Понятие и сущность инвестиций и бизнес-проекта

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы построения бизнесс-плана……………….5

1.1 Теоретические основы бизнес-плана……………………….…………….....6

1.2Понятие и сущность инвестиций и бизнес-проекта……………………….12

1.3Структура и содержание бизнес-плана

Глава 2. Анализ бизнес-плана торгового предприятия..………...………. 17

2.1 Оценка рисков и страхование…..…………………………………….…….17

2.2 Оценка конкуренции

2.3 финансовый план

Глава 3. Рекомендации при составлении бизнес-плана………………..…23

3.1 рекомендации……………………………………………………..……...…..23

Заключение ………………………………………………………………….…...25

Список использованной литературы……………………………………….......27

Приложения…………………………………………………………………...…28

Введение

В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом, малому бизнесу необходимо быть гибким и оперативно решать появляющиеся проблемы, чтобы выжить на рынке. Ситуация, несомненно, сложная, но с другой стороны, более слабые предприятия вынуждены будут уйти с рынка, то есть, с точки зрения конкретного предприятия, естественным путём будет ликвидирован целый ряд конкурентов. Если для экономики страны это, несомненно, проблема, то для экономики фирмы, сложившаяся ситуация даёт шанс выбиться в лидеры, завоевать большую долю рынка и тем самым укрепить свои позиции на конкретном рынке. Важной задачей для развития малого бизнеса, является привлечение инвестиций. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Документом, содержащим всю необходимую информацию, является бизнес-план предприятия.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, и для формирования нового бизнеса, используемым во всех сферах предпринимательства.

Основными задачами курсовой работы являются:

– спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

- выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Актуальность данной темы заключается в том, что, начиная свою деятельность, директор должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах. Если отсутствует конечный пункт пути, то этот путь превращается в блуждание в пространстве.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных понятий, изучение порядка составления и обоснование, а так же анализ основных разделов бизнес-плана.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучение структуры бизнес-плана

- рассмотрение возможных ошибок при составлении бизнес-планов

- изучение основных разделов бизнес-плана.

Глава 1. Теоретические основы построения бизнесс-плана

1.1 Экономическое обоснование бизнес-плана предприятия торговли.

При создании, а так же функционировании предприятия важно совершенно точно понимать и представлять цели создания предприятия, его функционал, а так же как, с какой продукцией, каким образом будет работать данное предприятие. Бизнес-план не входит в обязательный перечень документов предприятия, но это очень важный документ. На начале создания он нужен для понимания прежде всего учредителем целей создания, какие затраты стоит понести, сроки окупаемости и многое другое. Так же он важен и для инвесторов, которым нужно понимать, а стоит ли вкладываться? Бизнес-план представляет собой комплексное изучение разных сторон деятельности фирмы.

Инновационное представления о функциях управления связаны с выделением 3-х групп функций: первичные либо базисные, связующие и интегрирующие (своевременные) функции.

Исполнение базисных функций составляет базу процесса управления для каждого руководителя, независимо от занимаемой должности и спецспециализации. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование - определение цели или целей деятельности и развития организации, стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Планирование не должно прерываться, чтобы обеспечить развитие организации и поддерживать курс к намеченным планам в силу их исзменчивых характеристик.

В зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планов:

- текущее или оперативное планирование;

- среднесрочное планирование;

- перспективное планирование.

Среди стратегического планирования особое место занимает бизнес-планирование.

Бизнес-план является полным и точным описанием предприятия, начиная от продукта, целей, стратегий и заканчивая процессами управления, а также финансовыми потребностями и результатами.

Хорошо составленный бизнес-план поможет не только проложить курс фирме, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу поможет решить бизнес- план сущность). Потенциальные инвесторы (кто предоставляет капитал) почти ежедневно получают огромное количество запросов на финансирование рискованных проектов, и поэтому надо предоставить им информацию о фирме и ее продукции очень профессионально и точно, в соответствии с определенным планом (тут поможет бизнес-план форма).

Только бизнес-план, который подготовлен на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования проекта, несомненно, произведет впечатление на инвесторов с точки зрения умения планировать. Инвесторы могут оценить общую компетенцию руководителя предприятия по данному бизнес-плану.

Хорошо подготовленный бизнес-план всегда повысит шансы на получение финансов от разных источников.

