История шахты «Шушталепская»
Феномены Кузбасса
Автор
Клоков Артемий Васильевич,
учащийся творческого объединения «Экологическое краеведение Кузбасса»
Руководитель
Локтев Валерий Алексеевич,
педагог дополнительного образования
Калтанский городской округ
Содержание
Введение | |
Заключение | |
Литература | |
Приложения |
Введение
История шахты «Шушталепская»
Первые пуды угля в окрестностях нашего округа были добыты в конце 18 века. В журнале «Горное дело» опубликован материал об инженере Корженевском, который еще в 1856 году вместе с геологической поисковой партией нашел в окрестностях рек Кондома и Кинерка угольные месторождения. Для определения мощности пластов и качества угля у речки Кинерки была пройдена штольня длиной восемь сажен.
Левый берег реки Кондомы обрывист в районе поселка Малышев Лог. Здесь до сих пор горы заканчиваются обрывами с угольными пластами. С древних времен люди пытались добывать уголь для своих нужд. Даже были случаи, когда организовывались промартели по добыче угля.
Хочется рассказать об одной промартели, которая копала уголь на промплощадке будущей шахты «Шушталепской». Проходка выработок и добыча угля велась на обушок. Обушок - это что-то наподобие кайла, только с одним острым концом, а второй конец был плоским и тяжелым.
В 30-е годы двадцатого столетия окрестности от Малышева Лога и до Шушталепа представляли собой сенокосы, которые заливались во время половодья. Они принадлежали колхозу «Память Ильича». Там было множество небольших озер, богатых рыбой и дичью. На левом берегу реки Кондома, у подножия гор, проживало восемь семей. Это семьи Егоровых, Костаревых, Кузьминых, Одоевых, Сомовых, Ортмановых, Совряженко и Шабалиных.
Эти семьи долбили в скале уголь, выдолбив небольшую штольню. Они прошли вглубь горы достаточно далеко и даже образовали лаву, которую освещали лампой Вольфа. Эта лампа следила за газом метаном, который представлял опасность и мог взрываться. Если в лаву выделялся метан, то лампа начинала гореть удлиненным пламенем, если язычок пламени укорачивался или совсем исчезал – значит, выделился углекислый газ и все покидали лаву, т.к. этот газ не поддерживает ни горение, ни дыхание.
Уголь из штольни возили на тачках до реки Кондомы, а в летний период на лодках по реке, а зимой - машинами. Обратно лодки к штольне подтягивали лошадьми. В Шушталепе был организован пункт погрузки угля. Уголь с берега опять на тачках доставляли на погрузочную эстакаду, а с неё уже в железнодорожные вагоны. В вагоны уголь грузили вручную. Железная дорога шла от остановочной платформы Шушталепа и оканчивалась примерно в районе современного спецучилища.
После войны население поселка увеличилось, в основном, за счёт переселенцев. По малышевским логам стали строить домики. Были построены три барака для рабочих. Началось большое строительство. До войны в Кузнецком угольном бассейне добыча угля составляла 29 миллионов тонн, а после Великой Отечественной войны ставился план добычи угля до 40 миллионов тонн. Началась закладка шахты «Шушталепская» и строительство ЮК ГРЭС. На электростанцию уголь должен был поставляться с шахты «Шушталепская». Рабочих рук не хватало, поэтому нехватка рабочих решалась за счет труда заключенных.
Начальником шахты в то время был назначен Варламов Калистрат Калистратович. При нем началось строительство учебно-трудового комбината, столовая, пекарня, пошивочная мастерская, пожарный пост, медпункт. Быстро велась проходка штолен № 1, 2 и 3 (фото 1).
Заключение
Литература
Калтан 21 века. История и краеведение http://kaltan21veka.ru/ist-mal-log.html
Приложение 1
Фото 3 Шахта «Шушталепская»
Феномены Кузбасса
Автор
Клоков Артемий Васильевич,
учащийся творческого объединения «Экологическое краеведение Кузбасса»
Руководитель
Локтев Валерий Алексеевич,
педагог дополнительного образования
Калтанский городской округ
Содержание
Введение | |
Заключение | |
Литература | |
Приложения |
Введение
История шахты «Шушталепская»
Первые пуды угля в окрестностях нашего округа были добыты в конце 18 века. В журнале «Горное дело» опубликован материал об инженере Корженевском, который еще в 1856 году вместе с геологической поисковой партией нашел в окрестностях рек Кондома и Кинерка угольные месторождения. Для определения мощности пластов и качества угля у речки Кинерки была пройдена штольня длиной восемь сажен.
Левый берег реки Кондомы обрывист в районе поселка Малышев Лог. Здесь до сих пор горы заканчиваются обрывами с угольными пластами. С древних времен люди пытались добывать уголь для своих нужд. Даже были случаи, когда организовывались промартели по добыче угля.
Хочется рассказать об одной промартели, которая копала уголь на промплощадке будущей шахты «Шушталепской». Проходка выработок и добыча угля велась на обушок. Обушок - это что-то наподобие кайла, только с одним острым концом, а второй конец был плоским и тяжелым.
В 30-е годы двадцатого столетия окрестности от Малышева Лога и до Шушталепа представляли собой сенокосы, которые заливались во время половодья. Они принадлежали колхозу «Память Ильича». Там было множество небольших озер, богатых рыбой и дичью. На левом берегу реки Кондома, у подножия гор, проживало восемь семей. Это семьи Егоровых, Костаревых, Кузьминых, Одоевых, Сомовых, Ортмановых, Совряженко и Шабалиных.
Эти семьи долбили в скале уголь, выдолбив небольшую штольню. Они прошли вглубь горы достаточно далеко и даже образовали лаву, которую освещали лампой Вольфа. Эта лампа следила за газом метаном, который представлял опасность и мог взрываться. Если в лаву выделялся метан, то лампа начинала гореть удлиненным пламенем, если язычок пламени укорачивался или совсем исчезал – значит, выделился углекислый газ и все покидали лаву, т.к. этот газ не поддерживает ни горение, ни дыхание.
Уголь из штольни возили на тачках до реки Кондомы, а в летний период на лодках по реке, а зимой - машинами. Обратно лодки к штольне подтягивали лошадьми. В Шушталепе был организован пункт погрузки угля. Уголь с берега опять на тачках доставляли на погрузочную эстакаду, а с неё уже в железнодорожные вагоны. В вагоны уголь грузили вручную. Железная дорога шла от остановочной платформы Шушталепа и оканчивалась примерно в районе современного спецучилища.
После войны население поселка увеличилось, в основном, за счёт переселенцев. По малышевским логам стали строить домики. Были построены три барака для рабочих. Началось большое строительство. До войны в Кузнецком угольном бассейне добыча угля составляла 29 миллионов тонн, а после Великой Отечественной войны ставился план добычи угля до 40 миллионов тонн. Началась закладка шахты «Шушталепская» и строительство ЮК ГРЭС. На электростанцию уголь должен был поставляться с шахты «Шушталепская». Рабочих рук не хватало, поэтому нехватка рабочих решалась за счет труда заключенных.
Начальником шахты в то время был назначен Варламов Калистрат Калистратович. При нем началось строительство учебно-трудового комбината, столовая, пекарня, пошивочная мастерская, пожарный пост, медпункт. Быстро велась проходка штолен № 1, 2 и 3 (фото 1).