Вопрос 2. Методика анализа формирования и использования чистой прибыли
Чистая прибыль представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме, т.е. от доли налогов и экономических санкций.
Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме:
(1)
где – изменение общей суммы прибыли за счет каждого фактора;
– плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в общей сумме.
Изменение чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения на фактическую ее величину в отчетном периоде:
(2)
где – фактическая величина прибыли в отчетном периоде;
– прирост удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме прибыли до налогообложения.
Оценка влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли рассчитывается по образцу таблиц 1 и 2 (годы взяты произвольно, исходя из форм бухгалтерской отчётности).
Таблица 1 – Факторы, влияющие на изменение суммы чистой прибыли
Показатель | Сумма, тыс.руб. | Удельный вес в прибыли до налогообложения, % | Сумма, тыс.руб. | Удельный вес в прибыли до налогообложения, % | |||||||||
+,- | +,- | +,- | +,- | ||||||||||
1. Прибыль отчетного периода до налогообложения | |||||||||||||
2. Налоги из прибыли | |||||||||||||
В том числе: | |||||||||||||
налог на прибыль | |||||||||||||
экономические санкции по платежам в бюджет | |||||||||||||
3. Чистая прибыль отчетного периода (п.1 - п.2) | |||||||||||||
Рассчитаем удельный вес налога в прибыли до налогообложения по формуле:
(3)
Расчёт влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли за базовый и отчётный периоды (например, за 2012-2013 годы и за 2013-2014 годы) рассчитывается по образцу таблицы 2.
Строятся две такие таблицы: за базовый и отчётный периоды.
Таблица 2 – Расчёт влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли
Факторы изменения нераспределенной прибыли | Расчет влияния | Изменение суммы, тыс. руб. |
Изменение суммы общей брутто-прибыли (валовой прибыли) | ||
Прибыль от реализации продукции | ||
Прибыль от операционных доходов и расходов | ||
Себестоимость продукции | ||
Прибыль от внереализационных доходов и расходов | ||
Сальдо прочих доходов и расходов | ||
Налоги из прибыли | ||
Итого |
Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
1) правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
2) система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
3) рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения дол и капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;
4) стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
Внутренние факторы:
1) уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.;
2) наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;
3) необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;
4) уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;
5) наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);
6) текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли.
Направления использования чистой прибыли приводятся по образцу таблицы 3.
Таблица 3 – Направления использования чистой прибыли
Показатель | +,- | +,- | ||||
1. Нераспределенная прибыль прошлых лет | ||||||
2. Чистая прибыль отчетного года | ||||||
3. Использование прибыли в отчетном году на: 3.1.Выплату дивидендов, материальное поощрение и социальные нужды работников | ||||||
3.2. Увеличение резервного фонда | ||||||
3.3. Производственное развитие | ||||||
4. Доля в чистой прибыли отчетного периода: выплаченных дивидендов, материального поощрения и социальных нужд работников | ||||||
Средств, направленных на прирост резервного фонда | ||||||
Средств, направленных на прирост капитализированной прибыли | ||||||
5. Нераспределенная прибыль на конец года (п.1 + п.3.3) |
Доля в чистой прибыли рассчитывается путем деления статьи расхода чистой прибыли на сумму чистой прибыли отчетного года и умножается на 100 %.
Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:
- изменение суммы чистой прибыли (ЧП);
- изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли ( ).
(4)
Для расчета их влияния можно использовать способ абсолютных разниц:
(5)
Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:
(6)
Полученные результаты покажут вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли, что имеет значение для акционеров, наемного персонала и менеджеров предприятия.
Анализ факторов распределения чистой прибыли производится путем умножения разницы размера чистой прибыли между отчетным и предыдущим годом на долю в чистой прибыли статьи соответствующего расхода.
Оценку каждого фактора в формирование капитализированной и потребленной прибыли можно провести по образцу таблицы 4.
