Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли

Чистая прибыль представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме, т.е. от доли налогов и экономических санкций.

Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме:

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru (1)

где Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru – изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора;

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru – плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей сумме.

Изменение чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения на фактическую ее величину в отчетном периоде:

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru (2)

где Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru – фактическая величина прибыли в отчетном периоде;

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru – прирост удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения.

Оценка влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли рассчитывается по образцу таблиц 1 и 2 (годы взяты произвольно, исходя из форм бухгалтерской отчётности).

Таблица 1 – Факторы, влияющие на изменение суммы чистой прибыли

Показатель Сумма, тыс.руб. Удельный вес в прибыли до налогообложения, % Сумма, тыс.руб. Удельный вес в прибыли до налогообложения, %
+,- +,- +,- +,-
1. Прибыль отчетного периода до налогообложения                        
2. Налоги из прибыли                        
В том числе:                        
налог на прибыль                        
экономические санкции по платежам в бюджет                        
3. Чистая прибыль отчетного периода (п.1 - п.2)                        
                           

Рассчитаем удельный вес налога в прибыли до налогообложения по формуле:

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru (3)

Расчёт влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли за базовый и отчётный периоды (например, за 2012-2013 годы и за 2013-2014 годы) рассчитывается по образцу таблицы 2.

Строятся две такие таблицы: за базовый и отчётный периоды.

Таблица 2 – Расчёт влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли

Факторы изменения нераспределенной прибыли Расчет влияния Изменение суммы, тыс. руб.
Изменение суммы общей брутто-прибыли (валовой прибыли)    
Прибыль от реализации продукции    
Прибыль от операционных доходов и расходов    
Себестоимость продукции    
Прибыль от внереализационных доходов и расходов    
Сальдо прочих доходов и расходов    
Налоги из прибыли    
Итого    

Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

1) правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);

2) система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

3) рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения дол и капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;

4) стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).

Внутренние факторы:

1) уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.;

2) наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;

3) необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;

4) уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;

5) наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);

6) текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли.

Направления использования чистой прибыли приводятся по образцу таблицы 3.

Таблица 3 – Направления использования чистой прибыли

Показатель +,- +,-
1. Нераспределенная прибыль прошлых лет            
2. Чистая прибыль отчетного года            
3. Использование прибыли в отчетном году на: 3.1.Выплату дивидендов, материальное поощрение и социальные нужды работников            
3.2. Увеличение резервного фонда            
3.3. Производственное развитие            
4. Доля в чистой прибыли отчетного периода: выплаченных дивидендов, материального поощрения и социальных нужд работников            
Средств, направленных на прирост резервного фонда            
Средств, направленных на прирост капитализированной прибыли            
5. Нераспределенная прибыль на конец года (п.1 + п.3.3)            

Доля в чистой прибыли рассчитывается путем деления статьи расхода чистой прибыли на сумму чистой прибыли отчетного года и умножается на 100 %.

Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:

- изменение суммы чистой прибыли (ЧП);

- изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли ( Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru ).

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru (4)

Для расчета их влияния можно использовать способ абсолютных разниц:

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru (5)

Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:

Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли - student2.ru (6)

Полученные результаты покажут вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли, что имеет значение для акционеров, наемного персонала и менеджеров предприятия.

Анализ факторов распределения чистой прибыли производится путем умножения разницы размера чистой прибыли между отчетным и предыдущим годом на долю в чистой прибыли статьи соответствующего расхода.

Оценку каждого фактора в формирование капитализированной и потребленной прибыли можно провести по образцу таблицы 4.

Таблица 4 – Анализ факторов распределения чистой прибыли

Влияние факторов на распределение чистой прибыли Расчет влияния в 2012-2013 гг. Изменение суммы, тыс. руб. Расчет влияния в 2013 –2014 гг. Изменение суммы, тыс. руб.
Выплата дивидендов, материальное поощрение и социальные нужды работников        
Средства, направленные на прирост резервного фонда        
Средства, направленные на прирост капитализированной прибыли        

Задача.По данным, представленным в таблице, определить численное влияние факторов на изменение выручки от продаж.

Факторы, влияющие на изменение выручки:

- общий объём продаж;

- структура ассортимента продаж;

- цены на продукцию.

Вид продукции Объём продаж, шт. Цена, руб./шт.
Предшествующий период Отчётный период Предшествующий период Отчётный период
А
Б
В
Г
Д

Решение.

