Появление должности народного трибуна

Древняя Греция

Пелопонне́сская война́

Пелопонне́сская война́ (431—404 до н. э.) — военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали Делосский союз во главе с Афинами — с одной стороны, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты — с другой.

Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.

Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода. В первый период («Архидамова война») спартанцы предпринимали регулярные вторжения в Аттику, в то время как Афины использовали своё преимущество на море для рейдов на побережье Пелопоннеса и подавления любых признаков недовольства в своей державе. Этот период закончился в 421 году до н. э. с подписанием Никиева мира. Договор, однако, был вскоре нарушен возобновившимися стычками в Пелопоннесе. В 415 г. до н. э. Афины отправили экспедиционные силы в Сицилию для атаки Сиракуз. Атака закончилась сокрушительным поражением афинян; экспедиционные силы были полностью уничтожены. Это привело к заключительной фазе войны, которую обычно называют Декелейской или Ионийской войной. В её ходе Спарта, получив внушительную поддержку от Персии, построила значительный флот. Это позволило ей оказать помощь зависимым от Афин государствам в Эгейском море и в Ионии, подрывая мощь Афинской державы и окончательно лишая Афины превосходства на море. Уничтожение афинского флота при Эгоспотамах (405 г. до н. э.) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались.

Правление Перикла в Афинах

В середине V в. до н. э. Афины становятся самым богатым государством Греции. Время расцвета и могущества Афин справедливо называют «золотым веком» Афинского государства (479—431 гг. до н. э.). Он длился от победы при Платеях до начала Пелопоннесской войны и упадка Афин.

Значительная часть этого периода относится ко времени правления Перикла, выдающегося государственного деятеля, человека умного и красноречивого, имевшего прекрасное образование. Хотя Перикл из рода Алкмеонидов был знатного происхождения, он стал лидером демоса. Деятельность Перикла во время его правления (444—429 гг. до н. э.) способствовала подъёму Афин.

Одарённый от природы, он был прозван Олимпийцем, за свои речи, подобные молниям Зевса. Перикл стал первым стратегом Афинского государства, сконцентрировал в своих руках огромную власть. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Он осуществил глубокие преобразования в интересах демоса, прежде всего бедноты. Перикл ввёл оплату гражданам, которые занимали государственные должности. Теперь беднейшие афиняне, феты, могли занимать должности судей и распорядителей, получая за это жалованье. Государство оплачивало посещение театра бедными слоями населения. Платили также за службу в войске. Был изменен порядок назначения на высшие государственные посты — теперь почти на все должности кандидаты избирались не голосованием, а по жребию. Таким способом аристократы потеряли возможность «проталкивать» во власть нужных политиков. Только на должности, которые требовали специальной подготовки, особых знаний, способностей или моральных качеств, избирали голосованием, например, стратегов и казначеев.

Благодаря деятельности Перикла, в Афинах окончательно сложился демократический строй. Это была самая передовая форма правления в условиях рабовладельческого строя, когда вся власть принадлежала демосу — народу.

Процедура Остракизма

ОСТРАКИЗМ - в Древних Афинах процедура, проводившаяся на народном собрании, чтобы прогнать неугодного народу политика. Название происходит от слова "острака" - кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать. Ввел остракизм знаменитый реформатор Клисфен в конце VI в. до н. э.

Такому изгнанию на 10 (впоследствии на 5) лет подвергались лица, о которых предполагали, что их влияние может угрожать общественной безопасности; остракизм не считался наказанием, и изгнанные сохраняли все имущественные права.

Остракизм проводился следующим образом. В январе (в шестую пританию, по афинскому административному календарю) председатели Совета пятисот (пританы) должны были поставить на голосование в Народном Собрании вопрос о необходимости остракизма. Если решение было положительным, в восьмую пританию (март-апрель) проводился сам остракизм. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесенном с собой черепке (остракон) имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчет, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание.

Появление должности народного трибуна

Народные трибуны (лат. tribuni plebis, букв. — трибуны плебса) , должностное лицо, согласно римской традиции с 494 г. до н. э. ежегодно избиравшееся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов. В период поздней республики ежегодно выбирали 10 трибунов.

Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Трибуны были единственной магистратурой, не слагавшими свои полномочия перед назначенным диктатором.

Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.

Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора.

Гай Юлий Цезарь стал первым пожизненным трибуном, что обеспечивало ему личную неприкосновенность. Октавиан Август, Тиберий и последующие принцепсы также принимали пожизненную трибунскую власть.