Таблица 4 – Анализ факторов распределения чистой прибыли
Влияние факторов на распределение чистой прибыли | Расчет влияния в 2012-2013 гг. | Изменение суммы, тыс. руб. | Расчет влияния в 2013 –2014 гг. | Изменение суммы, тыс. руб. |
Выплата дивидендов, материальное поощрение и социальные нужды работников | ||||
Средства, направленные на прирост резервного фонда | ||||
Средства, направленные на прирост капитализированной прибыли |
Задача.По данным, представленным в таблице, определить численное влияние факторов на изменение выручки от продаж.
Факторы, влияющие на изменение выручки:
- общий объём продаж;
- структура ассортимента продаж;
- цены на продукцию.
Вид продукции | Объём продаж, шт. | Цена, руб./шт. | ||
Предшествующий период | Отчётный период | Предшествующий период | Отчётный период | |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д |
Решение.
Для построения мультипликативной модели приведём следующие формулы:
1) Выручка от продаж = продажная стоимость продукции А + продажная стоимость продукции Б + продажная стоимость продукции В + продажная стоимость продукции Г+продажная стоимость продукции Д
Обозначив выручку от продаж как ВП, а продажную стоимость как С, получим формулу : ВП = ΣС (А, Б, В, Г, Д) (1);
2) Продажная стоимость продукции по видам = объём продаж × цена
Обозначив объём продаж как О, а цену как Ц, получим формулу :
С = О × Ц (2);
Соответственно, продажная стоимость продукции по видам определяется:
СА = ОА × ЦА - продажная стоимость продукции А; (3);
СБ = ОБ × ЦБ- продажная стоимость продукции Б; (4);
СВ = ОВ × ЦВ - продажная стоимость продукции С; (5);
СГ = ОГ × ЦГ- продажная стоимость продукции Г; (6);
СД = ОД × ЦД- продажная стоимость продукции Д.(7);
3) Общая величина объёма продаж продукции за период (для определения структуры ассортимента продаж) будет определяться как сумма изделий по всем видам продукции за соответствующий период:
Σ О = ОА + ОБ + ОВ + ОГ + ОД (8);
Соответственно, приняв обозначение предшествующего периода и отчётного периода как t = 0 и t = 1, получаем формулы:
Σ О0 = ОА0 + ОБ0 + ОВ0 + ОГ0 + ОД0 (9);
Σ О1= ОА1 + ОБ1 + ОВ1 + ОГ1+ ОД1 (10);
4) Структура ассортимента – это удельный вес изделий каждого вида продукции в общем количестве изделий.
Обозначив удельный вес как УД, получаем следующие формулы:
УДА = (ОА / Σ О)×100%; УДБ = (ОБ / Σ О)×100%; УДВ = (ОВ / Σ О)×100%; УДГ = (ОГ / Σ О)×100%; УДД = (ОД / Σ О)×100%; (11);
Соответственно, приняв обозначение предшествующего периода и отчётного периода как t = 0 и t = 1, получаем формулы:
УДА0 = (ОА0 / Σ О0)×100%; УДБ0 = (ОБ0 / Σ О0)×100%;
УДВ0 = (ОВ0 / Σ О0)×100%; УДГ0 = (ОГ0 / Σ О0)×100%;
УДД0 = (ОД0 / Σ О0)×100%; (12);
УДА1 = (ОА1 / Σ О1)×100%; УДБ1 = (ОБ1 / Σ О1)×100%;
УДВ1 = (ОВ1 / Σ О1)×100%; УДГ1 = (ОГ1 / Σ О1)×100%;
УДД1 = (ОД1 / Σ О1)×100%; (13);
Таким образом, можно установить следующую взаимосвязь: продажная стоимость изделий по видам (за соответствующий период) = общий объём продаж по всем видам продукции (за соответствующий период) × удельный вес изделий каждого вида продукции (за соответствующий период) × цена изделия каждого вида продукции (за соответствующий период). Выручка от продаж изделий по видам (за соответствующий период) равна их продажной стоимости по видам, а общая величина выручки от продаж равна общей величине продажной стоимости.