Определение цели бизнес-плана – это второй важный шаг после определения сферы деятельности создающегося предприятия или проекта. Цель – это реальное или не реальное (воображаемое) положение вещей, к которым будет стремиться автор бизнес-плана, предприятия или проекта. На данном этапе не следует уделять много внимания, на сколько реальны поставленные цели, так как именно само проектирование бизнес-плана ответить на этот вопрос. Наиболее важно- это: цель должна быть однозначной, или может разбиваться на подцели, и она должна соответствовать намерениям предпринимателя. Если в деятельности возможно участие партнеров, соучредителей, то необходимо их присутствие при составлении, для того, что бы сформулировать цели, чтобы они стали товарищами в дальнейшем. Так же, важно, даже необходимо разграничивать личные цели и цели бизнеса (к примеру, личные цели- это"обогащение" или "власть" они могут стать стимулом деятельности, хотя вряд ли будут восприняты партнерами или работниками).

К сожалению, многие предприниматели ограничиваются написанием плана на год, считая, что дальнейшая перспектива не может быть определена. Такой подход ограничивает перспективу видения предпринимателя, тем более, что практически во всех областях существуют прогнозы долгосрочного развития даже в условиях нестабильной экономики. Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен приводить не к размытости высказываний, а к формированию различных вариантов развития и оценке их осуществимости и выживаемости в различных условиях.

Состав, структура и объем бизнес-плана

В зависимости от целей можно выделить три вида бизнес-планов:

1. бизнес-план форма;

2. бизнес-план сущность;

3. бизнес-план понимание.

Бизнес-план форма призвана осуществить представление бизнеса для инвесторов, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с требованиями партнеров или участников бизнеса.

Бизнес-план сущность необходима при отражении процессов, происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления всех особенностей, возможностей и угроз и помогает принимать решение.

Бизнес-план понимание составляется для анализа и изучения новой идеи, предполагающей развитие и изменение предприятия. Он направлен на понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее полное представление результатов новых идей.

Формирование представлений о бизнес-плане - это следующий шаг после определения сферы деятельности, цели деятельности, цели составления бизнес-плана, определения названия предприятия или проекта. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени его участия в нем. Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Объем и степень детализации разделов определяются спецификой и областью деятельности фирмы. Первое представление о бизнес-плане может дать его структура, которую и нужно сформировать.

Содержание разделов бизнес-плана может быть разной степени детализации. Принципиальное содержание основных разделов бизнес-плана должно включать следующее.

Структура бизнес-плана не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.

Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры или предприятия сферы услуг.

Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.

Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана - кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.

Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки проекта или внутрифирменного планирования.

В последнее время банки ужесточили требования к бизнес-планам, представляемым заемщиками, для получения ссуд необходимо избегать типичных, во многих бизнесс-планах, м ошибок

Наиболее типичными ошибками являются следующие:

1. Переоценка или недооценка возможностей от реализации продукции и услуг. Непродуманная стратегия маркетинга, чересчур оптимистичные прогнозы продаж вызывают вопросы у кредитного эксперта.

2. Завышение конечной цены реализации товара, что приводит формально хорошим финансово-экономическим показателям кредитного проекта. При этом возможны два варианта объяснения причины такого завышения. С одной стороны, возможно, что это результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо использует в качестве ориентира цену разовой партии товара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает ценовые параметры, в надежде, во что бы то ни стало получить кредит, рассчитывая на нецелевое использование кредита.

3. Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до затрат на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие "эксклюзивных" отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат кредитный эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т.д.

К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек, относится налогообложение. На процесс реализацию проекта могут оказать влияние даже особенности налогового календаря, действующего для данного вида бизнеса. Так, например, только за счет непродуманного указания даты реализации товара предприниматель может оказаться перед необходимостью уплаты НДС в полном объеме в отчетном месяце, тогда как зачет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям произойдет только в следующем. Естественно, это приведет к срыву графика погашения кредита, применению штрафных санкций и в результате к появлению проблемного кредита.

4. Соотнесение сроков кредита со скоростью оборота товарных операций. В основном сроки кредитования по товарным операциям составляют 3 - 4 месяца, а источником для возврата сумм основного долга является выручка от реализации товаров и услуг. После успешного закрытия первого кредита клиент банка уже зарабатывает положительную кредитную историю, поэтому следующий кредит ему можно будет получить намного легче. Получив новый кредит, предприниматель делает новый оборот и т.д., пока не наступает закономерный дефолт. Дело в том, что реальный период кредитования торговой операции значительно превосходит длительность одного оборота, в действительности возврат кредита возможен только при накоплении за счет операции чистой прибыли, равной по величине сумме основного долга. Следовательно, ТЭО по такому проекту должно иметь значительно более дальний горизонт, поэтому и рискованность данного проекта автоматически возрастает.[1]

Понятие и сущность инвестиций и бизнес-проекта

Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного ап­парата с целью получения прибыли.