Для построения мультипликативной модели приведём следующие формулы:

1) Выручка от продаж = продажная стоимость продукции А + продажная стоимость продукции Б + продажная стоимость продукции В + продажная стоимость продукции Г+продажная стоимость продукции Д

Обозначив выручку от продаж как ВП, а продажную стоимость как С, получим формулу : ВП = ΣС (А, Б, В, Г, Д) (1);

2) Продажная стоимость продукции по видам = объём продаж × цена

Обозначив объём продаж как О, а цену как Ц, получим формулу :

С = О × Ц (2);

Соответственно, продажная стоимость продукции по видам определяется:

СА = ОА × ЦА - продажная стоимость продукции А; (3);

СБ = ОБ × ЦБ- продажная стоимость продукции Б; (4);

СВ = ОВ × ЦВ - продажная стоимость продукции С; (5);

СГ = ОГ × ЦГ- продажная стоимость продукции Г; (6);

СД = ОД × ЦД- продажная стоимость продукции Д.(7);

3) Общая величина объёма продаж продукции за период (для определения структуры ассортимента продаж) будет определяться как сумма изделий по всем видам продукции за соответствующий период:

Σ О = ОА + ОБ + ОВ + ОГ + ОД (8);

Соответственно, приняв обозначение предшествующего периода и отчётного периода как t = 0 и t = 1, получаем формулы:

Σ О0 = ОА0 + ОБ0 + ОВ0 + ОГ0 + ОД0 (9);

Σ О1= ОА1 + ОБ1 + ОВ1 + ОГ1+ ОД1 (10);

4) Структура ассортимента – это удельный вес изделий каждого вида продукции в общем количестве изделий.

Обозначив удельный вес как УД, получаем следующие формулы:

УДА = (ОА / Σ О)×100%; УДБ = (ОБ / Σ О)×100%; УДВ = (ОВ / Σ О)×100%; УДГ = (ОГ / Σ О)×100%; УДД = (ОД / Σ О)×100%; (11);

Соответственно, приняв обозначение предшествующего периода и отчётного периода как t = 0 и t = 1, получаем формулы:

УДА0 = (ОА0 / Σ О0)×100%; УДБ0 = (ОБ0 / Σ О0)×100%;

УДВ0 = (ОВ0 / Σ О0)×100%; УДГ0 = (ОГ0 / Σ О0)×100%;

УДД0 = (ОД0 / Σ О0)×100%; (12);

УДА1 = (ОА1 / Σ О1)×100%; УДБ1 = (ОБ1 / Σ О1)×100%;

УДВ1 = (ОВ1 / Σ О1)×100%; УДГ1 = (ОГ1 / Σ О1)×100%;

УДД1 = (ОД1 / Σ О1)×100%; (13);

Таким образом, можно установить следующую взаимосвязь: продажная стоимость изделий по видам (за соответствующий период) = общий объём продаж по всем видам продукции (за соответствующий период) × удельный вес изделий каждого вида продукции (за соответствующий период) × цена изделия каждого вида продукции (за соответствующий период). Выручка от продаж изделий по видам (за соответствующий период) равна их продажной стоимости по видам, а общая величина выручки от продаж равна общей величине продажной стоимости.

5) Следовательно, мультипликативная модель зависимости выручки от продаж от общего объёма продаж, структуры ассортимента и цен на продукцию может быть представлена формулой:

ВП = С = Σ О × УД × Ц (14);

В итоге получаем следующие формулы для определения продажной стоимости (и, соответственно, выручки от продаж) изделий А, Б, В, Г и Д за предшествующий и отчётный периоды:

- за предшествующий период (t = 0):

СА0 = Σ О0 × УДА0 × ЦА0; ВПА0 = СА0; (15);

СБ0 = Σ О0 × УДБ0 × ЦБ0; ВПБ0 = СБ0; (16);

СВ0 = Σ О0 × УДВ0 × ЦВ0; ВПВ0 = СВ0; (17);

СГ0 = Σ О0 × УДГ0 × ЦГ0; ВПГ0 = СГ0; (18);

СД0 = Σ О0 × УДД0 × ЦД0; ВПД0 = СД0; (19);

ВП0 = ВПА0 + ВПБ0 + ВПВ0 + ВПГ0 + ВПД0 (20);

- за отчётный период (t = 1):

СА1 = Σ О1 × УДА1 × ЦА1; ВПА1 = СА1; (21);

СБ1 = Σ О1 × УДБ1 × ЦБ1; ВПБ1 = СБ1; (22);

СВ1 = Σ О1 × УДВ1 × ЦВ1; ВПВ1 = СВ1; (23);

СГ1 = Σ О1 × УДГ1 × ЦГ1; ВПГ1 = СГ1; (24);

СД1 = Σ О1 × УДД1 × ЦД1; ВПД1 = СД1; (25);

ВП1 = ВПА1 + ВПБ1 + ВПВ1 + ВПГ1 + ВПД1 (26);

Произведём расчёты по формулам (12), (13), а также с (15) по (26).