Народный трибунат просуществовал до III века.

Древний Рим

Возвышение Цезаря

Гай Юлий Цезарь – знаменитый древнеримский политический, государственный деятель, выдающийся полководец, писатель; его имя превратилось в титул римских императоров и стало основой для обозначения в разных языках сходного титула (кайзер, кесарь, царь). Родился он в 100 или в 102 г. до н. э., 13 июля (в других биографических источниках названа дата 12 июля), был продолжателем знатного патрицианского рода Юлиев. Его отец был претором, позднее - проконсулом Азии, мать относилась к Аврелиям, знатному плебейскому роду.

Благодаря такому происхождению и связям своего семейства молодой Цезарь имел прекрасные предпосылки для дальнейшей блестящей политической карьеры. Его родная тетя была женой Мария, практически единоличного римского правителя. Юлий получил очень хорошее образование, был гармонично развит, чему способствовало физическое воспитание; все это также подготовило его будущие успехи.

В 84 г. до н. э. Цезарь становится жрецом Юпитера, однако установившаяся в 82 г. до н. э. диктатура Суллы значительно ухудшила его положение, он потерял должность. Кроме того, от него требовалось развестись с женой, на что бывший жрец ответил отказом. Из-за этого у него отобрали отцовское наследство, а у его супруги конфисковали имущество. Угрозы непосредственно жизни и здоровью со стороны Суллы не было, диктатор его помиловал, хотя относился настороженно. Тем не менее Юлий Цезарь во избежание возможных репрессий отбыл в малую Азию, где находился на военной службе.

В 78 г. до н. э., когда Сулла умер, Юлий Цезарь возвратился в Рим и активно включился в общественную жизнь. Он часто выступал в суде и, чтобы быть более искусным оратором, учился у знаменитого Ритора Молона на Родосе. Его карьера началась с назначения жрецом-понтификом и военным трибуном. На этом посту он активно выступал за то, чтобы сторонники Мария были восстановлены в правах. В 65 г. до н. э. Цезарь становится весьма популярной личностью - этому посодействовало избрание его эдилом. В рамках этой должности он устраивал хлебные раздачи; также в его ведении была организация празднеств, торжественных событий, городское благоустройство, гладиаторские бои. В 52 г. до н. э. Цезарь - претор, затем на протяжении двух лет он являлся наместником провинции Испания Дальняя. Нахождение на этой должности продемонстрировало, что Цезарь обладал выдающимися административными способностями, хорошо знал военное дело.

В 60 г. до н. э. Юлий Цезарь вступил в добровольный политический союз с М. Крассом и Г. Помпеем, которые являлись заметными фигурами на политическом небосклоне. Следствием создания этого т. н. первого триумвирата стало избрание Цезаря консулом. Произошло это в 59 г. до н. э. Вместе с Цезарем на эту же должность был назначен Бибул, однако он выполнял обязанности, скорее, формально. Цезарю-консулу удалось воплотить в жизнь целый ряд законов, направленных на укрепление государственной системы. Он раздал ветеранам земли, уменьшил на треть откупную сумму налогов и т. п., благодаря чему привлек на свою сторону огромное количество людей.

Когда срок консульства закончился, Гай Юлий Цезарь стал проконсулом Галлии. В его полномочия входила возможность, набрав войска, осуществлять военные действия. Цезарь не преминул воспользоваться правом и, продемонстрировав выдающиеся стратегические и дипломатические таланты, умение видеть ситуацию и пользоваться ею, провел успешное завоевание заальпийской Галлии (походы 58-51 гг. до н. э.). Цезарю удалось не только отразить нападения германцев - он сам (и это было в римской истории прецедентом) выступил с легионами за Рейн.

Походы Ганнибала

Поход Ганнибала в Италию. Особая роль в борьбе с Римом принадлежала семейству полководца Гамилькара Барки (Молниеносного), который завоевал для Карфагена Испанию. Гамилькар стремился создать армию, которая целиком находилась бы в его власти, а не была зависима от государственной казны. Эта цель стала семейным долгом Баркидов, и даже малолетние мальчики из этого рода воспитывались в военном лагере, с детства приучаясь к войне. Во главе новой армии Карфагена встал молодой Ганнибал, сын покорителя Испании. Он считал, что победить римлян можно только в Италии, подняв против них покорённые народы. В 218 году до н. э. он повёл своё войско из Испании через Альпы. Так началась Вторая Пуническая война. Переход был неимоверно труден, в альпийских проходах погибли почти все боевые слоны и множество солдат. Сам Ганнибал лишился глаза в одной из стычек с местными племенами. Но великий полководец добился своей цели: римляне были ошеломлены внезапным появлением неприятеля. Как лавина с гор, сошли разноплемённые войска Ганнибала в долину реки По. К ним присоединились галлы, увеличив силы карфагенян чуть ли не вдвое. И хотя войско Ганнибала по-прежнему уступало по численности римскому, он смог одержать несколько доблестных побед.