5) Следовательно, мультипликативная модель зависимости выручки от продаж от общего объёма продаж, структуры ассортимента и цен на продукцию может быть представлена формулой:
ВП = С = Σ О × УД × Ц (14);
В итоге получаем следующие формулы для определения продажной стоимости (и, соответственно, выручки от продаж) изделий А, Б, В, Г и Д за предшествующий и отчётный периоды:
- за предшествующий период (t = 0):
СА0 = Σ О0 × УДА0 × ЦА0; ВПА0 = СА0; (15);
СБ0 = Σ О0 × УДБ0 × ЦБ0; ВПБ0 = СБ0; (16);
СВ0 = Σ О0 × УДВ0 × ЦВ0; ВПВ0 = СВ0; (17);
СГ0 = Σ О0 × УДГ0 × ЦГ0; ВПГ0 = СГ0; (18);
СД0 = Σ О0 × УДД0 × ЦД0; ВПД0 = СД0; (19);
ВП0 = ВПА0 + ВПБ0 + ВПВ0 + ВПГ0 + ВПД0 (20);
- за отчётный период (t = 1):
СА1 = Σ О1 × УДА1 × ЦА1; ВПА1 = СА1; (21);
СБ1 = Σ О1 × УДБ1 × ЦБ1; ВПБ1 = СБ1; (22);
СВ1 = Σ О1 × УДВ1 × ЦВ1; ВПВ1 = СВ1; (23);
СГ1 = Σ О1 × УДГ1 × ЦГ1; ВПГ1 = СГ1; (24);
СД1 = Σ О1 × УДД1 × ЦД1; ВПД1 = СД1; (25);
ВП1 = ВПА1 + ВПБ1 + ВПВ1 + ВПГ1 + ВПД1 (26);
Произведём расчёты по формулам (12), (13), а также с (15) по (26).
1. Расчёт объёма продаж:
1) Объём продаж за предшествующий период:
Σ О0 = 200 + 180 + 160 + 140 + 120 = 800 шт.
2) Объём продаж за отчётный период:
Σ О1 = 125 + 145 + 165 + 185 + 205 = 825 шт.
2. Расчёт удельного веса изделий по видам продукции.
Удельный вес нами рассчитан в процентах с точностью до одной десятой. В скобках приведены его значения в коэффициентах. Отдельные значения коэффициентов взяты с точностью до семи знаков после запятой, чтобы минимизировать погрешность при расчётах выручки от продаж по мультипликативной модели.
1) Удельный вес за предшествующий период:
- изделия А:
УДА0 = (200 : 800)×100% = 25,0% (или 0,250);
- изделия Б:
УДБ0 = (180 : 800)×100% = 22,5% (или 0,225);
- изделия В:
УДВ0 = (160 : 800)×100% = 20,0% (или 0,200);
- изделия Г:
УДГ0 = (140 : 800)×100% = 17,5% (или 0,175);
- изделия Д:
УДД0 = (120 : 800)×100% = 15,0% (или 0,150).
Итого по структуре 100%.
2) Удельный вес за отчётный период:
- изделия А:
УДА1 = (125 : 825)×100% = 15,2% (или 0,1515151);
- изделия Б:
УДБ1 = (145 : 825)×100% = 17,6% (или 0,1757575);
- изделия В:
УДВ1 = (165 : 825)×100% = 20,0% (или 0,200);
- изделия Г:
УДГ1 = (185 : 825)×100% = 22,4% (или 0,2242424);
- изделия Д:
УДД1 = (205 : 825)×100% = 24,8% (или 0,2484848).
Итого по структуре 100%.
3. Расчёт выручки от продаж:
Выручка от продаж рассчитана нами по мультипликативной модели, а также как произведение объёма продаж и цены (второй расчёт приведён в скобках).
В итоге мы видим тождество значений выручки от продаж, полученных по двум расчётам.
