Лингвистическая задача. €

– Какой частью речи является слово звонок?

– Можно ли без контекста определить его частеречную принадлежность?

– Составьте предложение, в котором это слово будет прилагательным.

– В форме какой степени сравнения употреблено прилагательное?

– Как лексическое значение слова помогает определить часть речи?

Определение темы урока.

– Итак, значение играет очень важную роль в русском языке, о нем никогда нельзя забывать. Прилагательные делятся по значению на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

– Запишите тему урока.

Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте теоретические сведения о разрядах прилагательных.

– Подготовьте ответ по плану:

1) что обозначают прилагательные данного разряда, примеры;

2) образуют ли степени сравнения;

3) имеют ли краткую форму;

4) могут ли сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком?

1 ряд – качественные прилагательные;

2 ряд – относительные;

3 ряд – притяжательные.

Затем представители каждого ряда рассказывают про разряд прилагательного. Остальные ученики конспектируют запись, заполняя таблицу:

Разряды Признаки Качественные Относительные Притяжательные
1) значение прилагательных      
2) наличие степеней сравнения      
3) наличие краткой формы      
4) свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком      

– Найдите сходства и отличия между разрядами прилагательных.

Упражнение 290 (комментированное письмо).

– Укажите после качественных прилагательных в скобках их антоним или синоним.

Упражнение 294.

– Рассмотрите слова в рамке. Как различаются значения прилагательных? С каким языковым явлением мы столкнулись в начале урока, когда определяли частеречную принадлежность слова звонок? (Омонимия.)

– Найдите в тексте упражнения относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу. Запишите пары по образцу: золотой – из золота.

Работа проводится под руководством учителя.

– Самостоятельно выпишите остальные относительные прилагательные:

1 ряд – по месту;

2 ряд – по времени;

3 ряд – по действию.

Игра «Составь пару».

– Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь.

Например: паспорт папы – папин паспорт.

1) шинель деда

2) сарафан бабушки

3) дом дяди

4) платье сестры

5) рог оленя

– Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы.

Итог урока.

– Какие прилагательные могут нам указать на владельца того или иного предмета?

– Прилагательные какого разряда не имеют краткой формы?

– Прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения?

Домашнее задание:принести какой-нибудь небольшой предмет (игрушку, брелок и т. д.); выполнить упражнение 295.

Урок 78.
Рязряды имен прилагательных по значению

Беседа.

– Запишите тему урока.

(Пока учащиеся записывают тему, учитель проводит перекличку.)

– Я не случайно начала урок с переклички. Скажите, в чем заключается связь между вашими фамилиями и темой сегодняшнего урока?

– Послушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» и поищите в своей фамилии историю вашего рода.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

А вот Октябрьский был рожден

Совсем в другую пору:

Матросов в Зимнем помнит он

И грозную «Аврору» ...

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

Лингвистическая разминка.

Чем дрессировщик более искусен, тем более искусан.

– Найдите прилагательное в сравнительной степени.

– Докажите это утверждение. Что означает слово искусный?

Индивидуальная работа по карточкам

К а р т о ч к а 1.

Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам:

– значение разряда;

– наличие краткой формы, примеры;

– возможность образования степеней сравнения, примеры;

– возможность употребления с наречием очень;

– наличие антонимов или синонимов.

К а р т о ч к а 2.

Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам:

– значение разряда;

– наличие краткой формы, примеры;

– возможность образования степеней сравнения, примеры;

– возможность употребления с наречием очень;

– наличие антонимов или синонимов.

Работа над орфограммой.

– Произнесите слова пастушья, овечья.

– Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв?

– Отобразите это в транскрипциях слов.

– Какова функция мягкого знака в этих словах?

– Почему нельзя утверждать, что мягкий знак здесь указывает на мягкость предыдущего согласного?

Упражнение 300 (работа у доски и в тетрадях).

Игра «Бюро находок».

Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома.

– Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.

Находка Признаки Чья? Чей?
мяч маленький резиновый

– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.

Находка Признаки Чья? Чей?
мяч маленький резиновый Сашин

– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, поэтому их нужно писать с прописной буквы.

После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей.

Вместо игры «Бюро находок» учитель может предложить самостоятельную работу по упражнению 298.

Итог урока.

– По какому признаку мы выделяем разряды прилагательных?

– Можно ли считать прилагательное качественным, если оно не имеет степени сравнения? Обоснуйте свой ответ.

– Можно ли считать прилагательное относительным, если оно имеет краткую форму? Обоснуйте свой ответ.

– Можно ли образовать притяжательное прилагательное от существительного среднего рода? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание:упражнения 299, 293 (выписать слова с пропущенными буквами).

Уроки 79–80.
Развитие речи. выборочное изложение

Упражнение 297.

1. Работа с первой частью отрывка. (Чтение; части делятся по абзацам.)

– Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.)

– Определите хронологический порядок:

1) «сделалась метель»;

2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»;

3) «поднялся ветер»;

4) «небо слилося с землею»;

5) «в одну минуту дорогу занесло».

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4.

– Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго?

(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)

Наши рекомендации