Особенно значительной была победа в битве при Каннах (216 год до н. э.). Войска Ганнибала окружили и полностью уничтожили отборные отряды римской армии, один из возглавлявших её консулов погиб, а другой бежал с поля боя. Ганнибал сделался хозяином положения, и, если бы он тотчас пошёл на Рим, война могла бы закончиться его победой. Однако он медлил, предпочитая дожидаться перехода на свою сторону союзников Рима. Но надежды на всеобщее восстание покорённых Римом италийских народов не сбылись. Римский дух также не был сломлен. Сенат отказался даже обсуждать условия капитуляции, предложенные Ганнибалом, и продолжил войну. Более десяти лет провёл карфагенский полководец в Италии. Он не проиграл ни одного сражения, в борьбе с ним погибли три римских консула. И все же постепенно инициатива уходила из рук Ганнибала.

Древний Китай

Вавилонское царство

Правление Валтасара

Валтасар — сын и соправитель последнего вавилонского царя Набонида, правившего в 556–539 гг. до н. э. В середине VI в. до н. э. положение Нововавилонского царства резко ухудшается в связи с участившимся числом внутренних конфликтов, а также усилением главного соперника — Персидского государства. Около 550 г. до н. э. царь Набонид отправляется в военный поход с целью покорения Аравии, оставив Валтасара в качестве правителя Вавилона. Поход царя Набонида затянулся практически на 10 лет. В период его отсутствия страна переживает затяжной голод, вызванный несколькими подряд неурожайными годами. Попытка сформировать коалицию государств против растущей Персидской державы оказалась безуспешной: персы медленно, но верно, поодиночке расправлялись со всеми своими конкурентами. В 539 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий вторгается в Нововавилонское царство, ослабленное бесконечными внутренними конфликтами, голодом и предательством бывших союзников. Царь Набонид, вернувшись из похода, попытался противостоять персам, однако в ходе генерального сражения ва-вилонская армия была полностью разбита. Персы осадили Вавилон, в котором укрывался Валтасар с достаточно мощным гарнизоном. Согласно библейской книге пророка Даниила, во время осады Валтасар устроил пир. В качестве посуды для вина были кощунственно использованы священные сосуды, когда то похищенные из Иерусалимского храма. Неожиданно во время празднества в воздухе возникли слова: «…исчислил Бог царство твоё и положил конец ему… ты взвешен на весах и найден слишком лёгким; разделено царство твоё и отдано врагам». В эту же ночь в результате предательства ворота Вавилона были открыты персам. Персидская армия во главе с военачальником Угбару (Гобрий) ворвалась в город и полностью уничтожила вавилонский гарнизон. Валтасар был убит. Пророчество Даниила сбылось: «Валтасаров пир» стал последним мгновением существования Нововавилонского царства.

Древний Египет

Битва при Кадеше.

Битва при Кадеше (1296 г. до н.э) — сражение между войсками Египетского и Хеттского царств, сильнейших держав Ближнего Востока. Войска возглавляли фараон Рамсес II и Муваталли II. Столкновение проходило в г. Кадеше на реке Оронт (территория современной Сирии). Начавшись с явного преимущества для врагов Рамсеса, в итоге привело к тактической ничьей с многочисленными потерями обеих сторон. Хетты одержали стратегическую победу, так как египтяне не сумели занять Кадеш и разбить хеттскую армию, что привело к провалу вторжения. В итоге было заключено перемирие между хеттами и египтянами. Обе стороны приписали победу себе.

Это сражение стало первым в истории, отображённым в источниках обеих воюющих сторон, что повысило к нему интерес со стороны исследователей военной науки, историков, египтологов и военных всего мира. Кроме того, битва при Кадеше стала последним крупнымсражением эпохи бронзового века: хетты уже использовали железное оружие.