1) Выручка от продаж за предшествующий период:
- изделия А:
ВПА0 = 800 × 0,250 × 100 = 20000; (200 × 100 = 20000);
- изделия Б:
ВПБ0 = 800 × 0,225 × 130 = 23400; (180 × 130 = 23400);
- изделия В:
ВПВ0 = 800 × 0,200 × 160 = 25600; (160 × 160 = 25600);
- изделия Г:
ВПГ0 = 800 × 0,175 × 190 = 26600; (140 × 190 = 26600);
- изделия Д:
ВПД0 = 800 × 0,150 × 220 = 26400; (120 × 220 = 26400).
Всего по изделиям: ВП0 = 20000 + 23400 + 25600 + 26600 + 26400 = 122000.
2) Выручка от продаж за отчётный период:
- изделия А:
ВПА1 = 825 × 0,1515151 × 110 = 13750; (125 × 110 = 13750);
- изделия Б:
ВПБ1 = 825 × 0,1757575 × 140 = 20300; (145 × 140 = 20300);
- изделия В:
ВПВ1 = 825 × 0,200 × 170 = 28050; (165 × 170 = 28050);
- изделия Г:
ВПГ1 = 825 × 0,2242424 × 200 = 37000; (185 × 200 = 37000);
- изделия Д:
ВПД1 = 825 × 0,2484848 × 230 = 47150; (205 × 230 = 47150).
Всего по изделиям: ВП1 = 13750 + 20300 + 28050 + 37000 + 47150 = 146250.
Результаты расчётов представим в таблице.
Вид продукции | Объём продаж, шт. | Удельный вес, % (структура ассортимента продаж) | Цена, руб./шт. | Выручка от продаж, руб. | ||||||||
Пред. период | Отчёт. период | Отклонения, +, - | Пред. период | Отчёт. период | Отклонения, +, - | Пред. период | Отчёт. период | Отклонения, +, - | Пред. период | Отчёт. период | Отклонения, +, - | |
А | -75 | 25,0 | 15,2 | -9,8 | +10 | -6250 | ||||||
Б | -35 | 22,5 | 17,6 | -4,9 | +10 | -3100 | ||||||
В | +5 | 20,0 | 20,0 | - | +10 | +2450 | ||||||
Г | +45 | 17,5 | 22,4 | +4,9 | +10 | +10400 | ||||||
Д | +85 | 15,0 | 24,8 | +9,8 | +10 | +20750 | ||||||
Итого: | +25 | - | - | - | - | +24250 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
1) Объём продаж в отчётном периоде по сравнению с предыдущим увеличился в целом на 25 изделий.
2) Цена одного изделия каждого вида в отчётном периоде по сравнению с предыдущим увеличилась на 10 руб.
3) Структура ассортимента продаж в отчётном периоде по сравнению с предыдущим изменялась следующим образом: снизился объём продаж изделий А (на 75 изделий или на 9,8%) и Б (на 35 изделий или 4,9%), увеличился объём изделий Г (на 45 изделий или 4,9%) и Д (на 85 изделий или на 9,8%), объём продаж изделий В не изменился.
3) Выручка от продаж в отчётном периоде по сравнению с предыдущим изменялась следующим образом: снизилась по изделиям А (на 6250 руб.) и изделиям Б (на 3100 руб.); увеличилась по изделиям В (на 2450 руб.), Г (на 10400 руб.) и Д (на 20750 руб.) Выручка от продаж в целом увеличилась на 24250 руб.
По каждому виду изделий рассчитаем численное влияние на изменение выручки от продаж следующих факторов: общего объёма продаж, структуры ассортимента продаж; цен на продукцию. Поскольку модель мультипликативная, состоящая из трёх факторов, будем использовать способ цепных подстановок.
y0 = a0 × b0 × c0 ; ya = a1 × b0 × c0 ; yb = a1 × b1 × c0 ; y1 = a1 × b1 × c1 ; (27);
Δy = Σ Δy (a, b, c) = Δya + Δyb + Δyc ; (28);
Δya = ya - y0; Δyb = yb - ya; Δyc = y1 - yb . (29).
