостатком сборно-разборных зданий являются относительно большие затраты труда на их сборку и разборку, устройство фундаментов, внутреннее оборудование.

Инвентарные здания контейнерного типа представляют собой объемные элементы (блоки) следующих размеров: длина — 6,0 м, ширина — 3,0 м, высота — 2,7 м. Это контейнерные здания объемно-пространственной конструкции каркасно-панельного типа. Каркас здания чаще всего выполняется из стального проката, а стены в виде обшивки из дерева с заполнением пространства различными утеплителями или из панелей типа «сендвич», представляющих собой панели из профилированных стальных листов с заполнением пространства между ними полиуретаном или другим аналогичным утеплителем. Крыша у блоков из металла с рулонным покрытием. Полы, как правило, из линолеума по деревянному настилу.

Указанные объемные блоки могут использоваться каждый в отдельности, но также могут блокироваться в здания требующейся площади и устанавливаться на любой ленточный фундамент или фундамент из бетонных, кирпичных, деревянных столбиков.

Каждый блок оснащается системой электрического отопления, а в зависимости от назначения может быть в процессе его изготовления и до установки на строительной площадке оборудован системой горячего и холодного водоснабжения для подключения его к местным сетям. Также в блоках в соответствии с их назначением устанавливаются оборудование санитарно-техническое, шкафчики для хранения спецодежды, кухонное оборудование, плиты для подогрева пищи, медицинское оборудование, стулья, столы и другое конторское оборудование.

При доставке на короткие расстояния контейнерные здания грузятся краном на платформу-прицеп или металлические сани и перемещаются либо автомобильным тягачом, либо трактором. При перевозке их на большие расстояния используются трейлеры-тяжеловозы.

Достоинство временных зданий контейнерного типа состоит в малых затратах при их сборке на строительных площадках. Однако следует иметь в виду, что стоимость их относительно большая.

Инвентарные здания передвижного типа по конструкции аналогичны контейнерным, но в отличие от них имеют постоянную прикрепленную или инвентарную съемную ходовую часть. Чаще всего они изготавливаются и оборудуются в соответствии с их назначением и блокированию не подлежат, представляют собой фургон закрытого типа, установленный на платформу с шасси. Каркас такого фургона изготавливается из металла. Стены, пол и крыша, как правило, утепляются. Стены и потолок внутри фургона обшиваются или листами из пластика, или окрашенными древесно-волокнистыми плитами. Пол обычно из линолеума. В зимнее время фургон обогревается электричеством, для чего в нем устанавливаются отопительные электронагревательные приборы.

Транспортируется инвентарное передвижное здание автомобилем-тягачом. Мобильность указанных зданий и малые затраты времени на их установку — основное их преимущество. После доставки на строительную площадку фургон остается только установить в положенном месте и подключить к сетям водопровода, канализации, электроснабжения.

Временные здания контейнерного и передвижного типов в наибольшей степени применяются при строительстве объектов линейного характера большой протяженности, когда бригадам и строительной технике постоянно приходится перемещаться по трассе (например, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, магистральные трубопроводы), а также при рассредоточенном строительстве отдельных относительно небольших объектов.

Выбор типов инвентарных зданий при организации строительства производится по минимуму приведенных затрат ПЗ, определяемых по формуле

Организация санитарно-бытового обеспечения работающих - student2.ru

где С — стоимость приобретения временных зданий; Тс — нормативный срок службы здания; Е — норма дисконта; t — продолжительность нахождения здания на строительной площадке, годы; Зд, Зу, Здм, ЗэГ — затраты соответственно на доставку, установку, демонтаж зданий и годовые затраты по их эксплуатации.

9. Проектирование строительных генеральных планов

Строительный генеральный план (стройгенплан) по своему значению является наравне с календарным планом производства работ основным проектным документом по организации строительства. Он представляет собой план площадки, на которой осуществляется строительство или реконструкция предприятия, жилого массива, жилого поселка, жилого квартала либо отдельного объекта, с нанесением на него помимо существующих, запроектированных и подлежащих строительству постоянных зданий, сооружений и коммуникаций еще и необходимых для осуществления строительства временных дорог, временных зданий и сооружений, различных механизированных установок, складов строительных конструкций, изделий, материалов, полуфабрикатов, временных сетей водопровода, канализации, энергоснабжения.

