Проверка домашнего задания. Лингвистическая разминка

Лингвистическая разминка.

– Поставьте глаголы сначала в прошедшем времени, а затем в настоящем или будущем времени.

Каяться, надеяться, затеять, слышать.

– Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.)

Работа с теоретическим материалом.

– Вспомните, почему изъявительное наклонение так называется.

– Подумайте, как получило свое название условное наклонение.

Если бы да кабы

Да во рту б росли грибы,

То был бы не рот,

А целый огород.

– При каком условии был бы огород?

– Прослушайте шуточное стихотворение Дж. Родари и назовите второе наименование условного наклонения (раньше оно называлось сослагательное).

«Я решил бы, я сказал бы,

Поспешил бы, написал бы».

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

...В кресло мягкое забьется

И мечтательно журчит:

«Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка, вначале

Я сыграл бы на рояле,

Я сыграл бы, коль умел бы,

Если б мог бы, полетел бы...»

Учащиеся записывают фразу из стихотворения: «Я сыграл бы на роял..» (на доске она тоже записана).

– Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте.

– Сделайте разбор по членам предложения.

– Почему в сказуемое входит частица бы?

– В форме какого времени употреблен глагол?

Учитель называют инфинитивы, от которых учащиеся образовывают условное наклонение: писать, читать, сделать, умыться.

– Сделайте вывод об образовании глагола в форме условного наклонения.

– Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 204).

Упражнения 486, 487.

Заполнение таблицы (по упражнению 488).

глаголы прошедшего времени глаголы условного наклонения
   

Итог урока.

Учитель читает отрывки из стихотворения Шэла Силверстейна. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат глаголы в изъявительном наклонении.

Если я был бы

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Если бы мне подарила конфету «Полет»

Тетя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Домашнее задание:упражнение 489.

Урок 143.
Повелительное наклонение

Лингвистическая задача.

В одном из стихотворений В. Маяковский так обращается к солнцу:

Чем так,

Без дела заходить,

Ко мне

На чай зашло бы!

– Сколько глаголов в этих строчках?

Ответ: здесь один глагол «зайти» в двух значениях: 1) скрываться за горизонтом; 2) идя, по пути посетить кого-нибудь.

– Укажите форму условного наклонения. Определите род, число.

Работа с теоретическим материалом.

– Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой (с. 206, наверху).

– Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении? Подсказкой послужит однокоренное слово.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

– Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

– На с. 206 учебника прочитайте сведения об этих глаголах.

Игра «Третий лишний».

– Чтобы исключить лишнее слово, надо сначала образовать от глаголов формы повелительного наклонения.

1) писать, читать, думать;

2) думать, петь, сказать;

3) сесть, лечь, сидеть.

– Сделайте вывод об образовании формы повелительного наклонения в единственном числе.

4. Игра «Догадайся!»

– Какое значение выражают глаголы в форме условного наклонения? Замените эти глаголы формами повелительного наклонения.

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели.

(К. Чуковский.)

– Сделайте вывод об образовании формы повелительного наклонения во множественном числе.

– Сравните свои выводы с выводами в учебнике (с. 207).

Упражнение 491.

Творческий диктант.

– Помогите этим глаголам хоть на минуту стать повелителями.

(Учащиеся записывают только формы повелительного наклонения.)

Улыбаться, улыбнуться, решать, решить, убежать, убегать, расстелить, расстилать, прикрыть, прикрывать, класть, положить, встать, лечь, ложиться.

Итог урока.

– Перечислите все наклонения глагола и объясните их названия. Приведите примеры.

Домашнее задание:упражнение 492.

Урок 144.
Повелительное наклонение

Лингвистическая задача.

– О каком наклонении идет речь?

1) «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем».

2) «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем».

3) «Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».

Повелительное наклонение.

От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения. В каких случаях это невозможно?

бежать весить вить выглядеть грести доказать есть ехать жечь значить издавать класть махать напасть ночевать основать пахать печь стоить шептать говорить

3. Работа с орфограммой «Ь в глаголах повелительного наклонения».

Упражнения 493, 494.

Творческий диктант.

Учитель диктует глаголы. Задача учащихся – образовать формы повелительного наклонения сначала единственного, потом множественного числа, записать их.

Приготовить, уничтожить, обеспечить, познакомить, оставить, насыпать, бросить, залезть, заверить.

Домашнее задание:упражнение 495.

Урок 145.
Повелительное наклонение

Наши рекомендации