Китай

Индия

Возникновение буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Варно-кастовая система

По представлениям индийцев люди возникли из разных частей тела божества. Всего - 4 группы-варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. А по-русски - жрецы, всадники (аристократия) , крестьяне, ремесленники и "неприкасаемые" - рабы. Рождение в той или иной группе определено судьбой и поведением души в прошлой жизни. Поэтому нарушать установленный порядок - противоречить судьбе. То есть переход из группы в группу теоретически невозможен (практически случалось, но чаще - переход с высшей ступени на низшую) . Внутри варны подразделялись на касты. Тут деление более свободное. Имело значение место проживания, профессия и т. п. Внутри одной общины могли проживать представители разных каст и варн. Принадлежность к той или иной группе - наказание или поощрение за прошлые заслуги. Поэтому можно изменить судьбу, но только в следующей жизни. В современной жизни Индии варно-кастовая система сохранилась, но более в размытых границах и не с такими жёсткими требованиями. Сюда добавилось и социальное деление. Например, офицеры и рядовые в армии - разные касты. Переход, повышение возможны, но это значит изменение прав и обязанностей. Равноправные отношения между высшей и низшей кастами не приветствуются.

Ассирийское государство

Захват и разрушение Ниневии

Осада и разрушение Ниневии

605 (612?) год до н. э.

Древнейшая из мировых империй – Ассирия – существовала в междуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) задолго до Рождества Христова. Цари, правившие этим могущественным государством, вели захватнические войны и крайне жестоко относились не только к внешним врагам – вавилонянам, мидийцам, халдеям, но и к своим подданным – семитам. Понятно, что и соседи кротостью не отличались, при каждом удобном случае стараясь навредить ассирийцам.

В начале VII века до н. э. столицей Ассирии стал крупнейший город Ниневия, стоявший на берегу полноводной реки Тигр. Это был город гигантских, имевших сверхчеловеческие масштабы дворцов, площадей и улиц, город новой, неслыханной дотоле техники. Это была столица жаждавшей всемирного владычества империи, правители которой держались на троне лишь с помощью террора. Чтобы избежать вражеских набегов, жители Ниневии воздвигли вокруг своей столицы мощные крепостные стены высотой двадцать пять метров. Боевые башни, шедшие по всему их периметру, были еще в два раза выше. При этом толщина стен составляла от десяти до пятнадцати метров. По верхней части крепостных стен была проложена дорога, где могли в ряд двигаться четыре боевых колесницы одновременно. Кроме внутренней городской стены, была еще и внешняя – длиной десять километров. Расстояние от внешней стены до внутренней составляло около шестисот шестидесяти метров, и на этой территории была создана прекрасно продуманная система обороны, которую предстояло преодолеть всякому, кто захотел бы овладеть городом. Между стенами ассирийцы прорыли широкие (до сорока пяти метров) и глубокие рвы, заполненные водой. Захватить такую крепость было весьма непросто.

Во второй половине VII века до н. э. Ассирийская держава достигает вершины своего могущества. От Кавказа на севере до Египта на юге, от Малой Азии на западе до Амударьи и Персидского залива на востоке – таковы были границы этой первой из мировых империй. Но такой гигантский рост уже нес в себе семена распада. Слишком ненавистны были гордые и жестокие ассирийцы для покоренных ими многочисленных народов. И после смерти великого ассирийского царя Ашшурбанапала против Ассирии складывается коалиция всех обиженных и недовольных, главную роль в которой играли мидийцы и вавилоняне. К тому же на всю Переднюю Азию прогремели слова еврейского пророка Наума: «Господь долготерпелив и велик могуществом, и он никого не оставляет без наказания. Настала очередь и Ниневии, которую Господь затопит водой и разрушит до основания».

Никто из ассирийских царей и военачальников не хотел верить пророчеству о затоплении города. Тем более, что на Тигре были построены мощные плотины и шлюзы. Ниневия казалась настолько сильной, что захватить ее считалось невозможным, тем более что и враги были ослаблены или разгромлены. Но в 605 году до н. э. (по другим данным – в 612 году до н. э.) огромная армия противников Ассирии во главе с мидийцем Киаксаром и вавилонянином Набопаласаром подходит к великому городу.

