Орфоэпическая минутка. Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке
Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке.
Пломбирует, закупоривает, ходатайство, уведомить, Саввична, приняла, мытарства, облегчит.
Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Арину Саввичну [шн], но та приняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?
Повторение.
Лингвистическая задача.
– Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественном числе?
– Запишите словами и поставьте в формы родительного и творительного падежей числа: 15, 55, 674, 980, 840.
Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте на с. 153 учебника о склонении числительного полтора.
– Назовите особенности этого числительного.
Упражнение 365.
Работа с дробными числительными.
– Вспомните, что обозначают дробные числительные.
– Что обозначает каждая цифра в дроби?
– Почему дробные числительные состоят их двух частей?
– Прочитайте о склонении дробных числительных на с. 154. Найдите сходства и отличия в склонении целых и дробных числительных.
История об арбузе Фэнела.
Фэнел знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и сестренка, на три части – он, сестренка и мама, на четыре – он, сестренка, мама и папа, а если разрезать его на пять частей – то будут есть и он, и сестренка, и мама, и папа, и дедушка!..
И когда папа приносит Фэнелу арбуз, Фэнел делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!..
– Запишите, используя дробные числительные, сколько арбуза достанется Фэнелу, если он поделит его на две; три; четыре; пять частей.
Упражнение 367.
Словарный диктант (упражнение 369).
Домашнее задание:упражнение 368.
Уроки 101–102.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Выборочное изложение
1. Тест.
Хлопнуть в ладоши, если ответ отрицательный.
1) Митраше было 10 лет.
2) Насте 8 лет.
3) Митраша был высокий.
4) Его называли «мужичок в мешочке».
5) У Митраши не было веснушек.
6) Его нос глядел вверх.
2. Работа с планом.
Учитель вызывает несколько учеников к доске. Они представляют составленные дома планы описания Митраши. Класс анализирует их и составляет один план, наиболее оптимальный, общий.
Например:
1. Внешность Митраши.
2. Занятия Митраши:
1) бондарство;
2) хозяйство;
3) общественное дело.
3. Отношения между Митрашей и Настей.
4. Самостоятельное чтение подготовленных отрывков из повести.
5. Самостоятельная работа (написание изложения).
Дома учащиеся должны были отметить абзацы в первой части повести М. Пришвина «Кладовая солнца», в которых говорится о Митраше.
1. Составление плана рассказа о Митраше.
Устный рассказ о Митраше.
Изложение.
Домашнее задание:собрать цифровые факты по определенной теме (на выбор).
Урок 103.
Собирательные числительные
Фразеологическая минутка.
На доске написаны фразеологизмы:
как две капли воды
с три короба
убить двух зайцев
– С помощью словаря объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения.
– Укажите числительные в данных предложениях и их разряд.
Игра «Третий лишний».
1) один, двое, пять
2) три девятых, семеро, две шестых
3) шести, четырех, четверых.
– Что обозначают лишние числительные?
Работа с теоретическим материалом.
Учитель называет количественные числительные: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Задача учащихся – образовать от них собирательные.
– С помощью какого суффикса образуются собирательные числительные?
– Попробуйте образовать собирательное числительное от целого числительного один. Почему это невозможно?
– Попробуйте согласовать числительное двое с существительными мальчики, дом, девочки, котята, ручка, ножницы, сало.
– Сделайте вывод, с какими существительными могут согласовываться собирательные числительные. Прочитайте правило в учебнике (с. 155).
– Просклоняйте словосочетание семеро козлят по падежам.
– Что можно сказать о склонении данных существительных?
Упражнения 370, 372.
Инсценировка.
В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель.
Учитель (обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.
1-й ученик. Нам обеим подойти?
Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.
2-й ученик. Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель. Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.
1-й ученик. Почему вдруг женского?
Учитель. Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2-й ученик. Ясно!
Учитель. Обоим ясно?
Ученики (вместе): Обоим!
Учитель. Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?
1-й ученик. Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
2-й ученик. Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
1-й ученик. Какие такие обеи?
2-й ученик. Какие? С цветочками.
Учитель. А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?
2-й ученик. Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.
Учитель (обращается к классу): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.
Упражнение 373.
Итог урока.
– По представленному плану расскажите все, что вы узнали о собирательных числительных.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
б) четверо мальчиков, пятеро медвежат, двое саней, нас трое;
в) семерым козлятам (окончание, как у прилагательных во мн. ч.);
г) оба, обе – обоими, обеими.
Домашнее задание:
1) Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных, 5 орфографических.
2) Подготовиться к диктанту, упражнение 375.
Урок 104.
Порядковые числительные