Орфоэпическая разминка

– Назовите формы именительного падежа местоимений самого и самого.

– Рассмотрите таблицу на с. 188.

– Поставьте ударения в определительных местоимениях в следующих предложениях:

1) Он был приглашен на завтрак к самому царю.

2) Самому достойному воину была вручена награда.

3) Самой лучшей спортивной команде дадут путевку в г. Сочи.

– Составьте предложения с этими местоимениями в родительном падеже.

Выборочный диктант.

– Выпишите словосочетания определительное местоимение + существительное. Укажите род, число, падеж местоимений.

1. А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать.

2. Ловили в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули.

3. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»

4. И вдруг он исчез. Что тут случилось – щука ли его заглотила, рак ли клешней перешиб или сам он своей смертию умер и вспыл на поверхность – свидетелей этому делу не было.

Домашнее задание: упражнение 446.

Урок 128.
Морфологический разбор местоимений

Проверка домашнего задания.

Работа с текстом.

– Прослушайте предложение из рассказа М. Зощенко «Аристократка». Найдите ошибку в употреблении одного из местоимений.

Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

– В чем заключается ошибка? Исправьте ее.

– Объясните прибавление согласной Н к местоимению.

– Выпишите все местоимения из предложения.

Учитель читает предложение второй раз.

– Определите их падеж.

– Напротив каждого местоимения запишите его начальную форму.

– Определите разряд выписанных местоимений.

– У личных местоимений укажите лицо.

– Определите число и род местоимений, если это возможно.

– Сделайте вывод о постоянных и непостоянных признаках местоимений, опираясь на запись.

3. Работа по вариантам.

Задание: выписать из предложений местоимения, охарактеризовать их как часть речи.

1-й вариант: На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой – внизу сидеть, а Васькин – аж на самой галерке.

2-й вариант: А я говорю хозяину:

– Сколько с нас за скушанные три пирожные?

– С вас, говорит, за скушанные четыре штуки столько.

Цифровой диктант.

Задача учащихся – вычленить отрицательные местоимения и поставить е/и напротив соответствующего номера предложения.

1. Никакого письма я не получал.

2. Этот человек не ищет ничьей дружбы.

3. Вернуть книгу было некому.

4. Нечем было написать записку.

5. В саду ничего не росло.

6. В огороде нечего было поливать.

7. Ничто не ранит так, как ранит стыд.

8. Даже лучший сокол никого не поймает, если не дать взлететь ему.

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7 8
и и е е и е и и

Самостоятельная работа (упр. 448).

Итог урока.

– Что значит сделать морфологический разбор местоимения?

Игра на сообразительность.Учитель называет разряд местоимения и указывает на любого учащегося. Задача – привести пример.

Домашнее задание:упражнение 449; подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 190–191).

Урок 129.
Повторение

Учитель готовит на каждый ряд карточки (их количество зависит от количества учеников в ряду). Каждый учащийся получает карточку. На выполнение одного задания дается 5 минут, после чего по команде учителя учащиеся передают карточки по часовой стрелке и выполняют следующее задание. Таким образом, каждый ученик выполняет задания всех карточек.

К а р т о ч к а 1.

1. Что называется местоимением? Как изменяется местоимение? Какими членами предложения бывает местоимение?

2. Спишите. Определите падеж местоимений.

Познакомиш?ся со мной и увид..шь шар з..мной: пок..жу тебе все страны и моря, и ок..аны. Все его люб..т, а погл..дят (на)него, так каждый морщ..тся.

К а р т о ч к а 2.

1. Какие местоимения относятся к личным? Как изменяются личные местоимения?

2. Просклоняйте местоимения: я, вы, они.

3. Запишите местоимения он (оно) в нужной форме. Определите падеж.

Кто с пользой для Отечества трудит?ся, тот с _______ ле..ко (не)разлучит?ся. Служи так народу, чтобы за ________ в огонь и в воду. В..новатому кажет?ся, что все про _________ г..в..рят.

К а р т о ч к а 3.

1. Какие местоимения относятся к вопросительным? Относительным?

2. Для чего служат относительные местоимения?

3. Спишите. Обозначьте разряд местоимений.

В каком году ты родился? Сколько тебе лет? Какие книги тебе нравятся больше всего? Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! Узнайте, кто это так звонко поет в листве дерева.

К а р т о ч к а 4.

1. Какие местоимения относятся к неопределенным? Как изменяются неопределенные местоимения?

2. Спишите. Обозначьте условия выбора дефисного и раздельного написания в неопределенных местоимениях.

Подготовить (кое)что, сдружиться (с) кем (нибудь), рассердиться из-за чего (то), решить (не) сколько примеров, рассадить (кое) кого (кое) (с) кем, препятствовать (в) чем (либо) кому (нибудь), подыскать (не) которые статьи, присутствовать (на) каком (то) собрании.

К а р т о ч к а 5.

1. Назовите отрицательные местоимения. Как изменяются отрицательные местоимения?

2. Просклоняйте местоимение никто.

3. Спишите. Раскройте скобки.

(Не) предл..гал (ни) чего (ни) кому, (не) прик..сался (ни) (к) чему, (не) заг..рел (ни) кто, (не) выр..щивал (ни) каких р..стений, (не) касался (ни) чего, (не) ра(с,сс)прашивал (ни) (о) чем, (не) ра..сказывал (ни) (о) ком.

К а р т о ч к а 6.

1. На что указывают притяжательные местоимения? Указательные?

2. Закончите запись в столбике:

Мой

Твой

Тот

Этот

3. Просклоняйте местоимения: наш (класс), такой (интерес).

К а р т о ч к а 7.

1. Какие местоимения относятся к определительным? Как они изменяются?

2. Просклоняйте местоимения: всякий, любой.

3. Выпишите только определительные местоимения.

Тот, весь, такой, сам, иной, этот, столько, свой, другой, каждый, наш.

К а р т о ч к а 8.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните задания.

Прос..ка. Бел..зна снегов облита солнц..м. По прос..к.. (ни) кто3(не) езд..л и (не) ходил4. Поперек прос..к.. на снегу парные отп..чатки чьих(то)3ног. Снег свеж?, следы (не) кажут?ся малыми4. Кто3переб..жал прос..ку? Это была прыткая белка.

Урок 130.
Диктант

Судьба белки

Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался какой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.

Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.

А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула.

Задания:

1. Сделать синтаксический разбор предложения под знаком * (1-й вариант) и под знаком ** (2-й вариант).

2. Сделать морфологический разбор слов ним, несколько (1-й вариант), чьи-то, ее (2-й вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова её.

Урок 131.
Повторение изученного в 5 классе

1. «Угадай-ка!»

– Отгадайте часть речи:

1) эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам; обозначает предмет;

2) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;

4) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

Наши рекомендации