Написание и оформление работы
Структура, содержание и объем курсовой работы
Структура курсовой работы должна быть проработана и продумана с наибольшей тщательностью. Поэтому, от наличия и составления плана зависит качество курсовой работы.
Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от её сложности темы и темы.
Внутренняя структура курсовой работы может состоять из введения, двух или трех, максимум четырех разделов, заключения, которое содержит теоретические выводы, практические рекомендации, список использованной литературы и приложений.
Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:
1) титульный лист,
2) оглавление (план работы),
3) введение,
4) текст работы (разбитый на главы (разделы), а главы разбиты на параграфы),
5) заключение,
6) список литературы (библиографический список),
7) приложения.
Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (приложение 2).
При составлении плана следует исходить из общего объема курсовой работы — не более 40 страниц печатного текста на стандартных листах форматом А 4.
В оглавлении дается представление о структуре и тематическом содержании курсовой работы. Названия заголовков глав и параграфов перечисляются в тех же формулировках и последовательностях, что и сам текст работы с указанием номеров страниц.
Во введении делается обоснование выбора данной темы. Во введении в обязательном порядке должны указываться:
1) актуальность работы — освещается актуальная проблема, в рамках которой проводится курсовое исследование;
2) цель работы — основной путь решения рассматриваемой проблемы;
3) задачи работы — этапы достижения цели работы;
4) объект исследования — сущность, которая подвергается исследованию;
5) предмет исследования — сторона объекта, которая подвергается исследованию;
6) некоторые разъяснения к содержанию работы;
7) степень разработанности темы в научной литературе;
8) используемые методы;
9) обоснование последовательности расположения структурных элементов (чем обусловлена именно эта принятая структура);
10) почему именно на этом фактическом и статистическом материале строится курсовая работа;
11) с чем связаны временные границы исследуемой проблемы;
12) какие ограничения круга исследуемых задач;
13) другое.
Так как введение не является содержательной частью курсовой работы, то в нём не должна раскрываться её тема. Во введении не нужно приводить понятия, определения, состав, роль анализируемых категорий и т.д. Необходимо, чтобы во введении изложение материала соответствовало поставленной цели. Введение составляет 7—10 % общего объема текста (должно быть кратким 2—4 страницы).
Основная часть курсовой работы обычно состоит из двух–трех разделов (глав). Каждая из глав подразделяется на параграфы.
При написании основной части работы важно придерживаться следующей последовательности:
1) обозначить проблему,
2) проанализировать ее состояние,
3) провести исследование.
Если курсовая работа имеет прикладной характер, то в основной части должны четко выделяться теоретические и практические разделы.
При написании исследовательской части должны предлагаться авторские обоснования выдвинутых рекомендаций и положений, описание методик, методов, моделей, расчеты, сделанные автором. Основная часть курсовой работы должна быть изложена на 25—30 страницах.
В первом разделе, обычно, освящаются теоретические вопросы по данной теме. Но, излагая их, необходимо объяснить, что эта часть является лишь средством для всестороннего освещения и полного исследования рассматриваемой темы. Поэтому теоретические вопросы, которые содержатся в первом разделе, обязательно должны быть связаны с практической частью, служить фундаментом для рекомендаций и предложений.
Также в первом разделе рекомендуется обсуждать дискуссионные вопросы, при этом обязательно излагая собственное авторское мнение и не ограничиваться просто пересказом уже имеющихся и существующих в научной литературе точек зрения.
От цели и задач зависит содержание последующих разделов курсовой работы, её направленность.
Во втором разделе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Этот раздел основывается на тщательном рассмотрении инструктивного материала, действующего законодательства, других нормативных документов, а также на глубоком и всестороннем анализе фактического и статистического материалов. В основе всей курсовой должны лежать материалы анализа, которые должны служить её аналитической базой, в соответствии с которыми в дальнейшем будут разработаны соответствующие выводы и предложения.
В третьем разделе обобщаются результаты всей предыдущей работы. Главное требование, которое предъявляется к третьему разделу — это суммирование разработок, обоснование практических выводов и предложений, направленных на решение проблематики и задач, исследуемых в курсовой работе.
В конце каждого раздела и каждой главы должен быть вывод (без заголовка «Вывод»).