В самом общем смысле инвестиции— денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бу­маги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкла­дываемые в объекты предпринимательской деятельности в це­лях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Под инвестициями традиционно понимают процесс вложения средств в любой форме для полу­чения дохода или какого-то эффекта. Такое понимание является наиболее общим и распространенным. Сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и получаемых результатов.

Инвестиции могут включать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и охватывать его элементы: научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение или реконструкция действующего произ­водства, организация нового производства или выпуск новой продук­ции и т.п.

Инвестор - это физическое или юридическое лицо (лица), вкла­дывающее средства в проект. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, инвестор заключает контракт с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с дру­гими участниками инвестиционной деятельности.

Инвестиционный проект – это комплексный план мероприятий, направленных на создание нового или модерниза­цию существующего производства с целью получения экономической выгоды.

Любой проект внедряется в реально существующую внеш­нюю среду: на входе проект черпает из нее ресурсы для созда­ния продукции или оказания каких-либо услуг, а на выходе — среда принимает результаты проектной деятельности. Для успе­ха проекта нельзя не учитывать его взаимодействие с внешней средой, что осуществляется путем комплексной экспертизы проекта — системного, взаимосвязанного исследования внут­ренней и внешней среды проекта.[2]

В зависимости от направлений вложения инвестиций и целей их реализации инвестиционные проекты делятся на:

-производственные (вложение капиталов в создание новых, реконструкцию и перевооружение существующих основных фондов и производственных мощностей для различных сфер национальной экономики);

-научно-технические (разработка и создание новой и высокоэффективной продукции с новыми свойствами, новых высокопроизводительных технологий и технологических процессов и т.п.);

-финансовые (приобретение и формирование портфеля ценных бумаг, покупка финансовых обязательств, выпуск и реализация ценных бумаг); коммерческие (получение прибыли от вложений в закупку, продажу и перепродажу какой-либо продукции, товаров, услуг);

- экологические (вложения в природоохранные проекты или улучшение параметров действующих производств и предприятий по вредным выбросам в атмосферу и воздействиям на природу);

- социально-экономические (вложения в качественное улучшение здравоохранения, образования, культуры в стране, регионе).

Таким образом, всякий проект для своего осуществления нуждается в ресурсах (финансовых, материальных, трудовых) для осущест­вления как процесса производства, так и процесса управления.

1.3 структура и содержание бизнес-плана

При разработке бизнес-планов ставятся цели, оцениваются потребности в ресурсах, устанавливаются сроки достижения цели. В бизнес-плане вновь создаваемого предприятия требуется подробное описание предприятия (производственные мощности, персонал, связи с поставщиками, наличие заказчиков, номенклатура продукции, техническое развитие предприятия, структура управления). Для разработки и обоснования бизнес-плана необходимы следующие показатели:

а) общие исходные данные и условия выполнения проекта;

б) рынок сбыта продукции и производственной мощности;

в) материальные факторы производства и необходимые ресурсы;

г) проектно-конструктивная документация;

д) потребность в в трудовых ресурсах и источники покрытия;

е) планирование сроков осуществления проекта;

ж) финансово-экономическая оценка проекта;

Основные разделы бизнес-плана:

1. Введение.

Является визитной карточкой всего бизнес-плана. Предназначен в основном для потенциальных инвесторов. Здесь излагается суть проекта, его преимущества и приводятся основные итоговые показатели проекта.

2. Продукция (услуги).

В этом разделе даётся информация о продукции, показывается новизна технологических, потребительских и других решений, проводится сравнительный анализ продукции конкурентов, приводится преимущества для производителей и потребителей продукции.

3. Производственный план.

Даётся оценка экономического потенциала, который способен обеспечить производственную программу по проекту, оценивается уровень технологического потенциала предприятия. Даётся схема производственных потоков, перечень производственного оборудования, виды сырья материалов. Рассматривается трудовой потенциал предприятия, материально-техническое обеспечение производства, правовая защита производства.

4. План маркетинга.

Даётся оценка внешней среды потенциала потребителя продукции, конкурентов, разрабатывается стратегия маркетинга.

5. Организационный план.

Отражается организационно-правовая форма предприятия, организационные структуры управления, сведенья о партнёрах, составляется квалификационная матрица по видам работ.

6. Оценка риска и страхование.

Данный раздел должен выявить основные типы риска для бизнеса предприятия, их источники, ожидаемы моменты их возникновения в целях оценки возможного ущерба. Разрабатываются мероприятия по минимизации ущерба и определяются риски, которые необходимо страховать.

7. Финансовый план.

Обосновывается потребность для инвестиций и показывается, на сколько проект приемлем, с экономической точки зрения.

Глава 2. Анализ бизнес-плана торгового предприятия. цветочного магазина

Наши рекомендации