Ко времени подхода неприятеля последний ассирийский царь Сарданапал благодушествовал, предаваясь всевозможным излишествам. Как свидетельствует автор «Исторической библиотеки», древнегреческий историк Диодор Сицилийский, ассирийский царь, расположившись лагерем за пределами городских стен, не догадывался о резком ухудшении военного положения. Памятуя о былых победах Ассирии над врагами, он потерял бдительность и присоединился к своим воинам, «веселящимся, подобно животным, и предающимся пьянству». Об ослаблении ассирийской обороны стало известно от перебежчиков предводителям мидийцев и вавилонян. Они не замедлили воспользоваться случаем и организовали ночную атаку. Ассирийцы во главе с Сарданапалом потерпели поражение и бежали под защиту крепостных стен. Противник преследовал их и уничтожил многих бегущих. Все же часть войска успела достичь спасительной Ниневии и запереть все городские ворота. В крепости имелся солидный запас продовольствия на случай длительной осады, так что осажденные могли особенно не волноваться о своей судьбе.

Атаки мидийцев и халдеев происходили весной, когда из-за паводка Тигр разливался особенно широко. К тому же хлынул ливень. Одна из плотин не выдержала напора и рухнула. Вода подошла к крепостной стене и образовала пролом, в который устремились осаждавшие. В этот момент Сарданапал, охваченный страхом, понял, что сбылось пророчество, гласившее, что «многие ассирийцы погибнут в воде». Он заперся вместе со своими сокровищами и наложницами в одном из дворцовых помещений, после чего приказал слугам поджечь помещение, предпочитая сгореть, нежели стать рабом у мидийцев.

Дворцы Ниневии и ее стены были разрушены, жители перебиты или угнаны в рабство, а богатства, свезенные со всех покоренных стран, разделены между победителями. Ниневия была разрушена полностью, что дало античному автору Лукиану основание вложить в уста крылатого Меркурия обращенную к перевозчику в страну мертвых Харону фразу: «Что касается Ниневии, мой добрый перевозчик, то она разрушена так, что от нее не осталось и следа, трудно даже сказать, где она в свое время находилась».

Так пала одна из самых могущественных империй в мировой истории. Ушла в небытие на двадцать пять столетий и великая Ниневия. Ее развалины были почти случайно открыты только в XIX веке английским археологом Лэйярдом.

Финикия

Изобретение стекла

Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль,который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу.Купцы решили пообедать,развели огонь,достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным,сода,расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. так Финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды,песка и ракушек ( извести).

Пиратство

Но все богатства и умения сами по себе не могли защитить финикийцев от полного разорения завоевателями. В борьбе за выживание финикийцев прежде всего выручала торговля и торговый флот. Одними из первых финикийцы научились делать корабли, а торговать, как видно, умели всегда. Вывозя свои товары в дальние страны, финикийские купцы привозили несметные богатства в кладовые Тира, Библа, Сидона, Арада. Из этих богатств они платили дань иноземным владыкам и, более того, охотно предоставля

ли свой флот для торговли товарами завоевателей, служили посредниками в торговых сделках.

Прибегали к услугам финикийского флота и иноземные воители. Не имевшие своих кораблей ассирийцы не только торговали с помощью финикийских купцов, но и вели захватнические военные экспедиции на кораблях финикийского военного флота. Так, ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н. э.)

опирался на финикийский флот при покорении Кипра.

Живые и богатые купцы-финикийцы были выгоднее покорителям их земель, чем пустые разрушенные города и сожженные корабли. А торговали финикийцы почти по всему Саргон II древнему миру все

возможными товарами. Кроме ливанского кедра, пурпурных тканей, изделий из металлов, стекла, финикийцы торговали вином, оливковым маслом и любым другим товаром, способным принести выгоду.

Торговали финикийцы и рабами. Больше того, за финикийскими моряками закрепилась недобрая слава охотников за людьми и пиратов. Заманивая на корабли доверчивых

жителей средиземноморских островков красивыми товарами, а то и нападая на чужие корабли, захватывали коварные финикийцы живой товар для работорговли. Они же первыми стали использовать труд рабов на галерах, приковывая рабов-гребцов к веслам. Такой человек не мог спастись при кораблекрушении, ведь он становился живым механизмом - придатком весла.

Но рабы в древнем мире за людей не считались.

