Работа со второй частью отрывка

– Как погода повлияла на маршрут Владимира?

– Какие действия он предпринял?

– Опишите поле.

(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)

Работа с третьей частью отрывка.

– Как изменилось состояние Владимира? Почему?

– Опишите погоду.

– Как вы понимаете выражение «мрак дерев, обнаженных зимою»?

(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)

– Проведите параллель между состоянием Владимира и природы на протяжении всего отрывка.

(Чтение отрывка целиком.)

Самостоятельная работа (написание изложения).

Дополнительное задание: подчеркнуть в тексте изложения 3 прилагательных, указать их разряд.

Урок 81.
Морфологический разбор имени прилагательного

Работа с текстом упражнения 302.

– Прослушайте текст. Почему он так называется?

– Определите стиль текста.

– Вспомните, что обозначают прилагательные.

– Изменился ли бы текст, если бы в нем отсутствовали прилагательные?

– Объясните постановку тире в первом предложении.

– Какие прилагательные использует автор для описания снегов? Назовите их начальные формы.

– Запишите предложение, сделайте разбор по членам предложения.

– Посмотрите на знаки препинания в конце предложений первого абзаца. Каково настроение автора? Обоснуйте свой ответ.

– Назовите средства, с помощью которых автор оживляет сугробы, деревья.

– Как вы понимаете «дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжелые головы деревьев»? Перепишите второй абзац. Найдите прилагательные и укажите их разряд.

– Прочитайте текст до конца. В чем проявляется волшебство зимнего леса? С помощью какого прилагательного автор характеризует «сказочных» существ? (Белый.)

– Выпишите все предложения с этим прилагательным. Обозначьте его род, число, падеж.

– Какова роль прилагательных в тексте?

Беседа.

– Что значит – произвести морфологический разбор имени прилагательного?

– Рассмотрите план разбора на с. 126 учебника. Сложный он или простой?

– Почему нельзя использовать простой план при морфологическом разборе имени прилагательного?

– Значение каких пунктов плана вам непонятно?

Упражнение 303.

Самостоятельная работа.

– Сделайте разбор прилагательных.

I вариант:

Легкий3ветерок чуть колышет зеленые2поля пшеницы.

II вариант:

Лесной2воздух чище, он увеличивает жизненную3силу.

Домашнее задание:упражнения 291, 292 (на выбор учащихся); сделать морфологический разбор трех прилагательных из сочинения.

Урок 82.
Не с прилагательными

Работа с предложением.

Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом.

– Откуда эти строки? (И. А. Крылов «Волк и Ягненок»)

– Кому они принадлежат? К кому обращается Волк?

– Как он его называет?

– Какую роль выполняет слово «наглец» в предложении?

– Как обращение выделяется на письме? Поставьте необходимые знаки препинания.

– Какое это предложения по цели высказывания? Поставьте необходимый знак препинания в конце предложения.

– Найдите прилагательные. В каких лексических отношениях они состоят? (Антонимичных.)

– Выделите приставку в прилагательном нечистым.

– Сегодня на уроке мы будет изучать правило правописания не с прилагательными.

– Запишите тему урока.

Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте теоретические сведения на с. 128 учебника.

– Что общего и различного в правилах «НЕ с существительными» и «НЕ с прилагательными»?

– Составьте алгоритм.

Учащиеся представляют свои алгоритмы, выбирают из них наиболее оптимальный.

Упражнение 305.

Учащиеся выходят по цепочке к доске, выписывают прилагательные, обозначают условия выбора слитного и раздельного написания. Остальные то же выполняют в тетради.

Упражнение 306 (комментированное письмо).

Составь шифр» (упражнение 307).

Устно определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с НЕ.

Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.

В итоге в тетради должен появиться следующий шифр: с р р с р с с с с р.

Итог урока.

– Сейчас я буду читать текст. Ваша задача – хлопнуть в ладоши один раз, если слово с НЕ нужно писать слитно, два раза, если слово с НЕ нужно писать раздельно.

1) Быстрыми шагами я взобрался на холм и увидел (не) известные мне места.

2) Я остановился в (не) доумении, оглянулся.

3) Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.

4) Я добрался до угла леса, но там (не) было дороги.

5) Мне попалась какая-то (не) торная, заросшая тропинка.

6) Я обогнул бугор и очутился в (не) глубокой лощине.

По этому же тексту будет проводиться диктант в конце темы.

Домашнее задание:упражнение 308.

Урок 83.
НЕ с прилагательными

Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

Устный ответ по карточке.

Закончи предложения:

Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно:

1. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется, то...

2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то...

3. Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то...Если не относятся, то...

Игра «Подбери пару».

– Сейчас я буду называть словосочетания «прилагательное + существительное». Ваша задача – подобрать к ним пару, заменив прилагательные синонимами с не.

Например, плохая погода – ненастная погода.

Рассеянный ученик, огромный успех, кратковременные дожди, молчаливый юноша, грустный вид, чужой человек, простой рассказ.

Работа с текстом.

На доске написан текст. Учащимся предлагается списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставить знаки препинания. Определить, в каких прилагательных не является приставкой, а в каких – частью корня.

ЛИСА И ЕЖ

Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!

А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?

Да не то чтобы (не) кр..сивый...

Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?

Да не то чтобы (не) уклюжий...

Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?

Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.

Н. Сладков

Наши рекомендации