Отраслевая структура культуры

ОТРАСЛЕВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Характеристика продуктов, удовлетворяющих потребность в культурной, художественной деятельности, позволяет определить область их производства, область экономической деятельности по соз­данию продуктов культуры.

Экономическая сторона человеческой деятельности определяет­ся тем, что ее различные виды осуществляются в рамках системы общественного разделения труда1, а продукты поступают в потребле­ние посредством обмена. Обособление видов экономической деятельности в этой системе выражается в образовании отраслей - ветвей системы общественного разделения труда, структурных элементов экономики.

Отрасль экономики- это совокупность производственных еди­ниц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности.

Вид экономической деятельности- процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).

Хотя отрасль отражает объективное состояние общественного разделения труда, установление границ отраслей для целей макроэкономического анализа и статистического учета на практике значительно затруднено. Это связано с тем, что экономическая деятельность хозяйствующего субъекта (производителя продукции) достаточно разнообразна и часто происходит в направлении производства нескольких видов продуктов. В период постиндустриального общества диверсификация - процесс перехода от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции - становится необходимым элементом стратегии развития организации. В условиях появления и роста числа различного рода комплексов, комбинатов, конгломератов и объединений определение отраслей, установление их границ на практике редко бывает четким и всегда в чем-то произвольно.

При отнесении субъектов хозяйствования к видам экономической деятельности, при установлении функциональных границ отрасли различают:

- основную деятельность, вносящую наибольший вклад в создание добавленной стоимости или приносящую преобладающую долю валового выпуска продукции (товаров или услуг);

- подсобную деятельность — к ней относятся виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей;

- вспомогательную деятельность, осуществляемую для под­держки главных видов деятельности организации, т.е. деятельность по обслуживанию основной (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонт и т.д.).

Группировка производителей в отрасли осуществляется по основной деятельности. При этом не учитываются различия в форме собственности (частная, государственная, муниципальная), юридиче­ском статусе (юридическое лицо, физическое лицо) и характере деятельности (рыночная, нерыночная).

Определение отраслей - классификация производителей про­дукции по видам их экономической деятельности - основывается на следующей совокупности классификационных признаков:

- характер основной производимой продукции;

- вид ее использования (назначение);

- организация и технология производства;

- вид сырья, материалов.

В соответствии с этим можно назвать следующие черты, характерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

- продукция отрасли - культурное благо - предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и на­правлена на эстетическое развитие потребителя;

- основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. это интеллектуальная деятельность, обладающая чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

- технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;

- преобладающая экономическая форма продукции - услуга;

- основные факторы, определяющие цену продукции - уникаль­ность (редкость) и художественность. Значительная часть продукции

не подвержена моральному старению, наоборот, время - фактор роста ее цены;

- технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, коллек­тивно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не предполага­ет систематического характера и не основано на административном воздействии;

- продукция производится либо штучная, либо небольшими пар­тиями, поэтому производство имеет характер единичного или мелко­серийного;

- предметом производства, его основным «материалом» являет­ся потребитель продукции, в связи с чем процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства - работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к работникам, - высокими;

- главным фактором производства на стороне предложения яв­ляются творческие способности работников;

- главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

- средства производства (техника, оборудование) в большинстве секторов культуры играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

- в организации производства значительна роль подготови­тельных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, ор­ганизации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат.

Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры,состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

Первая подотрасль - «искусство» - объединяет виды деятельно­сти, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллекти­вов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе.

Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников - фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской статистике традиции эти виды деятельности не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культуры, а при класси­фикации органами статистики их включали в легкую промышлен­ность (ОКОНХ1 до 2003 г.) или иные разделы, не связанные с культурой (ОКВЭД2 после 2003 г.).

Вторая подотрасль - «культурное просвещение» - область со­хранения, распространения, применения созданных в подотрасли «ис­кусство» художественных форм, - включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно- просветительную деятельность на индивидуальной основе.

Однако в научной и учебной литературе и в статистике отрасле­вые границы часто устанавливают на основе какого-либо одного из классификационных признаков, в связи с чем в состав отрасли в зави­симости от выбранного признака включают то одну, то другую сово­купность производителей, поэтому границы отрасли, в частности от­расли культуры получают различные очертания. Так, нередко в от­расль культуры, помимо организаций культурного просвещения и ис­кусства, включают организации телевидения, радиовещания и печати.