Строительные генеральные планы могут разрабатываться на различные периоды строительства или реконструкции объектов, районов и территорий застройки. Так, при строительстве доменной печи объектный стройгенплан разрабатывается и на период сооружения «пенька» (фундамента) под нее, и на период сооружения надфундаментной части. При строительстве предприятий очередями стройгенпланы разрабатываются на каждую очередь.

Строительные генеральные планы согласовываются прежде всего с генеральной подрядной организацией, которая, в свою очередь, производит необходимые согласования с основными субподрядными строительно-монтажными организациями. Кроме того, в случае некоторых отступлений от полученных при разработке рабочего проекта согласований на подключение к сетям энергоснабжения, другим коммуникациям, по общей организации строительства и т.д. до утверждения стройгенпланов необходимо получить согласования на указанные изменения с соответствующими инстанциями: с территориальным архитектурным органом, энергообеспечивающей компанией, местными природоохранными органами, органами государственной санитарной инспекции, государственного пожарного надзора и др.

Проектированию стройгенпланов предшествует проведение расчетов по определению потребности строительства во временных зданиях и сооружениях, в воде, энергии, открытых и закрытых складах. В процессе разработки стройгенплана определяется территориальное размещение временных инженерных сетей, временных зданий, производственных установок, полигонов и площадок для предварительной укрупненной сборки конструкций, их изготовления, площадок для стоянки техники, различного рода мастерских, складов, внутрипостроечных дорог и т.д.

При проектировании строительных генеральных планов придерживаются следующих основных принципов.

Временные здания и сооружения, а также временные коммуникации, возводимые на период строительства, необходимо располагать на территориях, которые не подлежат застройке постоянными зданиями и сооружениями. Размещение временных зданий, установок, устройств и коммуникаций на месте запроектированных постоянных объектов потребует в дальнейшем их перемещения, для чего могут понадобиться дополнительные затраты труда, времени, материальных ресурсов, что в итоге приведет к увеличению стоимости строительства.

Затраты на строительство временных зданий и сооружений по возможности должны быть наименьшими. Для сокращения затрат на возведение временных зданий, сооружений и коммуникаций к ним планируется первоочередное строительство постоянных зданий и сооружений, которые могут временно использоваться в период строительства, а окончательно они потребуются для эксплуатации после завершения строительства всех объектов. Например, постоянные складские здания могут использоваться в период строительства промышленного предприятия. В дальнейшем по завершении строительства производят их освобождение, необходимый ремонт и проектное переоборудование. Также под стоянки техники в период строительства могут использоваться запроектированные постоянные гаражи.

При реконструкции действующих предприятий или их отдельных зданий целесообразно, если есть возможность, использовать существующие здания для бытового обслуживания рабочих, хранения строительных материалов, инвентаря и других нужд. Еще более целесообразно использовать как временные существующие здания, подлежащие в дальнейшем по проекту сносу и не расположенные на месте строительства новых. Сокращению затрат на прокладку временных коммуникаций (водопровод, канализация, теплосети, дороги) способствует прокладка постоянных внутриплощадочных коммуникаций в подготовительный период и использование их в период строительства.

Расстояния между временными зданиями, установками, складами должны быть минимальными, и соответственно затраты времени на доставку строительных конструкций, материалов и изделий на строительные объекты, на переходы рабочих от мест их размещения и отдыха к рабочим местам тоже должны быть минимальными. По возможности открытые склады строительных конструкций и производственные установки должны располагаться в зоне действия башенных и других монтажных кранов. Размеры складов должны быть такими, чтобы на складах не было зон, которые не могут обслуживаться имеющимися кранами, т. е. «мертвых зон». Расположение временных зданий и сооружений должно удовлетворять требованиям пожарной безопасности. Требования определяют минимальные пожарные разрывы между зданиями, минимальные расстояния расположения от них пожарных гидрантов и т.д. Также должны соблюдаться требования и регламенты органов санитарного надзора, природопользования, охраны труда. Так, временные здания культурно-бытового обслуживания не должны располагаться в зонах действия грузоподъемных кранов. По возможности они должны быть также удалены от источников образования вредных газов (мастерских по раскрою и сварке линолеума, гаражей и др.), шума, вредной пыли (резка древесно-стружечных плит, изделий и материалов из пластмасс и др.).