Где
a0 , b0 , c0 – базисные значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y;
a1, b1, c1 – фактические значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y;
ya, yb – промежуточные значения обобщающего показателя, связанные с изменением факторов a и b соответственно;
Δy – общее изменение обобщающего показателя y;
Δya, Δyb, Δyc – изменение обобщающего показателя y, связанное с изменением факторов a,b и с соответственно.
Результирующий показатель – выручка от продаж (у = ВП).
Факторы – это общий объём продаж (а = ΣО), структура ассортимента продаж (b = УД) и цена (с = Ц).
1. По изделиям А:
1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,250 × 100 = 20000 руб.;
2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,250 × 100 = 20625 руб.;
3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,1515151 × 100 = 12500 руб.;
4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,1515151 × 110 = 13750 руб.
5) Δya = ya - y0 , то есть 20625 руб. – 20000 руб. = 625 руб;
6) Δyb = yb - ya , то есть 12500 руб. – 20625 руб. = - 8125 руб;
7) Δyc = y1 - yb , то есть 13750 руб. – 12500 руб. = 1250 руб;
8) Δy = 13750 руб. – 20000 руб. = - 6250 руб.;
или Δy = 625 руб. - 8125 руб. + 1250 руб. = - 6250 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям А:
1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий А увеличилась на 625 руб.;
2) за счёт изменения (уменьшения) структуры изделий А выручка от продаж изделий А снизилась на 8125 руб.;
3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия А выручка от продаж изделий А увеличилась на 1250 руб.;
4) общее изменение выручки от продаж изделий А составило - 6250 руб. (уменьшение).
2. По изделиям Б:
1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,225 × 130 = 23400 руб.;
2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,225 × 130 = 24131 руб.;
3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,1757575 × 130 = 18850 руб.;
4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,1757575 × 140 = 20300 руб.
5) Δya = ya - y0 , то есть 24131 руб. – 23400 руб. = 731 руб;
6) Δyb = yb - ya , то есть 18850 руб. – 24131 руб. = -5281 руб;
7) Δyc = y1 - yb , то есть 20300 руб. – 18850 руб. = 1450 руб;
8) Δy = 20300 руб. – 23400 руб. = - 3100 руб.;
или Δy = 731 руб. - 5281 руб. + 1450 руб. = - 3100 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям Б:
1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий Б увеличилась на 731 руб.;
2) за счёт изменения (уменьшения) структуры изделий Б выручка от продаж изделий Б снизилась на 5281 руб.;
3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия Б выручка от продаж изделий Б увеличилась на 1450 руб.;
4) общее изменение выручки от продаж изделий Б составило - 3100 руб. (уменьшение).
3. По изделиям В:
1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,200 × 160 = 25600 руб.;
2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,200 × 160 = 26400 руб.;
3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,200 × 160 = 26400 руб.;
4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,200 × 170 = 28050 руб.
5) Δya = ya - y0 , то есть 26400 руб. – 25600 руб. = 800 руб;
6) Δyb = yb - ya , то есть 26400 руб. – 26400 руб. = 0 руб;
7) Δyc = y1 - yb , то есть 28050 руб. – 26400 руб. = 1650 руб;
8) Δy = 28050 руб. – 25600 руб. = 2450 руб.;
или Δy = 800 руб. + 0 руб. + 1650 руб. = 2450 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям В:
1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий В увеличилась на 800 руб.;
2) изменения структуры изделий В не было, выручка от продаж изделий В за счёт этого фактора не менялась;
3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия В выручка от продаж изделий В увеличилась на 1650 руб.;
4) общее изменение выручки от продаж изделий В составило 2450 руб. (увеличение).
4. По изделиям Г:
1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,175 × 190 = 26600 руб.;
2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,175 × 190 = 27431 руб.;
3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,2242424 × 190 = 35150 руб.;
4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,2242424 × 200 = 37000 руб.