Заключение — это основной итог проведённой работы. В нём обобщается сущность поставленной проблемы через описание решения задач исследования, формулируются полученные выводы и возможности их использования. Приводятся результаты экономических расчётов (если таковы есть), оценивается эффективность от внедрения замечаний и рекомендаций. Выводы должны быть чёткими, краткими, конкретными. Рекомендации формулируются предметно и конкретно. Предлагаются перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования.
Заключение обычно составляет 5—10 % от всего объема исследовательской работы (должен составлять 4—5 страниц).
Список литературы располагается после заключения. Используемая литература — это одна из существенных частей курсовой работы, которая отражает творческую и самостоятельную работу студента. Каждый источник, включенный в список литературы, обязательно должен иметь в курсовой работе отражение. Если студент делает ссылку на какой–либо факт или цитату из работ других авторов, то он обязательно должен указать в ссылке откуда были взяты данные материалы. Если не были фактически использованы те работы, на которые нет ссылок в тексе, то не следует включать их в библиографический список.
Каждый литературный источник указывается обязательно в соответствии наименования (по реквизитам титульного листа): фамилия и инициалы автора, название монографии, книги, брошюры и т.п.; город, в котором был напечатан; название издательство и год выпуска.
Список литературы состоит из нескольких частей. Вначале идут законодательные акты (Законодательные и другие официальные материалы), затем литературные источники (Книги и монографии), а после — статьи (Статьи).
«Законодательные и другие официальные материалы» — это Конституция Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п., международные акты, конституции зарубежных государств.
В библиографии должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник.
Например:
1. Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. С изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492; № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966.
2. Закон РФ 2О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. С изменениями и дополнениями // Ведомости ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1955. № 51, СТ.4973.
3. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 3 августа.
Нормативные акты располагаются в следующей последовательности:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Законы Российской Федерации;
3) Указы Президента российской Федерации;
4) Акты Правительства Российской Федерации;
5) Акты министерств и ведомств;
6) Решения иных государственных органов местного самоуправления;
7) Постановления пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
Используемые в работе нормативные акты иностранных государств и международные правовые нормативные акты (Конвенции, договоры и т.д.) располагаются в следующей последовательности:
1) Законы;
2) Подзаконные нормативные акты;
3) Международные соглашения.
В раздел «Книги и монографии» включается вся использованная учебная, монографическая, публицистическая и другая литература в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора или названия).
Например:
1. Ларичев В. Д., Решетняк Н. С. Налоговые преступления и правонарушения: Кто и как их выявляет и предупреждает / Под ред. В. Д. Ларичева. — М.: ЮрИнфоР, 1998. — С. 6.
2. Применение налогового законодательства арбитражными судами: Сб. постановлений и материалов Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1998. — С. 67.
Если при написании курсовой работы использовались материалы периодической печати, то их следует указать после списка «Книги и монографии» в разделе «Статьи».
Например:
1. Касьянов М.М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000. 26 мая.
Использованные в работе диссертации и авторефераты должны быть собраны в разделе «Диссертации и авторефераты» в алфавитном порядке авторов.
Например:
1. Арцибасов И. Н. Международно–правовые проблемы регулирования вооруженных конфликтов: Дис... докт. юрид. наук. М.: ВКИ, 1981.
2. Колесник Д. Н. Общепризнанное определение агрессии в международном праве: Дис... канд. юрид. наук. М.: МИД СССР, 1976.
Последний раздел «Списка использованной литературы» — «Литература на иностранном языке» — оформляется аналогично предыдущим.
Например:
1. Аnnuаl Digest and Reports of Public International Law Cases/ 1929–130. V.5. Case № 287.
2. Brownline I. International Law and the Use of Force by States. Oxford, 1963.
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на источник следует приводить цитаты. Следует точно воспроизводить цитируемый текст, так как малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл. На каждый заимствованный фрагмент текста должна быть сноска с указанием источника.
Общие требования к цитированию:
– текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
– не допускается произвольного сокращения цитируемого текста и искажений мысли автора; пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием в любом месте цитаты;
– каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов;
– при пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами следует точно излагать мысль автора, давая соответствующие ссылки на источник;
– цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы;
– если, приводя цитату, автор работы выделяет в ней некоторые слова, надо специально оговорить это (например: (разрядка наша — Р.А.), (подчеркнуто мною — Р.А.), (курсив наш — автор);
– если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы всегда, кроме случая, когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы;
– если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят многоточие.