1. Расчёт объёма продаж:

1) Объём продаж за предшествующий период:

Σ О0 = 200 + 180 + 160 + 140 + 120 = 800 шт.

2) Объём продаж за отчётный период:

Σ О1 = 125 + 145 + 165 + 185 + 205 = 825 шт.

2. Расчёт удельного веса изделий по видам продукции.

Удельный вес нами рассчитан в процентах с точностью до одной десятой. В скобках приведены его значения в коэффициентах. Отдельные значения коэффициентов взяты с точностью до семи знаков после запятой, чтобы минимизировать погрешность при расчётах выручки от продаж по мультипликативной модели.

1) Удельный вес за предшествующий период:

- изделия А:

УДА0 = (200 : 800)×100% = 25,0% (или 0,250);

- изделия Б:

УДБ0 = (180 : 800)×100% = 22,5% (или 0,225);

- изделия В:

УДВ0 = (160 : 800)×100% = 20,0% (или 0,200);

- изделия Г:

УДГ0 = (140 : 800)×100% = 17,5% (или 0,175);

- изделия Д:

УДД0 = (120 : 800)×100% = 15,0% (или 0,150).

Итого по структуре 100%.

2) Удельный вес за отчётный период:

- изделия А:

УДА1 = (125 : 825)×100% = 15,2% (или 0,1515151);

- изделия Б:

УДБ1 = (145 : 825)×100% = 17,6% (или 0,1757575);

- изделия В:

УДВ1 = (165 : 825)×100% = 20,0% (или 0,200);

- изделия Г:

УДГ1 = (185 : 825)×100% = 22,4% (или 0,2242424);

- изделия Д:

УДД1 = (205 : 825)×100% = 24,8% (или 0,2484848).

Итого по структуре 100%.

3. Расчёт выручки от продаж:

Выручка от продаж рассчитана нами по мультипликативной модели, а также как произведение объёма продаж и цены (второй расчёт приведён в скобках).

В итоге мы видим тождество значений выручки от продаж, полученных по двум расчётам.

1) Выручка от продаж за предшествующий период:

- изделия А:

ВПА0 = 800 × 0,250 × 100 = 20000; (200 × 100 = 20000);

- изделия Б:

ВПБ0 = 800 × 0,225 × 130 = 23400; (180 × 130 = 23400);

- изделия В:

ВПВ0 = 800 × 0,200 × 160 = 25600; (160 × 160 = 25600);

- изделия Г:

ВПГ0 = 800 × 0,175 × 190 = 26600; (140 × 190 = 26600);

- изделия Д:

ВПД0 = 800 × 0,150 × 220 = 26400; (120 × 220 = 26400).

Всего по изделиям: ВП0 = 20000 + 23400 + 25600 + 26600 + 26400 = 122000.

2) Выручка от продаж за отчётный период:

- изделия А:

ВПА1 = 825 × 0,1515151 × 110 = 13750; (125 × 110 = 13750);

- изделия Б:

ВПБ1 = 825 × 0,1757575 × 140 = 20300; (145 × 140 = 20300);

- изделия В:

ВПВ1 = 825 × 0,200 × 170 = 28050; (165 × 170 = 28050);

- изделия Г:

ВПГ1 = 825 × 0,2242424 × 200 = 37000; (185 × 200 = 37000);

- изделия Д:

ВПД1 = 825 × 0,2484848 × 230 = 47150; (205 × 230 = 47150).

Всего по изделиям: ВП1 = 13750 + 20300 + 28050 + 37000 + 47150 = 146250.



Результаты расчётов представим в таблице.

Вид продукции Объём продаж, шт. Удельный вес, % (структура ассортимента продаж) Цена, руб./шт. Выручка от продаж, руб.
  Пред. период Отчёт. период Отклонения, +, - Пред. период Отчёт. период Отклонения, +, - Пред. период Отчёт. период Отклонения, +, - Пред. период Отчёт. период Отклонения, +, -
А -75 25,0 15,2 -9,8 +10 -6250
Б -35 22,5 17,6 -4,9 +10 -3100
В +5 20,0 20,0 - +10 +2450
Г +45 17,5 22,4 +4,9 +10 +10400
Д +85 15,0 24,8 +9,8 +10 +20750
Итого: +25 - - - - +24250

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

1) Объём продаж в отчётном периоде по сравнению с предыдущим увеличился в целом на 25 изделий.

2) Цена одного изделия каждого вида в отчётном периоде по сравнению с предыдущим увеличилась на 10 руб.