Решения по строительному генеральному плану существенно влияют на использование рабочего времени рабочих, объемы работ по доставке строительных материалов на рабочие места, подачу строительных конструкций и оборудования в зону монтажа, безопасность производства работ, обеспечение сохранения здоровья работающих.

Различают два вида строительных генеральных планов:

1) общеплощадочный стройгенплан, который охватывает всю территорию строительной площадки. Он составляется на стадии технического проектирования в составе проекта организации строительства обычно в масштабе 1:1000 или 1:2000;

2) объектный стройгенплан, который охватывает только участок территории, относящийся к возводимому или реконструируемому объекту. Он разрабатывается в составе проекта производства работ обычно в масштабе 1: 200 или 1:500.

Основными исходными данными при проектировании общеплощадочных строительных генеральных планов крупных промышленных комплексов, а также крупных районов жилой застройки являются:

ü генеральный план застройки с нанесенными на нем горизонталями, отображающими рельеф местности, с проектируемыми к строительству и существующими зданиями и сооружениями, существующими и проектируемыми инженерными сетями, подземными коммуникациями, дорогами. Данные, содержащиеся в генеральном плане застройки, необходимы для использования их при принятии решений по рациональной организации строительной площадки в целом и конкретно при определении мест размещения временных зданий и сооружений, при определении существующих, но подлежащих сносу зданий, которые могут быть использованы в период строительства, при выборе наиболее рациональной сети временных дорог, при решении вопроса об отводе атмосферных вод со строительной площадки и др.;

ü календарный план строительства объектов и коммуникаций к ним. Данные о сроках строительства объектов, содержащиеся в календарном плане, необходимы для решения вопроса о временном использовании в период строительства проектируемых постоянных зданий и сооружений;

ü данные о мощности предприятий — поставщиков строительных конструкций и деталей. Эти данные необходимы для оценки возможности обеспечения строительства конструкциями и деталями существующих предприятий и производств и определения необходимости создания дополнительной временной производственной базы по их изготовлению;

ü данные о наличии у генподрядной строительной организации и ее субподрядных организаций инвентарных временных зданий, производственных установок, их характере, конструкции, объеме. Указанные данные необходимы для принятия решений по количеству, характеру временных зданий и сооружений и их размещению в целом на строительной площадке;

ü данные об источниках возможного обеспечения строительной площадки электроэнергией, паром, водой, возможностях сброса бытовых и промышленных стоков в канализационные сети;

ü данные о наличии и состоянии дорог к строительной площадке и на ней, которые необходимы для проектирования временной дорожной сети на период строительства;

ü данные инженерных изысканий о наличии в районе строительства предприятий по производству местных нерудных (щебня, гравия, песка) и других строительных материалов (кирпича, лесопродукции и др.), существующей транспортной сети, возможности примыкания и подсоединения к существующим автомобильным дорогам, железнодорожным путям, высоковольтным линиям электропередачи и т.д.

При строительстве особо крупных предприятий помимо строительных генеральных планов в составе проекта организации строительства приводится ситуационный план района строительства. В этом плане отражается расположение предприятий материально-технической базы, внешних дорог и путей сообщения, существующих близлежащих населенных пунктов, существующих железнодорожных станций, линий связи и электропередачи, а также наносятся границы территории, занимаемой проектируемым предприятием, комплексом объектов, зона вырубки лесонасаждений и участков, выделяемых временно на период строительства и подлежащих освобождению и рекультивации после его окончания.

Разработка общеплощадочного строительного генерального плана на строительство или реконструкцию комплекса объектов в составе ПОС начинается с нанесения на него существующих и запроектированных зданий и сооружений в соответствии с генеральным планом застройки территории жилого квартала, микрорайона, района, строительства или реконструкции объектов создаваемого или модернизируемого предприятия.

Далее на основе принятых методов организации строительства, произведенных расчетов по определению потребности во временных зданиях, производственных установках, открытых складах конструкций и материалов определяются места их расположения. Одновременно принимаются решения по местам и трассам прокладки временных сетей и коммуникаций.