5) Δya = ya - y0 , то есть 27431 руб. – 26600 руб. = 831 руб;
6) Δyb = yb - ya , то есть 35150 руб. – 27431 руб. = 7719 руб;
7) Δyc = y1 - yb , то есть 37000 руб. – 35150 руб. = 1850 руб;
8) Δy = 37000 руб. – 26600 руб. = 10400 руб.;
или Δy = 831 руб. + 7719 руб. + 1850 руб. = 10400 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям Г:
1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий Г увеличилась на 831 руб.;
2) за счёт изменения (увеличения) структуры изделий Г выручка от продаж изделий Г увеличилась на 7719 руб.;
3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия Г выручка от продаж изделий Г увеличилась на 1850 руб.;
4) общее изменение выручки от продаж изделий Г составило 10400 руб. (увеличение).
5. По изделиям Д:
1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 800 × 0,150 × 220 = 26400 руб.;
2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 825 × 0,150 × 220 = 27225 руб.;
3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 825 × 0,2484848 × 220 = 45100 руб.;
4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 825 × 0,2484848 × 230 = 47150 руб.
5) Δya = ya - y0 , то есть 27225 руб. – 26400 руб. = 825 руб;
6) Δyb = yb - ya , то есть 45100 руб. – 27225 руб. = 17875 руб;
7) Δyc = y1 - yb , то есть 47150 руб. – 45100 руб. = 2050 руб;
8) Δy = 47150 руб. – 26400 руб. = 20750 руб.;
или Δy = 825 руб. + 17875 руб. + 2050 руб. = 20750 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по изделиям Д:
1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж изделий Д увеличилась на 825 руб.;
2) за счёт изменения (увеличения) структуры изделий Д выручка от продаж изделий Д увеличилась на 17875 руб.;
3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия Д выручка от продаж изделий Д увеличилась на 2050 руб.;
4) общее изменение выручки от продаж изделий Д составило 20750 руб. (увеличение).
6. Общие выводы:
1) за счёт изменения (увеличения) общего объёма продаж выручка от продаж всех изделий увеличилась на:
625 руб. + 731 руб. + 800 руб. + 831 руб. + 825 руб. = 3812 руб;
2) за счёт изменения структуры ассортимента продаж выручка от продаж всех изделий увеличилась на:
- 8125 руб. - 5281 руб. + 0 руб. + 7719 руб. + 17875 руб. = 12188 руб;
3) за счёт изменения (увеличения) цены одного изделия каждого вида выручка от продаж всех изделий увеличилась на:
1250 руб. + 1450 руб. + 1650 руб. + 1850 руб. + 2050 руб. = 8250 руб;
4) Общее изменение выручки от продаж всех изделий:
8) Δy = - 6250 руб. - 3100 руб. + 2450 руб. + 10400 руб. + 20750 руб. = 24250 руб.
или Δy = 3812 руб. + 12188 руб. + 8250 руб. = 24250 руб.
Список использованной литературы:
1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013.
2. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
3. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
4. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Экономический анализ : учеб. пос. для бакалавров / Под ред. Н.В. Парушиной. - М.: Кнорус, 2013.
6. Экономический анализ: учебник для бакалавров / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.
7. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. пос. для бакалавров / Н.А. Лытнева, Н.В., Парушина, Е.А. Кыштымова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 604с.
8. Герасименко, Г.П.; Маркарьян, С.Э.; Маркарьян, Э.А. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Практикум; Ростов-на-Дону: МарТ; Издание 3-е, перераб. и доп. - Москва, 2011. - 160 c.
9. Казакова, Н. А. Управленческий анализ. Комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности; Инфра-М - , 2013. - 272 c.
10. Киселева, О. В., Макеева, Ф. С. Инвестиционный анализ; КноРус - Москва, 2010. - 208 c.
11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва, 2012. - 512 c.
12. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ; Инфра-М - , 2011. - 208 c.
13. Корчагин, Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции и инвестиционный анализ; Феникс - Москва, 2010. - 608 c.
14. Кравченко, Н. А. Инвестиционный анализ; Дело - Москва, 2013. - 264 c.