3) Структура ассортимента продаж в отчётном периоде по сравнению с предыдущим изменялась следующим образом: снизился объём продаж изделий А (на 75 изделий или на 9,8%) и Б (на 35 изделий или 4,9%), увеличился объём изделий Г (на 45 изделий или 4,9%) и Д (на 85 изделий или на 9,8%), объём продаж изделий В не изменился.

3) Выручка от продаж в отчётном периоде по сравнению с предыдущим изменялась следующим образом: снизилась по изделиям А (на 6250 руб.) и изделиям Б (на 3100 руб.); увеличилась по изделиям В (на 2450 руб.), Г (на 10400 руб.) и Д (на 20750 руб.) Выручка от продаж в целом увеличилась на 24250 руб.

По каждому виду изделий рассчитаем численное влияние на изменение выручки от продаж следующих факторов: общего объёма продаж, структуры ассортимента продаж; цен на продукцию. Поскольку модель мультипликативная, состоящая из трёх факторов, будем использовать способ цепных подстановок.

y0 = a0 × b0 × c0 ; ya = a1 × b0 × c0 ; yb = a1 × b1 × c0 ; y1 = a1 × b1 × c1 ; (27);

Δy = Σ Δy (a, b, c) = Δya + Δyb + Δyc ; (28);

Δya = ya - y0; Δyb = yb - ya; Δyc = y1 - yb . (29).

Где

a0 , b0 , c0 – базисные значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y;

a1, b1, c1 – фактические значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y;

ya, yb – промежуточные значения обобщающего показателя, связанные с изменением факторов a и b соответственно;

Δy – общее изменение обобщающего показателя y;

Δya, Δyb, Δyc – изменение обобщающего показателя y, связанное с изменением факторов a,b и с соответственно.

Результирующий показатель – выручка от продаж (у = ВП).

Факторы – это общий объём продаж (а = ΣО), структура ассортимента продаж (b = УД) и цена (с = Ц).

1. По изделиям А:

1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,250 × 100 = 20000 руб.;

2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,250 × 100 = 20625 руб.;

3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,1515151 × 100 = 12500 руб.;

4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,1515151 × 110 = 13750 руб.

5) Δya = ya - y0 , то есть 20625 руб. – 20000 руб. = 625 руб;

6) Δyb = yb - ya , то есть 12500 руб. – 20625 руб. = - 8125 руб;

7) Δyc = y1 - yb , то есть 13750 руб. – 12500 руб. = 1250 руб;

8) Δy = 13750 руб. – 20000 руб. = - 6250 руб.;

или Δy = 625 руб. - 8125 руб. + 1250 руб. = - 6250 руб.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям А:

1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий А увеличилась на 625 руб.;

2) за счёт изменения (уменьшения) структуры изделий А выручка от продаж изделий А снизилась на 8125 руб.;

3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия А выручка от продаж изделий А увеличилась на 1250 руб.;

4) общее изменение выручки от продаж изделий А составило - 6250 руб. (уменьшение).

2. По изделиям Б:

1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,225 × 130 = 23400 руб.;

2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,225 × 130 = 24131 руб.;

3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,1757575 × 130 = 18850 руб.;

4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,1757575 × 140 = 20300 руб.

5) Δya = ya - y0 , то есть 24131 руб. – 23400 руб. = 731 руб;

6) Δyb = yb - ya , то есть 18850 руб. – 24131 руб. = -5281 руб;

7) Δyc = y1 - yb , то есть 20300 руб. – 18850 руб. = 1450 руб;

8) Δy = 20300 руб. – 23400 руб. = - 3100 руб.;

или Δy = 731 руб. - 5281 руб. + 1450 руб. = - 3100 руб.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям Б:

1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий Б увеличилась на 731 руб.;

2) за счёт изменения (уменьшения) структуры изделий Б выручка от продаж изделий Б снизилась на 5281 руб.;

3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия Б выручка от продаж изделий Б увеличилась на 1450 руб.;

4) общее изменение выручки от продаж изделий Б составило - 3100 руб. (уменьшение).

3. По изделиям В:

1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,200 × 160 = 25600 руб.;

2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,200 × 160 = 26400 руб.;

3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,200 × 160 = 26400 руб.;

4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,200 × 170 = 28050 руб.

