Тема 5 Свайные фундаменты, область применения, конструктивные решения
Прочитать учебный материал, составить конспект и подготовиться к закреплению.
На основаниях, состоящих из слабых, просадочных грунтов устраиваются свайные фундаменты под зданиями любого конструктивного типа. Это самый экономичный тип фундамента под здания.
Свайные фундаменты состоят из свай и ростверка.
Свая –это стержень с заострённым концом, погружённый в грунт.
Ростверк – это конструктивный элемент, объединяющий сваи и передающий на них нагрузку от здания.
Свайные фундаменты классифицируются по следующим признакам:
1) По характеру работы (рисунок 43):
а) свая-стойка, проходит слабые грунты и опирается остриём на прочный грунт, передавая нагрузку через остриё сваи;
б) висячая свая, зависает в слабом грунте, уплотняет его и передаёт нагрузку через трение боковых поверхностей сваи о грунт.
а – свая-стойка, забивная; б – свая висячая, забивная; в – свая набивная; 1 – забивная свая; 2 – ростверк; 3 – набивная свая
Рисунок 43 – Виды свайных фундаментов
2) По способу возведения:
а) из забивных свай, т.е. изготовленных на заводах и погружённых на строительной площадке забивкой, вдавливанием или ввинчиванием (рисунок 43а, б);
б) из буронабивных свай, выполняемых путём бурения скважины и заполнением её бетоном и арматурой, трамбованным крупным песком, устраиваются такие фундаменты в стеснённых условиях застройки, т.е. вокруг находятся ранее построенные здания.
3) По материалу:
- железобетонные, бетонные, деревянные (из хвойных пород), грунтовые (песчаные), комбинированные (стальная труба с заполнением бетоном, песком), стальные (изрорунтовые (песчаные), комбинированные (стальная труба с заполнением бетоном, песком), стальные (урой, трамбованным крупным пе стальных труб).
4) По глубине заложения:
- короткие сваи длиной 3-6м; длинные - более 6м.
5) По характеру размещения свай под ростверком:
а) группами, несколько свай под одним ростверком, число которых зависит от нагрузки здания и определяется расчётом;
б) рядами, в один, два или несколько рядов.
Группа свай, расположенных под одним ростверком, называется свайным кустом.
6) По расположению ростверка (рисунок 44):
а) с верхним ростверком, когда голова сваи расположена выше поверхности грунта;
б) с нижним ростверком, когда голова сваи заглублена в грунт.
а – свайный фундамент с верхним ростверком; б- свайный фундамент с нижним ростверком;
1 – ростверк; 2 – свая-стойка; 3 – слабый грунт; 4 – прочный грунт; 5 – висячая свая
Рисунок 44 – Расположение ростверка свайного фундамента
7) По конструктивному решению ростверка:
а) плитный - для групповых свай, обычно под фундаменты каркасных зданий;
б) балочный – в виде балки под стены бескаркасных зданий.
8) По способу возведения ростверка: монолитный и сборный.
9) По конструктивному решению фундамента:
а) ростверковый – для всех типов зданий;
б) безростверковый – для бескаркасных панельных зданий, в этом случае нагрузка от здания на сваи передаётся через монолитные оголовки,на которые опираются цокольные стеновые панели.
10) По форме поперечного сечения свай:
- квадратные, прямоугольные, трубчатые.
11) По типу конструкции свай:
а) цельные, состоящие из одной сваи;
б) составные, состоящие по длине из двух свай, как правило, сваи-стойки, называются сваи с цанговым стыком.
Материал для закрепления:
1 Определить область применения свайных фундаментов,
2 Указать элементы свайного фундамента и объяснить назначение их.
3 Указать признаки классификации свайных фундаментов.
4 Объяснить конструктивное различие забивных и набивных свай.
5 Назвать материал свай.
Проверка степени усвоения материала:
1 Указать, от чего зависит выбор свайного фундамента под здание.
2 Объяснить последовательность возведения свайного фундамента.
3 Объяснить конструктивное решение свайного фундамента:
а) для каркасного здания;
б) для здания с кирпичными стенами;
в) для крупнопанельного здания.
4 Назвать виды свай:
а) при залегании прочных грунтов на глубине 16м;
б) при наличии прочных грунтов на расстоянии 10м.
5 Объяснить выбор применения набивных свай в фундаменте.
Прочитать учебный материал, составить конспект и подготовиться к закреплению материала.