Лингвистическая задача.
– Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Какие формы местоимений вы употребили?
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
И у нас во дворе слышал я однажды
Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный,
Чтобы вы никогда не попали в лужу,
Их, его и ее говорить вам нужно.
Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам.
(А. Хайт.)
Итог урока.
Что общего и различного между притяжательными местоимениями и притяжательными прилагательными?
Домашнее задание:упражнение 433.
Урок 122.
Притяжательные местоимения
Проверка домашнего задания.
Проверка упражнения из домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
Задание: исправьте ошибки, вставьте пропущенные знаки препинания, найдите притяжательные местоимения, укажите их род, число, падеж.
1. Вдруг настречу мой хароший
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
Па алее прохадил.
2. И гаворит крокодил
Пожалуйте ваше виличество!
Кокоша поставь самавар!
И Тотоша зажги эликтричество.
3. Не баимся мы ево,
Великана тваего:
Мы зубами
Мы клыками мы копытами его.
4. Бабочька-красавица
Кушайте варенье!
Или вам не нравиться
Наше угащенье?
Игра «Третий лишний»
1) я, мы, мой;
2) ваш, ты, твой;
3) наш, свой, он.
Упражнение 434.
Наблюдение.
Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 182. Делают вывод, сравнивают его с выводом учебника. Затем составляют два предложения, где местоимение вы употребляется по отношению к одному лицу и к нескольким лицам.
Подготовка к диктанту.
Диктант (по упражнению 435).
Домашнее задание:прочитать теоретические сведения об указательных местоимениях.
Уроки 123–124.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассуждение
1. Подготовительная работа.
– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает.
– Назовите три элемента рассуждения. (Тезис, аргументы, вывод.)
– Что обозначает каждый из них?
– Прочитайте текст упражнения 436. Ответьте на вопрос: в чем заключается суть спора между дедушкой и внучкой?
– Сформулируйте тезисы, которые выдвигает каждый из них.
– Попробуйте объяснить каждую точку зрения.
(Учитель создает дискуссионную обстановку, в которой учащиеся приводят различные аргументы в пользу того или другого мнения.)
– Итак, определитесь, какая точка зрения вам ближе, и сформулируйте для себя вывод. (Заслушиваются выводы учащихся.)
– Кратко запишите свои мысли в тетради по схеме:
Тезис –
Аргументы – 1) … 2) … 3) …
Вывод –
– Опираясь на эту запись, озаглавьте свое сочинение-рассуждение и составьте его план.
– Какие языковые формулы можно использовать для своего мнения? (Я считаю, по моему мнению, на мой взгляд и т. д.)
2. Самостоятельная работа (написание сочинения).
Упражнение 436.
Подготовка материалов к сочинению-рассуждению.
Написание сочинения-рассуждения.
Урок 125.
Указательные местоимения
Работа с текстом.
– Прослушайте стихотворение А. Фета. Какое местоимение в нем чаще всего употребляется?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
– Какую роль играет в стихотворении местоимение это?
– К какому разряду местоимений оно относится?
Фронтальный опрос
– Какова функция указательных местоимений?
– Могут ли указательные местоимения изменяться по родам?
– Назовите другие грамматические признаки указательных местоимений.
– Вместо каких частей речи могут употребляться в предложении указательные местоимения?
Упражнение 437 (устно).
Упражнения 438, 439.
Диктант.
1. Хорошо того учить, кто слушает.
2. Кто много обещает, тот мало делает.
3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
4. Какова яблонька – таковы и яблоки.
5. Чего сам не любишь – того людям не желай.
Примечание: учитель предупреждает о постановке тире в 4 и 5-м предложениях.
Домашнее задание:упражнение 441.
Урок 126.
Указательные местоимения
Проверка домашнего задания.
Наблюдение.
– Рассмотрите слова в рамке на с. 185 учебника.
об этом – о том
об этой – о той
об этих – о тех
– Найдите указательные местоимения.
– Подумайте, от чего зависит выбор предлогов о и об.
Упражнение 440.
Подготовка к диктанту.
Учащиеся анализируют орфограммы в тексте упражнения 443.
Диктант (упражнение 443).
Домашнее задание:выписать из произведений художественной литературы 6 предложений с указательными местоимениями.
Урок 127.
Определительные местоимения
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Упражнение 444 (устно).
Упражнение 445 (комментированное письмо).