5) Δya = ya - y0 , то есть 26400 руб. – 25600 руб. = 800 руб;

6) Δyb = yb - ya , то есть 26400 руб. – 26400 руб. = 0 руб;

7) Δyc = y1 - yb , то есть 28050 руб. – 26400 руб. = 1650 руб;

8) Δy = 28050 руб. – 25600 руб. = 2450 руб.;

или Δy = 800 руб. + 0 руб. + 1650 руб. = 2450 руб.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям В:

1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий В увеличилась на 800 руб.;

2) изменения структуры изделий В не было, выручка от продаж изделий В за счёт этого фактора не менялась;

3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия В выручка от продаж изделий В увеличилась на 1650 руб.;

4) общее изменение выручки от продаж изделий В составило 2450 руб. (увеличение).

4. По изделиям Г:

1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,175 × 190 = 26600 руб.;

2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,175 × 190 = 27431 руб.;

3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,2242424 × 190 = 35150 руб.;

4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,2242424 × 200 = 37000 руб.

5) Δya = ya - y0 , то есть 27431 руб. – 26600 руб. = 831 руб;

6) Δyb = yb - ya , то есть 35150 руб. – 27431 руб. = 7719 руб;

7) Δyc = y1 - yb , то есть 37000 руб. – 35150 руб. = 1850 руб;

8) Δy = 37000 руб. – 26600 руб. = 10400 руб.;

или Δy = 831 руб. + 7719 руб. + 1850 руб. = 10400 руб.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям Г:

1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий Г увеличилась на 831 руб.;

2) за счёт изменения (увеличения) структуры изделий Г выручка от продаж изделий Г увеличилась на 7719 руб.;

3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия Г выручка от продаж изделий Г увеличилась на 1850 руб.;

4) общее изменение выручки от продаж изделий Г составило 10400 руб. (увеличение).

5. По изделиям Д:

1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,150 × 220 = 26400 руб.;

2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,150 × 220 = 27225 руб.;

3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,2484848 × 220 = 45100 руб.;

4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,2484848 × 230 = 47150 руб.

5) Δya = ya - y0 , то есть 27225 руб. – 26400 руб. = 825 руб;

6) Δyb = yb - ya , то есть 45100 руб. – 27225 руб. = 17875 руб;

7) Δyc = y1 - yb , то есть 47150 руб. – 45100 руб. = 2050 руб;

8) Δy = 47150 руб. – 26400 руб. = 20750 руб.;

или Δy = 825 руб. + 17875 руб. + 2050 руб. = 20750 руб.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям Д:

1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий Д увеличилась на 825 руб.;

2) за счёт изменения (увеличения) структуры изделий Д выручка от продаж изделий Д увеличилась на 17875 руб.;

3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия Д выручка от продаж изделий Д увеличилась на 2050 руб.;

4) общее изменение выручки от продаж изделий Д составило 20750 руб. (увеличение).

6. Общие выводы:

1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж всех изделий увеличилась на:

625 руб. + 731 руб. + 800 руб. + 831 руб. + 825 руб. = 3812 руб;

2) за счёт изменения структуры ассортимента продаж выручка от продаж всех изделий увеличилась на:

- 8125 руб. - 5281 руб. + 0 руб. + 7719 руб. + 17875 руб. = 12188 руб;

3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия каждого вида выручка от продаж всех изделий увеличилась на:

1250 руб. + 1450 руб. + 1650 руб. + 1850 руб. + 2050 руб. = 8250 руб;

4) Общее изменение выручки от продаж всех изделий:

8) Δy = - 6250 руб. - 3100 руб. + 2450 руб. + 10400 руб. + 20750 руб. = 24250 руб.

или Δy = 3812 руб. + 12188 руб. + 8250 руб. = 24250 руб.

Список использованной литературы:

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013.

2. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

3. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

4. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Экономический анализ : учеб. пос. для бакалавров / Под ред. Н.В. Парушиной. - М.: Кнорус, 2013.

6. Экономический анализ: учебник для бакалавров / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

7. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. пос. для бакалавров / Н.А. Лытнева, Н.В., Парушина, Е.А. Кыштымова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 604с.

8. Герасименко, Г.П.; Маркарьян, С.Э.; Маркарьян, Э.А. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Практикум; Ростов-на-Дону: МарТ; Издание 3-е, перераб. и доп. - Москва, 2011. - 160 c.

9. Казакова, Н. А. Управленческий анализ. Комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности; Инфра-М - , 2013. - 272 c.

10. Киселева, О. В., Макеева, Ф. С. Инвестиционный анализ; КноРус - Москва, 2010. - 208 c.

11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва, 2012. - 512 c.

12. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ; Инфра-М - , 2011. - 208 c.

13. Корчагин, Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции и инвестиционный анализ; Феникс - Москва, 2010. - 608 c.

14. Кравченко, Н. А. Инвестиционный анализ; Дело - Москва, 2013. - 264 c.

Наши рекомендации