Торговые корабли финикийцев бросали круглые, с дыркой для каната, камни-якоря в гаванях многих прибрежных портов Средиземного моря - в Египте, Греции, Испании, на Сицилии, Корсике и в Малой Азии. На дальних землях, там, где финикийские купцы подмечали особенно выгодные условия для торговли - местное население владело таким товаром, который выгодно было купить, чтобы потом продать в других странах или в самой Финикии, - они основывали долговременные торговые фактории. Торг в них велся круглый год без остановки. Порой особенно удачливые фактории становились городами. Из разных городов Финикии туда приплывали на кораблях переселенцы с семьями, обзаводились на новом месте хозяйством, возводили стены, строили храмы - возникала финикийская колония. Так, на приглянувшемся финикийцам месте промежуточной стоянки кораблей в Северной Африке, где финикийские моряки отдыхали, запасались водой

и чинили свои корабли по пути в далекую Иберию (так называлась раньше Испания), возник когда-то Новый город - впоследствии могучий Карфаген.

Занятие торговлей служило мощным стимулом развития финикийской культуры. Сложные расчеты, учеты проданных и купленных товаров, вынужденность общения с торговыми партнерами на удаленном расстоянии - все это способствовало созданию финикийцами собственной письменности, развитию математики. Необходимость ориентироваться по звездам и солнцу в дальних морских плаваниях привела к значительным достижениям финикийцев в астрономии. А о географии Земли, благодаря тем же плаваниям, финикийцы знали, наверное, лучше всех в мире. Ко всему прочему финикийцы изобрели деньги в том смысле, который мы вкладываем в это понятие.

Палестина

Почему распалось созданное Давидом единое израильско-иудейское царство?

Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда. Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида. Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины. После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации. Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни». Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных. Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама.

Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.

Древняя Греция

Пелопонне́сская война́

Пелопонне́сская война́ (431—404 до н. э.) — военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали Делосский союз во главе с Афинами — с одной стороны, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты — с другой.

Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.

Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода. В первый период («Архидамова война») спартанцы предпринимали регулярные вторжения в Аттику, в то время как Афины использовали своё преимущество на море для рейдов на побережье Пелопоннеса и подавления любых признаков недовольства в своей державе. Этот период закончился в 421 году до н. э. с подписанием Никиева мира. Договор, однако, был вскоре нарушен возобновившимися стычками в Пелопоннесе. В 415 г. до н. э. Афины отправили экспедиционные силы в Сицилию для атаки Сиракуз. Атака закончилась сокрушительным поражением афинян; экспедиционные силы были полностью уничтожены. Это привело к заключительной фазе войны, которую обычно называют Декелейской или Ионийской войной. В её ходе Спарта, получив внушительную поддержку от Персии, построила значительный флот. Это позволило ей оказать помощь зависимым от Афин государствам в Эгейском море и в Ионии, подрывая мощь Афинской державы и окончательно лишая Афины превосходства на море. Уничтожение афинского флота при Эгоспотамах (405 г. до н. э.) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались.

Правление Перикла в Афинах

В середине V в. до н. э. Афины становятся самым богатым государством Греции. Время расцвета и могущества Афин справедливо называют «золотым веком» Афинского государства (479—431 гг. до н. э.). Он длился от победы при Платеях до начала Пелопоннесской войны и упадка Афин.

Значительная часть этого периода относится ко времени правления Перикла, выдающегося государственного деятеля, человека умного и красноречивого, имевшего прекрасное образование. Хотя Перикл из рода Алкмеонидов был знатного происхождения, он стал лидером демоса. Деятельность Перикла во время его правления (444—429 гг. до н. э.) способствовала подъёму Афин.

Одарённый от природы, он был прозван Олимпийцем, за свои речи, подобные молниям Зевса. Перикл стал первым стратегом Афинского государства, сконцентрировал в своих руках огромную власть. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Он осуществил глубокие преобразования в интересах демоса, прежде всего бедноты. Перикл ввёл оплату гражданам, которые занимали государственные должности. Теперь беднейшие афиняне, феты, могли занимать должности судей и распорядителей, получая за это жалованье. Государство оплачивало посещение театра бедными слоями населения. Платили также за службу в войске. Был изменен порядок назначения на высшие государственные посты — теперь почти на все должности кандидаты избирались не голосованием, а по жребию. Таким способом аристократы потеряли возможность «проталкивать» во власть нужных политиков. Только на должности, которые требовали специальной подготовки, особых знаний, способностей или моральных качеств, избирали голосованием, например, стратегов и казначеев.

Благодаря деятельности Перикла, в Афинах окончательно сложился демократический строй. Это была самая передовая форма правления в условиях рабовладельческого строя, когда вся власть принадлежала демосу — наро

Наши рекомендации