Склады конструкций располагаются в зонах действия грузоподъемных кранов и по возможности на участках, прилегающих к дорогам. Также на участках, примыкающих к дорогам, располагаются склады материалов, оборудования, растворобетонные узлы со складами инертных и вяжущих веществ при них. По возможности склады, растворобетонные узлы, полигоны по изготовлению конструкций и изделий, площадки для укрупнительной сборки конструкций, кислородно-ацителеновые и другие производственные установки располагают так, чтобы были созданы нормальные условия для доставки материалов, полуфабрикатов и изделий на объекты.

На стройгенплане отображаются также ограждение строительной площадки с въездами на нее и выездами, общее ее освещение, распределительная временная электросеть с пунктами подключения к ней и др.

На рис. 6 приведен стройгенплан строительства многоэтажного жилого дома, а на рис. 7 — промышленного здания.

Организация санитарно-бытового обеспечения работающих - student2.ru

Рис. 6. Строительный генеральный план многоэтажного жилого дома, монтируемого башенным краном:

1 — строящееся здание; 2 — башенный кран; 3 — подкрановые пути; 4 — ограждение подкранового пути; 5 — склад открытого хранения деталей и конструкций; 6 — площадка для приема раствора; 7 — автомобильные дороги; 8 — временные на период строительства инвентарные здания и сооружения; 9 — граница зоны действия крана; 10 — граница опасной зоны; 11 — дорожки безопасного движения рабочих; 12 — временное ограждение строительной площадки; 13 — вводы наружных коммуникаций в здание; 14 — стенд со схемами строповки грузов; 15 — вышки с прожекторами

Организация санитарно-бытового обеспечения работающих - student2.ru

Рис. 7. Строительный генеральный план одноэтажного многопролетного промышленного здания:

1 — строящееся здание; 2 — пневмоколесный стреловой кран; 3 — склад открытого хранения деталей и конструкций; 4 — площадка для приема раствора и бетона; 5 — временные на период строительства инвентарные здания и сооружения; 6 — вышка с прожекторами; 7 — граница зоны действия крана; 8 — граница опасной зоны; 9 — вводы наружных коммуникаций; 10 — стенд со схемами строповки грузов; 11 — направление движения крана; 12 — стоянка крана; 13 — временное ограждение строящегося объекта; 14 — автомобильная дорога

Общеплощадочные строительные генеральные планы разрабатываются генеральными проектными организациями в составе проектов организации строительства за счет средств инвесторов-заказчиков.

Строительные генеральные планы отдельных объектов разрабатываются на период возведения их подземной части и на период возведения надземной части. Стройгенпланы заглубленных объектов (подземных или заглубленных резервуаров, канализационных станций и т.д.) разрабатываются на весь период строительства.

Исходными данными для составления объектного стройгенплана являются:

ü общеплощадочный стройгенплан;

ü рабочие чертежи объекта и календарные сроки его строительства;

ü организационно-технологические карты на производство сложных видов работ или возведение сложных конструктивных элементов или частей зданий и сооружений;

ü данные расчетов потребности во временных помещениях, энергии, воде;

ü материалы исходно-разрешительной документации, в которых содержатся данные о геологических условиях строительства, о подключении объекта к существующим инженерным сетям, дорогам и др.

Разработка стройгенплана объекта начинается с привязки выбранных подъемных механизмов в соответствии с принятыми методами возведения зданий и сооружений и технологиями производства строительно-монтажных работ.

При проектировании стройгенплана на период возведения надземной части жилых домов, объектов гражданского назначения и многоэтажных производственных зданий прямоугольной конфигурации при привязке башенных кранов, как правило, придерживаются следующей установки. Приобъектные склады строительных конструкций и материалов должны располагаться в зоне действия крана и примыкать или к внутрипостроечной дороге, или подъезду к дому. Схемы расположения башенных кранов по отношению к зданиям (рис. 8) в этом случае могут быть разными в зависимости от их конфигурации.

При строительстве промышленных зданий с покрытием из железобетонных плит по фермам и балкам применяются стреловые краны на гусеничном или пневмоколесном ходу. На стройгенплане возведения таких зданий показываются схемы передвижения и места стоянок кранов в процессе монтажа, места складирования строительных конструкций и изделий в монтажной зоне и схемы подачи их с приобъектного склада в монтажную зону.