Культурные продукты - художественные программы, книги, фильмы и т.п. - занимают значительное место в деятельности таких диверсифицированных организаций, как теле- и радиокомпании, ре­дакции газет, журналов, издательств, а также в деятельности Интер­нета. Как и организации культуры, они являются средствами органи­зации досуга, но имеют существенные отличия от них по составу продукции (преобладают информационные продукты), по технологии производства (значительны элементы индустриального производства - машинизация труда, технология основана на применении техники, значительны масштабы производства и др.) и потребления (главным образом, индивидуальное). На этом основании деятельность в облас­ти книгоиздания, телевидения, радиовещания и Интернета3 целесооб­

разно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики - «средства массовой информации (СМИ)»- и не включать в состав других отраслей.

Используя для классификации признак технологического един­ства в производстве продукта, выделяют, например, аудиовизуальную сферу1, включая в нее кинопроизводство, кинофикацию, телерадио­вещание и Интернет. «Экранная культура» как фактор общей для на­званных видов деятельности технологии производства и потребления может быть использована в целях ее (технологии) исследования. Но и как объект управления (продюсерского дела) аудиовизуальная сфера достаточно неоднородна.

Для целей государственного статистического наблюдения Феде­ральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ) ис­пользует общероссийские классификаторы - таблицы, содержащие группы субъектов экономики, объединенные какими-либо признака­ми (видом экономической деятельности, формой собственности, ор- ганизационно-правовой формой и т.д.). Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствую­щий классификатор - ОКВЭД - общероссийский классификатор ви­дов экономической деятельности, введенный в практику в 2005 г. взамен использовавшегося ранее общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и упраздненного по причине несоответствия международной классификации.

В Общероссийском классификаторе видов экономической дея­тельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятель­ность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (см. Приложение 2). В этом подразделе производители объединены на ос­нове двух признаков - преобладающей экономической формы их продукции (услуга) и функционального назначения (большинство2 производителей организуют свободное время населения). Внутри подраздела в зависимости от схожести продукции и технологии ее из­готовления выделены группы: «Деятельность в области радиовещания и телевидения», «Деятельность информационных агентств», «Деятельность в области спорта» и группы, относящиеся к отрасли культуры:

«Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»;

«Деятельность в области искусства», в том числе деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и про­чих представителей творческих профессий, выступающих на индиви­дуальной основе;

«Деятельность концертных и театральных залов»;

«Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включаю­щая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

«Прочая деятельность в области культуры», включающая деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

«Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»;

«Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников»;

«Деятельность по организации азартных игр» и др.

В то же время декоративно-прикладное искусство, включая на­родные художественные промыслы, размещено в разделе «Обрабаты­вающая промышленность». В раздел «Операции с недвижимым иму­ществом, аренда и предоставление услуг» включена деятельность в области фотографии, моделирования одежды, обуви, предметов ин­терьера и деятельность художников-оформителей, а также деятель­ность в области архитектуры. Виды художественной деятельности оказались разбросанными по всему классификатору, включающему 17 разделов и 99 подразделов. И даже в «профильном» подразделе № 92 она перемешана со спортивной, информационной деятельностью и деятельностью по оказанию ритуальных услуг. Это свидетельство в значительной мере произвольного установления отраслевых границ органами госстатистики, которое затрудняет целостное восприятие отрасли культуры и дает неадекватное представление о её масштабах.

Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструкту­ру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кинокопировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (свето­техники, кино- и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьютерские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно- исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления, департаменты и отделы культуры).

Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по ха­рактеру выполняемых функций можно разделить на:

- управленческие;

- производственные;

- образовательные;

- научно-методические;

- снабженческо-сбытовые.

Эти организации, а также индивидуальные производители обес­печивают отрасль культуры необходимыми факторами (условиями) производства. Сами они входят в состав других отраслей1, однако технологические связи объединяют их с организациями культуры. Так, киностудии работают по договорам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями; биб­лиотеки взаимодействуют с книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу2 культуры - совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий; это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологи- ческими связями, основанными на договорных отношениях.

Наши рекомендации