Лингвистическая задача.
– Какой частью речи является слово звонок?
– Можно ли без контекста определить его частеречную принадлежность?
– Составьте предложение, в котором это слово будет прилагательным.
– В форме какой степени сравнения употреблено прилагательное?
– Как лексическое значение слова помогает определить часть речи?
Определение темы урока.
– Итак, значение играет очень важную роль в русском языке, о нем никогда нельзя забывать. Прилагательные делятся по значению на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
– Запишите тему урока.
Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте теоретические сведения о разрядах прилагательных.
– Подготовьте ответ по плану:
1) что обозначают прилагательные данного разряда, примеры;
2) образуют ли степени сравнения;
3) имеют ли краткую форму;
4) могут ли сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком?
1 ряд – качественные прилагательные;
2 ряд – относительные;
3 ряд – притяжательные.
Затем представители каждого ряда рассказывают про разряд прилагательного. Остальные ученики конспектируют запись, заполняя таблицу:
Разряды Признаки | Качественные | Относительные | Притяжательные |
1) значение прилагательных | |||
2) наличие степеней сравнения | |||
3) наличие краткой формы | |||
4) свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком |
– Найдите сходства и отличия между разрядами прилагательных.
Упражнение 290 (комментированное письмо).
– Укажите после качественных прилагательных в скобках их антоним или синоним.
Упражнение 294.
– Рассмотрите слова в рамке. Как различаются значения прилагательных? С каким языковым явлением мы столкнулись в начале урока, когда определяли частеречную принадлежность слова звонок? (Омонимия.)
– Найдите в тексте упражнения относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу. Запишите пары по образцу: золотой – из золота.
Работа проводится под руководством учителя.
– Самостоятельно выпишите остальные относительные прилагательные:
1 ряд – по месту;
2 ряд – по времени;
3 ряд – по действию.
Игра «Составь пару».
– Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь.
Например: паспорт папы – папин паспорт.
1) шинель деда
2) сарафан бабушки
3) дом дяди
4) платье сестры
5) рог оленя
– Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы.
Итог урока.
– Какие прилагательные могут нам указать на владельца того или иного предмета?
– Прилагательные какого разряда не имеют краткой формы?
– Прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения?
Домашнее задание:принести какой-нибудь небольшой предмет (игрушку, брелок и т. д.); выполнить упражнение 295.
Урок 78.
Рязряды имен прилагательных по значению
Беседа.
– Запишите тему урока.
(Пока учащиеся записывают тему, учитель проводит перекличку.)
– Я не случайно начала урок с переклички. Скажите, в чем заключается связь между вашими фамилиями и темой сегодняшнего урока?
– Послушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» и поищите в своей фамилии историю вашего рода.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросов в Зимнем помнит он
И грозную «Аврору» ...
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
Лингвистическая разминка.
Чем дрессировщик более искусен, тем более искусан.
– Найдите прилагательное в сравнительной степени.
– Докажите это утверждение. Что означает слово искусный?
Индивидуальная работа по карточкам
К а р т о ч к а 1.
Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам:
– значение разряда;
– наличие краткой формы, примеры;
– возможность образования степеней сравнения, примеры;
– возможность употребления с наречием очень;
– наличие антонимов или синонимов.
К а р т о ч к а 2.
Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам:
– значение разряда;
– наличие краткой формы, примеры;
– возможность образования степеней сравнения, примеры;
– возможность употребления с наречием очень;
– наличие антонимов или синонимов.
Работа над орфограммой.
– Произнесите слова пастушья, овечья.
– Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв?
– Отобразите это в транскрипциях слов.
– Какова функция мягкого знака в этих словах?
– Почему нельзя утверждать, что мягкий знак здесь указывает на мягкость предыдущего согласного?
Упражнение 300 (работа у доски и в тетрадях).
Игра «Бюро находок».
Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома.
– Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.
Находка | Признаки | Чья? Чей? |
мяч | маленький резиновый |
– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.
Находка | Признаки | Чья? Чей? |
мяч | маленький резиновый | Сашин |
– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, поэтому их нужно писать с прописной буквы.
После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей.
Вместо игры «Бюро находок» учитель может предложить самостоятельную работу по упражнению 298.
Итог урока.
– По какому признаку мы выделяем разряды прилагательных?
– Можно ли считать прилагательное качественным, если оно не имеет степени сравнения? Обоснуйте свой ответ.
– Можно ли считать прилагательное относительным, если оно имеет краткую форму? Обоснуйте свой ответ.
– Можно ли образовать притяжательное прилагательное от существительного среднего рода? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание:упражнения 299, 293 (выписать слова с пропущенными буквами).
Уроки 79–80.
Развитие речи. выборочное изложение
Упражнение 297.
1. Работа с первой частью отрывка. (Чтение; части делятся по абзацам.)
– Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.)
– Определите хронологический порядок:
1) «сделалась метель»;
2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»;
3) «поднялся ветер»;
4) «небо слилося с землею»;
5) «в одну минуту дорогу занесло».
Ответ: 3, 1, 5, 2, 4.
– Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)