При возведении подземной части жилых домов могут применяться те же башенные краны, которыми будет возводиться и надземная часть жилых домов. Но в таком случае с учетом требуемого по техническим условиям большего удаления подкранового пути от бровки котлована вылет стрелы кранов должен быть достаточным для подачи материалов и изделий в любую рабочую точку. Если вылет стрелы башенного крана с учетом большего удаления подкранового пути от бровки котлована недостаточен, то применяют стреловые краны.

Организация санитарно-бытового обеспечения работающих - student2.ru

Рис. 8. Схемы расположения башенных кранов относительно возводимых зданий (а — д)

Одновременно с привязкой кранов определяются места расположения приобъектных открытых складов строительных конструкций и изделий, пути доставки их в монтажную зону, места предмонтажной раскладки. Также одновременно определяются места расположения временных дорог и подъездов для доставки строительных конструкций, оборудования, материалов и изделий к объекту в период строительства. Площадки для складирования строительных конструкций и изделий располагают, как правило, вблизи от дорог в зоне действия кранов.

На следующем этапе осуществляется привязка на строительной площадке необходимых согласно расчетам временных бытовых помещений, прорабской, кладовой инструмента и материалов, а также площадок для укрупнительной сборки конструкций, оборудования и других нужд. Временные здания и сооружения располагают на участках, которые не относятся к местам передвижения кранов и которые не будут заняты под открытые склады конструкций и изделий ни в период возведения нулевого цикла, ни в период возведения надземной части. Временные здания не должны также располагаться в зоне действия башенных кранов по условиям обеспечения безопасных условий труда.

Завершающим этапом проектирования стройгенплана объекта является принятие решений по внутриплощадочным сетям энергопитания, водоснабжения, отопления, связи.

Если объект, на который разрабатывается стройгенплан, не входит в состав единого комплекса объектов предприятия, застраиваемого квартала, района, а является самостоятельным, то кроме изложенных решений в стройгенплане принимаются решения по временному ограждению территории строительства и производства работ, общему ее освещению и т.д.

Объектные строительные генеральные планы разрабатываются непосредственно подрядными строительно-монтажными организациями за счет средств, предусмотренных в сметах на строительство в статье «Накладные расходы».

Качество разработанных строительных генеральных планов оценивается по ряду показателей. Основным показателем эффективности принятых решений по организации строительства является величина удельных затрат на организацию строительной площадки, приходящаяся на 1 млн р. сметной стоимости строительства объектов. Дополнительными показателями эффективности принятых решений являются протяженность временных коммуникаций на единицу застраиваемой площади, затраты труда на временное обустройство строительной организации и др.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит организация строительных площадок, каковы ее цели и какие решаются при этом задачи?

2. Раскройте содержание технологической организации строительных площадок.

3. Напишите и раскройте смысл формул расчета высоты подъема крюка, требуемого вылета стрелы и минимальной длины подкранового пути башенного крана для возводимого объекта.

4. Напишите и раскройте смысл формул расчета высоты подъема крюка, минимальной длины стрелы и допустимого угла ее наклона стрелового крана для возводимого объекта.

5. Что такое подсобно-вспомогательное хозяйство на строительных площадках? Назовите его возможный состав.

6. Каковы характер и основные принципы прокладки временных дорог к строительным площадкам и внутри них?

7. Как рассчитывается потребность строительных площадок в воде, электроэнергии, тепловой энергии?

8. Как рассчитывается площадь потребных временных открытых и закрытых складов для хранения строительных конструкций, материалов, изделий, оборудования?

9. Какие существуют виды запасов строительных материалов и от каких факторов зависит их величина? Напишите формулы расчета величины запасов строительных материалов и конструкций.

10. Какие временные помещения санитарно-бытового обеспечения возводятся на строительных площадках?

11. В зависимости от какого количества работников рассчитывается потребность во временных бытовых помещениях?

12. Какие конструкции временных зданий и сооружений применяются в строительстве?

13. Что такое строительный генеральный план (стройгенплан)?

14. Какова последовательность и основные принципы проектирования стройгенпланов?

15. Какие исходные данные используются при проектировании строй-генпланов?

16. Какие схемы дорог, сетей водо- и энергоснабжения применяются при проектировании стройгенпланов?

17. По каким показателям оценивается качество запроектированных стройгенпланов?

Наши рекомендации