Работа со второй частью отрывка
– Как погода повлияла на маршрут Владимира?
– Какие действия он предпринял?
– Опишите поле.
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
Работа с третьей частью отрывка.
– Как изменилось состояние Владимира? Почему?
– Опишите погоду.
– Как вы понимаете выражение «мрак дерев, обнаженных зимою»?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
– Проведите параллель между состоянием Владимира и природы на протяжении всего отрывка.
(Чтение отрывка целиком.)
Самостоятельная работа (написание изложения).
Дополнительное задание: подчеркнуть в тексте изложения 3 прилагательных, указать их разряд.
Урок 81.
Морфологический разбор имени прилагательного
Работа с текстом упражнения 302.
– Прослушайте текст. Почему он так называется?
– Определите стиль текста.
– Вспомните, что обозначают прилагательные.
– Изменился ли бы текст, если бы в нем отсутствовали прилагательные?
– Объясните постановку тире в первом предложении.
– Какие прилагательные использует автор для описания снегов? Назовите их начальные формы.
– Запишите предложение, сделайте разбор по членам предложения.
– Посмотрите на знаки препинания в конце предложений первого абзаца. Каково настроение автора? Обоснуйте свой ответ.
– Назовите средства, с помощью которых автор оживляет сугробы, деревья.
– Как вы понимаете «дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжелые головы деревьев»? Перепишите второй абзац. Найдите прилагательные и укажите их разряд.
– Прочитайте текст до конца. В чем проявляется волшебство зимнего леса? С помощью какого прилагательного автор характеризует «сказочных» существ? (Белый.)
– Выпишите все предложения с этим прилагательным. Обозначьте его род, число, падеж.
– Какова роль прилагательных в тексте?
Беседа.
– Что значит – произвести морфологический разбор имени прилагательного?
– Рассмотрите план разбора на с. 126 учебника. Сложный он или простой?
– Почему нельзя использовать простой план при морфологическом разборе имени прилагательного?
– Значение каких пунктов плана вам непонятно?
Упражнение 303.
Самостоятельная работа.
– Сделайте разбор прилагательных.
I вариант:
Легкий3ветерок чуть колышет зеленые2поля пшеницы.
II вариант:
Лесной2воздух чище, он увеличивает жизненную3силу.
Домашнее задание:упражнения 291, 292 (на выбор учащихся); сделать морфологический разбор трех прилагательных из сочинения.
Урок 82.
Не с прилагательными
Работа с предложением.
Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом.
– Откуда эти строки? (И. А. Крылов «Волк и Ягненок»)
– Кому они принадлежат? К кому обращается Волк?
– Как он его называет?
– Какую роль выполняет слово «наглец» в предложении?
– Как обращение выделяется на письме? Поставьте необходимые знаки препинания.
– Какое это предложения по цели высказывания? Поставьте необходимый знак препинания в конце предложения.
– Найдите прилагательные. В каких лексических отношениях они состоят? (Антонимичных.)
– Выделите приставку в прилагательном нечистым.
– Сегодня на уроке мы будет изучать правило правописания не с прилагательными.
– Запишите тему урока.
Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте теоретические сведения на с. 128 учебника.
– Что общего и различного в правилах «НЕ с существительными» и «НЕ с прилагательными»?
– Составьте алгоритм.
Учащиеся представляют свои алгоритмы, выбирают из них наиболее оптимальный.
Упражнение 305.
Учащиеся выходят по цепочке к доске, выписывают прилагательные, обозначают условия выбора слитного и раздельного написания. Остальные то же выполняют в тетради.
Упражнение 306 (комментированное письмо).
Составь шифр» (упражнение 307).
Устно определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с НЕ.
Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.
В итоге в тетради должен появиться следующий шифр: с р р с р с с с с р.
Итог урока.
– Сейчас я буду читать текст. Ваша задача – хлопнуть в ладоши один раз, если слово с НЕ нужно писать слитно, два раза, если слово с НЕ нужно писать раздельно.
1) Быстрыми шагами я взобрался на холм и увидел (не) известные мне места.
2) Я остановился в (не) доумении, оглянулся.
3) Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.
4) Я добрался до угла леса, но там (не) было дороги.
5) Мне попалась какая-то (не) торная, заросшая тропинка.
6) Я обогнул бугор и очутился в (не) глубокой лощине.
По этому же тексту будет проводиться диктант в конце темы.
Домашнее задание:упражнение 308.
Урок 83.
НЕ с прилагательными
Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
Устный ответ по карточке.
Закончи предложения:
Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно:
1. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется, то...
2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то...
3. Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то...Если не относятся, то...
Игра «Подбери пару».
– Сейчас я буду называть словосочетания «прилагательное + существительное». Ваша задача – подобрать к ним пару, заменив прилагательные синонимами с не.
Например, плохая погода – ненастная погода.
Рассеянный ученик, огромный успех, кратковременные дожди, молчаливый юноша, грустный вид, чужой человек, простой рассказ.
Работа с текстом.
На доске написан текст. Учащимся предлагается списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставить знаки препинания. Определить, в каких прилагательных не является приставкой, а в каких – частью корня.
ЛИСА И ЕЖ
Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!
А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?
Да не то чтобы (не) кр..сивый...
Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?
Да не то чтобы (не) уклюжий...
Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?
Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.
Н. Сладков