Для ссылки на источники используются подстрочные ссылки, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справки. Ссылка — это элемент аппарата издания, содержащий указания на источник, в котором разъясняются или уточняются сведения, проводимые в основном тексте издания.
Ссылка на нормативные акты должна содержать его полное наименование, кем и когда принят, в сноске обязательно указать источник публикации, например: Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. с изм. и доп. //Ведомости ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973. При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название, например: Закон о федеральных органах налоговой полиции. Однако статьи или пункты акта, имеющие отношение к вопросу указывать обязательно.
Подстрочная ссылка — ссылка, помещаемая в сноске, например:
В тексте:
«Если же просрочка в представлении декларации превысила 180 дней, то деяние содержит признаки состава преступления, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ»¹.
В сноске:
¹ Никонов А.А. Комментарий к изменениям в Налоговый кодекс РФ. М.: Главбух, 1999. С. 71.
Сноску на текст, не процитированный, а лишь упомянутый, начинают словом «См.:...», например:
В тексте:
К экономике полезен и системный подход; систематизированное взаимодействие — важное условие качества экономической деятельности2.
В сноске:
² См.: Бахрах Д. Н. Экономика — М.: 2000. С. 411.
При повторной ссылке на данное издание:
³ См.: Бахрах Д. Н. Указ. работа. С. 346.
Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то в конце.
Знак сноски ставится перед знаками препинания. Нумерация ссылок начинается с новой страницы.
В тексте курсовой работы, как и любой другой научной работы, могут быть использованы условные сокращения по частям и начальным буквам слов.
Приложение располагается после списка литературы. В приложении размещается материал, который уточняет, иллюстрирует и подтверждает отдельные моменты исследования, не вошедшие в работу. Приложения служат для разгрузки основной части текста от больших таблиц, графиков и т.п. Они могут быть графические, текстовые, табличные, цифровые, программные, и другие.
Каждому приложению присваивается свой номер и они помещаются в конце курсовой работы с продолжением общей нумерации страниц.
Каждое приложение оформляется на отдельном листе. В правом верхнем углу первого листа пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В оглавлении указывается каждое приложение со своим номером и названием. Приложения не должны в целом превышать 1/3 всего текста работы.
Курсовая работа по содержанию должна представлять собой целостное произведение (монографическое), которое посвящено одной проблеме, теме или задачи и состоять из взаимосвязанных частей.
Очень важно при написании курсовой работы использовать научные термины и фразеологию, применяя неопределённо–личные устойчивые или обезличенные сочетания при осуществлении описания или анализа фактического материала (например: «представляется», «полагаем» и т.п.). Все формулировки должны быть чёткими, краткими, логически последовательными. Их назначение — определить стратегию и тактику написания работы.
Также необходимо использовать доказательный стиль изложения при приведении прогнозов, фактов, оценок и выводов. Очень важно уметь студенту избавляться от информации, которая косвенно относится к выбранной теме или вообще не имеет никакого отношения к данной курсовой работе. Ненужная информация «засоряет» работу, делая её перегруженной, затрудняет понимание, нарушает логику изложения и искажает восприятие главной проблемы курсовой работы.
Структурные элементы курсовой работы (главы и параграфы) должны быть логически взаимосвязаны. В конце каждой главы студенту рекомендуется делать плавный переход к проблемам, рассматриваемым в следующей главе.
Текст курсовой работы должен быть логически изложен и быть соединен внутренними логическими связями. Также важна последовательность изложения явлений и проблем при раскрытии темы. Главы должны быть законченной частью относительно всей работы и содержать завершающие предложения и вводные фразы, в которых должны содержаться выводы по главе и должны быть намечены переход к следующей главе.
Студент должен избегать повествовательного стиля изложения явления или проблемы. Исходя из проведённого анализа он должен уметь делать самостоятельно выводы. Следовательно, после блока повествовательной информации обязательно должны следовать оценка и выводы полученных результатов.
Итогом всей курсовой работы является отражение основных результатов, достигнутых при решении проблем и вопросов, поставленных в данной теме.
Творческий подход, осмысливание прочитанного материала, серьезность аргументов, с помощью которых оспаривается позиция других авторов — всё это даёт возможность обосновать собственную позицию, не допустить слепого подражания, отстаивая собственную точку зрения, добиваясь зрелости исследовательской работы.